Устройство фиксации вала в охватывающем узле Советский патент 1980 года по МПК F16B1/00 

Описание патента на изобретение SU748047A1

(54) УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ ВАЛА В ОХВАТЫВАЮЩЕМ УЗЛЕ

I

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных средствах, в частности в узле подвески трапа при повышенном отклонении от соосности сопряженных деталей.

Известно устройство соединения вала с полой цилиндрической деталью, содержащее байонетный затвор в виде штифта, запрессованного в отверстие полой детали, и кольцеобразной проточки с лыской на конце вала и подпружиненный втулочный фиксатор с буртом (1.

Недостатки указанного известного устройства обусловлены затрудненностью центровки и необходимостью изготовления деталей с повышенной точностью, сложностью и трудоемкостью изготовления и монтажа.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является устройство фиксации вала в охватывающем узле применительно к узлу фиксации петли на оси трапа транспортного средства, содержащее вал с концом квадратного сечения для фиксации его в петле, кронштейн с фланцами и стенками с квадратными отверстиями для жесткого закрепления вала, и петлю трапа с площадкой

для плотного прилегания и приварки панели трапа и с квадратным отверстием для сопряжения с ответным профилем вала трапа 2.

Недостатки этого устройства обусловлены сложностью и трудоемкостью обработки сопряженных деталей, затруднительностью монтажа в связи с неизбежностью потери соосности вследствие приварки панелей и разнесенности переднего и заднего кронштейнов, и наличием радиального люфта.

10

Цель изобретения состоит в разработке устройства фиксации вала в охватывающем узле, в частности в узле подвески трапа транспортного средства.

Поставленная цель достигается тем, что

15 вал выполнен с поперечным отверстием и снабжен установленным в отверстии штифтом с эксцентричными компенсационными шайбами на концах, а охватывающий узел выполнен с направляющими Г-образными 2Q пазами для упомянутых шайб.

На фиг. 1 схематически изображено устройство фиксации вала в охватывающем узле с торца; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фнг. 3 - возможный диапазон несоосности смонтированных устройств; на фиг. 4часть общего вида транспортного средства с подвеской трапа в исходном положении.

Устройство фиксации вала в охватывающем узле состоит из охватывающего узла и вала 2 (ось петли трапа в сборе).

Охватывающий узел 1 устройства состоит из двух кронштейнов, изготовленных путем холодной штамповки из листовой стали: верхний кронштейн 3 охватывающего узла 1 выполнен так, что вертикальные полки 4 служат местом крепления верхнего кронштейна 3 к корпусу транспортного средства 5, а горизонтальные полки 6 служат местом соединения (сварки) с нижним кронштейном 7 и образуют верхнее посадочное полугнездо для вала 2 (оси петли трапа). На горизонтальной площадке верхнего кронштейна 3 пробит Г-образный паз 8. Нижний кронштейн 7 выполнен аналогично .верхнему кронштейну 3, где горизонтальные полки 6 также служат местом соединения (сварки) с верхним кронштейном 3 и .образуют нижнее посадочное полугнездо для вала 2.

На горизонтальной площадке нижнего кронштейна 7 пробит Г-образный паз 8.

Соединение сваркой верхнего кронштейна 3 и нижнего кронштейна 7 образует посадочное гнездо 9 для вала 2.

Вал 2 выполнен из толстостенной трубы, в стенках поперечного сечения которой запрессован штифт 10 перпендикулярно продольной оси вала.

На нижнюю часть штифта, выходящую за наружную поверхность вала, устанавливается эксцентричная компенсационная шайба 11, ось отверстия которой смещена относительно центра компенсационной шай-. бы на величину возможной несоосности.

Торец нижней части запрессованного штифта развальцовывается с обеспечением легкого проворачивания компенсационной щайбы 11 вокруг своей оси.

На верхнюю часть запрессованного штифта аналогично нижней устанавливается такая же компенсационная шайба П. Верхний торец штифта развальцовывания с обеспечением легкого проворачивания компенсационной шайбы П. Торец 12 транспорт-, ного средства в собранном виде имеет два установленных (приваренных) кронштейна трапа 13 вала 2. На корпусе транспортрого средства жестко закреплена застежка 14.

При установке трапа 12 на корпус транспортного средства 5 необходимо валы 2 (оси петли трапа) вставить в гнезда охватывающих узлов I так, чтобы штифты с компенсационными шайбами вошли в начало открытых пазов до упора.

Для фиксации трапа 12 в радиальном направлении его необходимо переместить в осевом направлении в пазах 8 до упора. В таком состоянии продольные пазы вдоль оси транспортного средства надежно фиксируют трап от взаимного проворачивания с выбором всех зазоров и несоосности компенсационными шайбами. Фиксация вала в осевом направлении осуществляется за счет застежки 14, установленной на корпусе транспортного средства и скобы приваренной к трапу.

Так как трап транспортного средства имеет повышенные габариты, то установка охватывающих узлов на корпусе транспортного средства всегда связана с повышенным o отклонением от соосности.

Установка (приварка) осей петли трапа на самом трапе, имеющем повышенный габарит, также связана с повышенным отклонением от соосности.

Компенсационные шайбы II при перемещечии трапа механически выбирают свое положение в пазах и тем самым препятствуют взаимному повороту вала в гнезде . охватывающего узла и исключают радиальные люфты.

0 Таким образом, предложенное устройство надежно фиксирует вал (ось петли трапа) в радиальном направлении, что очень важно при использовании его на транспортных средствах, где в условиях бездорожья во время движения транспортного средства возникают нагрузки, стремящиеся расшатывать и обрывать фиксации.

Одним из преимуществ предложенного устройства является то, что все узлы конструкции не требуют большой точности 0 изготовления сопряженных деталей, позволяют производить навеску и фиксацию трапов с увеличенным отклонением от соосности и могут эксплуатироваться во всепогодных условиях, не боясь коррозии сопряженных поверхностей.

В процессе эксплуатации при установке и съеме трапов с транспортного средства всю необходимую работу может выполнять один человек, так как имеется возможность расфиксировать застежку и снять трап.

Формула изобретения

Устройство фиксации вала в охватывающем узле сопряженными поверхностями, отличающееся тем, что, с целью снижения трудоемкости изготовления и монтажа и повышения надежности работы, вал выполнен с поперечным отверстием и снабжен установленным в упомянутое -отверстие 0 штифтом с эксцентричными компенсационными шайбами на концах, а охватывающий узел выполнен с направляющими Г-образными пазами для упомянутых шайб.

HcTO4fy tKH информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 530965, кл. F 16 В 21/04, 1976.

2. Автомобиль-транспортер ЛуАЗ-967М. Инструкция по эксплуатации. К., 1975, с. 146.

Похожие патенты SU748047A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСКОРЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ МНОГООПОРНЫХ ДОЖДЕВАЛЬНЫХ МАШИН ФРОНТАЛЬНОГО И КРУГОВОГО ДЕЙСТВИЯ 1998
  • Колганов А.В.
  • Бородычев В.В.
  • Салдаев А.М.
  • Рогачев А.Ф.
  • Мазаева Т.И.
RU2129262C1
ОПОРНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО ГИДРОМАНИПУЛЯТОРА 1998
  • Апальков В.Д.
  • Богданов В.О.
  • Марданов Р.Д.
  • Мошкин В.С.
  • Клочихин Н.В.
  • Оконьский А.Б.
  • Пырьев А.А.
  • Пяткин В.А.
  • Шабриков А.В.
RU2157787C2
ШТИФТОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ 1999
  • Арефин О.Ю.
RU2158383C1
ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО 1990
  • Пейгин Феликс Исаакович
  • Долгин Михаил Давидович
RU2010936C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ЭНЕРГИИ ОТ НЕПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА К ПОДВИЖНОМУ 2000
  • Дозоров С.Н.
  • Ростовцев Л.А.
  • Удод А.К.
  • Васюк В.А.
RU2208882C2
ПЕТЛЯ ДВЕРНАЯ 2007
  • Посохов Николай Геннадьевич
  • Калкаманов Руслан Фатхелбаянович
RU2353744C1
ВЗВЕШИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ 1993
  • Салдаев Александр Макаревич
RU2091723C1
Рулевая колонка транспортного средства 1983
  • Уголев Сергей Васильевич
SU1131734A1
ДИВАН ЛЕТАТЕЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2021
  • Калачев Алексей Александрович
  • Хоснетдинов Ринат Ростамович
RU2760597C1
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2001
  • Неуймин Е.П.
RU2204490C1

Иллюстрации к изобретению SU 748 047 A1

Реферат патента 1980 года Устройство фиксации вала в охватывающем узле

Формула изобретения SU 748 047 A1

SU 748 047 A1

Авторы

Козлов Вадим Павлович

Даты

1980-07-15Публикация

1978-06-30Подача