Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано для проведения фор мировки, тренировки и испытани.;й аккумуляторов на емкость. Известно устройство для заряда и разряда аккумуляторных батарей, содержащее трансформатор, магнитный усилитель, вьтрямительный мост, усилитель постоянного тока, блок опорно го напряжения и источник стабилизированнохо напряжения 1 . Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является ус ройство для зарядки и разрядки акку муляторной батареи, содержащее регулируемый преобразователь напрял ения выполненный на базе магнитного усили теля с элементами внутренней положительной обратной связи, усилитель по стоянного тока, полупроводниковый ст билизатор напряжения, блок сравнения, блок резисторов обратной связи контрольно-обегающую систему, узел поэлементного отключения и узел задержки 2} . Контроль за степенью заряда (разряда) аккумуляторов и отключение их в конце заряда (разряда) осуществляется с помощью контрольно-обегающей системы и блока сравнения с уставками опорного напряжения, сигнал с которого поступает на узел позлементного отключения и соответствующий аккумулятор отключается из цепи заряда (разряда). Недостатком известного устройства для зарядки и разрядки аккумуляторной батареи, является то, что в нем не предусмотрен контроль за неисправнос.тью блока сравнения. Обычно блок сравнения представляет собой полупроводниковое устройство, которое сравнивает конечное напряжение заряда (разряда) аккумулятора с опорным напряжением уставки, при котором он должен отключаться из силовой цепи. В результате сравнения напряжения на выходе блока сравнения появляется сигнал. БЛОК сравнения может быть неисправен по различным причинам, например, перегрузка его по входу, которая ведет к выходу из строя полупроводниковых элементов, непроизвольный сбой уставок опорного напряжения, исчезновение или изменение напряжения питания. Неисправность блока сравнения в процессе заряда (разряда) аккумуляторов недопустима, так как при достижении аккумулятором напряжения конца заряда (разряда) сигнал на выходе блока сравнения отсутствует и аккумулятор не выключается из цепи заряда (разряда), что приводит к выходу ак;КУМУЛЯТОРОВ ИЗ СТрОЯ.
Цель изобретения - повышение надежности устройства.
Поставленная цель достигается тем что в устройство для заряда и разряда аккумуляторной батареи, содержащее регулируемый преобразователь напряжения связанный с батареей аккумуляторов, измерительные цепи которых соединены с П -1 входами контрольно-обегающей системы, выход которой подключен к блоку сравнения, соединенному со стабилизатором напряжения, прямой выход блока сравнения соединен с ключом, связанным с контрольно-обегающей системой, выход которого соединен с преобразователем напряжения и узлом задержки, подключенным к узлу поэлементного отключения, связанному с батареей аккумуляторов, введены датчик контрольного напряжения, вход которого соединен со стабилизатором напряжения, а выход датчика подключен к п входу контрольно-обегающей системы, дополнительный ключ, связанный с контрольно-обегающей системой, и своим входом соединенный с инверсным ВЫХОД9М блока сравнения, а выходом со входом второго узла задержки, подключенного, к блоку сигнализации.На чертеже представлена блок-схема устройства.
Устройство для заряда и разряда аккумуляторных батарей содержит регулируемый преобразователь 1 напряжения, батарею 2 аккумуляторов, контрольно-обегающую систему 3 со входами 4 4, выходом 5, ключи
б и 7, блок 8 сравнения с прямым выходом 9 . и инверсным выходом 9 , устройство 10 задержки, узел 11 поэлементного отключения, стабилизатор 12 напряжения, датчик 13 контрольного напряжения, узел 14 задержки, блок 15 сигнализации.
Устройство работает следующим образом.
При работе контрольно-обегающей системы 3 напряжение каждого из п-1 аккумуляторов поочередно подается через входы на вход блока 8
сравнения, а через вход 4 систег/и 3 на блок 8 сравнения подается напряжение датчика 13 контрольного напряжения.
На каждом 4 шаге контрольно-обегающей системы блок 8 сравнения в исправном состоянии срабатывает, так как напряжение датчика 13 контрольного напряжения установлено на заряде выше напряжения уставки блока 8. сравнения на величину, определяемую порогом срабатывания блока сравнения.
Следует отметить, что на разряде напряжение датчика устанавливается чиже напряжения уставки блока сравнения.
На прямом выходе 9 блока В сравнения появляется сигнал, но он не проходит на узел 10 задержки, так как ключ 6, управляемый по сигналам с контрольно-обегающей системы 3, в п-ом положении системы разомкнут, а узел 14 задержки не срабатывает, потому что сигнал на выходе 9 блока В сравнения отсутствует, хотя в этом положении ключ 7, управляемый по сигналам с контрольно-обегающей системы, замкнут.
В положении 4, 4.. системы ключ 6 замкнут, а ключ 7 разомкнут.
Поэтому, когда напряжения п аккумулятора на п шаге системы достигает значения выые (на заряде), ниже (на разряде) напряжения уставки блока сравнения на величину, обусловленную порогом срабатывания, на прямом выходе блока сравнения появляется сигнал, который через замкнутый ключ б воздействует на преобразователь 1, с целью снижения тока в силовой цепи, а через узел 10 задержки включает поэлементно-отключающий узел 11, который отключает п аккумулятор из силовой цепи.
При неисправности блока В сравнения на п шаге системы 3, сигнал с инверсного выхода 92 через замкнутый ключ 7 поступает на узел 14 задержки, на выходе которого подключен блок 15 сигнализации.
Сигнал с инверсного выхода 9 задерживается на время, величина которого определяется переходными процессами, происходящими при работе контрольно-обегающей системы 3 и блока 8 сравнения.
Применение предлагаемого устройства позволяет повысить надежность режимов испытаний аккумуляторов.
Формула изобретения
Устройство для заряда и разряда аккумуляторной батареи, содержащее регулируемый преобразователь напряжения, связанный с батареей аккумуляторов, измерительные цепи которых соединены с п -1 входами контрольнообегающей системы, выход которой подключен- к блоку сравнения; соединенному со стабилизатором напряжения, прямой выход блока сравнения соединен с ключом, связанным с контрольно-обегающей системой, выход которого соединен с Преобразователем напряжения и узлом задбржки, подключенным к узлу поэлементного отключения, связаннЪму с батареей аккумуляторов,, о т л .и чающееся тем, что, с целью
повьпиения надежности, в него введены 1атчик контрольного напряжения, вход которого соединен со стабилизатором напряжения, а выход датчика подключен к п входу контрольно-обеганяцей системы, дополнительный ключ, связанный с контрольно-обегающей системой, и своим входом соединенный с инверсным выходом блока сравнения, а выходом - со
входом второго узла задержки, подключенного к блоку сигнализации.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР 536567, кл. Н 02 J 7/12, 1974.
2.Авторское свидетельство СССР 520667, кл. Н 02 J 7/12, 1975.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для зарядки и разрядки аккумуляторной батареи | 1975 |
|
SU520667A1 |
Устройство для зарядки и разрядки аккумуляторной батареи | 1976 |
|
SU561252A2 |
Устройство для заряда и разряда аккумуляторной батареи | 1983 |
|
SU1132325A2 |
Устройство для заряда и разряда аккумуляторных батарей стабилизированным током | 1974 |
|
SU541226A1 |
Устройство для заряда и разряда аккумуляторных батарей | 1980 |
|
SU884007A1 |
Устройство для зарядки аккумуляторной батареи | 1978 |
|
SU744843A1 |
Устройство для заряда аккумуля-ТОРНОй бАТАРЕи АСиММЕТРичНыМТОКОМ | 1979 |
|
SU851634A1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В АВТОНОМНОЙ СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ | 2007 |
|
RU2331954C1 |
Устройство для заряда и разрядаАККуМуляТОРНыХ бАТАРЕй | 1979 |
|
SU838829A1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2563336C1 |
Авторы
Даты
1980-07-30—Публикация
1978-05-03—Подача