1
Изобретение относится к области запорной арматуры и предназначено преимущественно для управления вентилем с двумя запорными органами перекрывающими проход в трубопровод дах первого контура энергетических установок.
Известен привод ручной (для управления вентилями, имеющими два запорных органа) , в которых ходовая совместно с удерживающим устройством, взаимодействуя со штоком (винтом), приводит в работу два запорных органа, размещенных на общем штоке, и уплоняет их по корпусу в одно и то же время l}.
При этом в пpивo e используется принцип работы струбцины, т. е. стягивания одного запорного органа навстречу другому запорному органу одновремен но.
Недостатком этого привода является то, что хотя он и управляет двумя запорными оргааами в вентиле, но не позволяет их закрывать последовательно,- т. е. сначала один запорный орган, а потом другой.
Известен также вентиль, в корпусе которого установлены два коаксиально расположенных запорных органа, управляемых приводом, содержащим ходовую гайку, связанную со штоком с-одной стороны, а с другой стороны - посредством переключающего устройства с
хвостовиком 2 .
В известном,вентиле, хотя и возможно последовательное закрытие и открытие запорных органов, но наличие в приводе двух переключаквдих устройств
О приводит к усложнению кинематической схемы конструкции, а, следовательно, к понижению его эксплуатационной на.дежности.
Цель изобретения - повьииение экс15 (плуатационно% надежности устройства. Это достигается тем, что в п едтагаемой конструкции внешний запорный орган выполнен с резьбовым хвостовиком, на ходовой гайке вьлполнен
20 дополнительный резьбовой участок, образующий с хвостовиком внешнего запорного органа резьбовую пару, а хвостовик переключающего устройства размещен между штоком и хвостовиком
25 внешнего запорного органа.
На фиг. 1 изображена приводная часть вентиля, продольный разрез на фиг. 2 - запорная.часть вентиля, продольный разрез} на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. I; на фиг. 5 - разрез Г-Г на фиг. 1. Вентиль включает в себя корпус 1, в котором установлены два коаксиально запорных органа: внутренний (основной) 2 и внешний (дополнительный 2, шток 4, с ходовой гайкой 5 и переключающим устройством 6. Корпус 7 привода закреплен на кор пусе 1 вентиля и имеет в нижней части продольный паз 8 под шпонку 9 внешнего (дополнительного) запорного органа 3, который выполнен с резьбовым хвостовиком 10. На ходовой гайке 5 выполнен дополнительный резьбовой участок 11, образующий с хвостовиком 10 резьбовую пару. Внутренняя поверх ность 12 хвостовика 10 выполнена мно гогранной, а хвостовик 13 переключаю щего устройства 6 размещен между што ком. 4 и хвостовиком 10 внешнего (дополйительного) запорного органа 3. Внутренний (основной) запорный ор ган 2 имеет в верхней части буртик 14, которым посредством аксиальноподвижной скобы 15 соединяется со штоком 4 через его бурт 16. В среднюю часть внутреннего осно ного запорного органа 2 запрессован палец 17, концы которого входят в продольную прорезь 18, выполненную на внешнем (дополнительном) запорном органе 3, удерживающим от проворота внутренний запорный орган 2. Скоба 1 позволяет штоку 4 вращаться и соединяет его с невращающимся внутренним (основным) запорным органом 2 ..для сообщения ему поступательного перемещения. По центру скобы 15 верхнее ее отверстие выполнено многогранным (см. фиг. 4), в нижние - круглым (см, фиг . 5) . Шток 4 с одной стороны соединен; с ходовой гайкой 5 посредством резьбовой поверхности головки 19 и имеет в средней части цилиндрический участок с выполненными на нем продольными пазами 20 и заканчивающийся кольцевой проточкой 21, через которые он взаимодействует с зубьями 22 переключающего устройства 6. Межд корпусом 7 и фланцем ходовой гайки 5 установлена возвратная пружина 23. В средней части ходовая гайка 5 имее кольцевой прилив. 24, являющийся опор ным участком, в котором выполнены радиальные отверстия 25, где размещены поперечные детали 26, пропущенные в кольцевой паз 27 переключающег устройства б и образующие аксиальноподвижное соединение ходовой гайки 5 и переключающего устройства б. На верхней наружной поверхности ходовой гайки 5 выполнен шестигранник 28 для управления вентилем. В корпусе 1 установлена регулировочная прокладка 29, определяющая положение упора 30, служащего для ограничения осевого перемещения ходовой гайки 5 при ее обкатывании по резьбе головки 19 штока 4. Работа вентиля осуществляется следующим образом. Для закрытия вентиля вращают шес агигранник 28 ходовой гайки 5 по часовой стрелке. При э-том ходовая гайка 5 под действием предварительно сжатой возвратной пружины 23 остается неподвижной в продольном осевом направлении, но перемещаясь аксиально (совершая обороты вокруг оси), путем одновременного взаимодействия своими резьбовыми поверхностями с OTBexi-sHNiH резьбовыми поверхностями штока 4 (его головки 19). и внешнего (дополнительного) запорного органа 3 совместно перемещает их, а значит и внутренний (основной) запорный орган 2 в продольноосевом направлении пниз, т. к. шток 4 и внешний (дополнительный) :.запорный орган 3 аксиально удержаны от поворота (путем взаимодействия между собой продольных пазов 20 с зубьями 22, граней хвостовика 13 с мно.гогранной поверхностью 12, шпонки 9 с продольнЕям пазом 8 неподвижного корпуса 7, которым и гасятся радиальные усилия, возникающие от вращения ходовой гайки 5). Одновременно с этим про.исходит продольное скольжение пазоЕ 20 по зубьям 22 к мнозгогранной внутренней поверхности 12 по граням КЕостовика 13 переключающего устройслза 6, а также кольцевое (аксиально;-) скольжение поперечных деталей 26 по пазу 27. Это происходит до тех пор, пока внутренний (основной) запорный орган 2 не закроет проход сре,цы. Окончательное закрытие вентиля осуществляется путем далькейше):о вращения шестигранника 28 .ходовой гайки 5 по часовой стрелке. При этом происходит сжатие возвратной пружины 23, дающей усилия уплотнения в вентиле и перемещение ходовой гайки 5 (ее обкатывание) по резьбе головки 19 и резьбовой части хвостовика 10 в верхнем нагфавлении; перемеи ение вверх соединенного с ходовой гайкой 5 переключающего устройства 6 (т. е. начинается его срабатывание), обеспечивающего скольжение зубьев 22 по продольным пазам 20 в том же верхнем направлении и выход в кольцевую проточку 21 штока 4 зубьев 22 переклю-чающегоустройства 6 (т. е. заканчивается срабатывание переключающего устройства) с достижением фланцам ходовой гайки 5 упора 30 в корпус 7 привода. Шток 4 совместно с головкой 19 поворачивается совместно с ходовой гайкой 5, что обеспечивает дальнейшее поступательное движение внешнего ,дополнительного) запорного органа j на
его закрытие, в результате чего создается вторичное уплотнение вентиля.
Для открытия вентиля вращают шестигранник 28 против часовой стрелки. При этом ходовая гайка 5, оставаясь неподвижной в продольном направлении, но перемещаясь аксиально ( обороты вокруг оси), путем взаимодействия поверхности дополнительного резьбового участка 11 с резьбоаьм хвостовиком 10 внешнего (дополнительного) запорного органа 3 перемещает его в крайнее верхнее псэтожение до упора продольной прорезью 18 в палец 17 внутреннего Сосновного запорного органа 2, в результате чего начинается продольное перемещение ходовой гайки 5 вниз, а также разжатие возвратной пружины 23 и опускание вместе с ходовой гайкой 5 переключающего устройства б (при скольжении поперечных деталей 26 по кольцевой проточке 27) на включение, когда зубья 22 войдут в продольные пазы 20 штока 4, который в результате этого вместе с головкой 19 будет удержан при дальнейшей работе от поворота.
После того, как ходовая гайка 5 дойдет до крайнего нижнего положения, обкатывание ее прекратится, и при дальнейшем вращении она, взаимодействуя своими резьбовыми участками с головкой 19 штока 4 и резьбовым хвостовиком 10 внешнего (дополнительного)
запорного органа 3, начнет поднимать его и внутренний (основной/ запорный орган 2 совместно в крайнее верхнее положение, в результате чего вентиль полностью откроется.
Формула изобретения
Вентиль, в корпусе которого установлены два коаксиально расположенных запорных органа, управляемых приводом, содержащим ходовую гайку, связанную со штоком с одной стороны резьбовым участком, а с другой - посредством переключающего устройства с хвостовиком, отличаю щнйс я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, внешний запорный орган выполнен с резьбовьв4 хвостовиком, на ходовой гайке выполнен дополнительный резьбовой участок образующий с хвостовиком внешнего запорного органа резьбовую пару, а хвостовик переключающего устройства размерен между штоком и хвостовиком внешнего запорного органа.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР 294991, КЛ. F 16 К 41/10, 1969.
2.Авторское свидетельство СССР по заявке 2350383/25-08,
кл, F 16 К 31/44, 1976.
2Э
23
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Вентиль | 1982 |
|
SU1093861A1 |
Электрический привод | 1986 |
|
SU1352140A1 |
ВЕНТИЛЬ | 1998 |
|
RU2151940C1 |
Клапан | 1990 |
|
SU1766278A3 |
Кран | 1980 |
|
SU922392A1 |
КРЕПЕЖНОЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2217629C1 |
КЛАПАН | 1992 |
|
RU2076257C1 |
Вентиль | 1977 |
|
SU655861A1 |
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ | 1991 |
|
RU2023898C1 |
СЕЛЕКЦИОННЫЙ КОМБАЙН С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ УЧЕТА СОБРАННОЙ МАССЫ | 1992 |
|
RU2045149C1 |
Редактор Нечаева Заказ Составитель М. Кольцова Техред д. Еабинец Корректор с. Щомак 6732/63 Тираж 1006 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Жг35, Раумская наб., д. 4/5 Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Авторы
Даты
1981-09-07—Публикация
1978-09-15—Подача