Карданная передача Советский патент 1980 года по МПК F16D3/32 

Описание патента на изобретение SU767422A1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в карданных передачах приводов вспомогательного оборудования локомотива. . Известна карданная передача, содержащая веду щий и ведомый валы,составной из двух частей промежуточный вал, а также крестовины с иголь чатыми пЬдшипниками и узлами смазки, размещенные между валами части промежуточного вала соединяются посредством шлииев 1 . Недостатком данной передачи является сложность впготовления интенсивный износ щлицев, что снижает надежность передачи в целом. Цель изобретения - повышение надежности. Для зтого передача снабжена тонкостенной цилиндрической втулкой, охватывающей концьг частей промезкуточного вала, при этом концы валов контактируют по криволинейной поверхности, очерченной радиусом, центр которого сме-; щен относительно оси вала. Втулка жестко связана с концом одной из частей пр.омежуточного вала и выполнена с продольным сквозным пазом. На фиг. 1 изображен общий вид карданной передачи; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. ; на фиг. 3 - поперечный разрез А-А . 1,для деформированного состояния промежуточного вала; на фиг. 4 - разрез А-А с взаимным расположением деталей промежуточного вала при работе его с передачей крутящего момента большего величины предельного; на фиг. 5 - разрез для карданной передачи повьпиенной нагрузочной способнс)сти. Карданная передача содержит ведущий 1 и ведомый 2 валы, промежуточный вал, состоящий из двух частей 3 и 4, крестовины 5 с игольчатыми подшипниками j6 и резервуарами для смазки 7. В осевых отверстиях пальцев крестовин 5 размещены элементы 8 для фильтрации и подачи дозированного количества смазки к игольчатым подщипникам 6. От выпадания обоймы игольчатьгх подшипников- удерживаются крышками 9, болтами 10 с отгибными шайбами 11. С одной стороны разъемные части 3 и 4 промежуточного вала содержат вилки для установки подшипников крестовин, а с другой стороны их концы 12 и 13 охвачены цилиидрической тонкостенной втулкой 14. Эта втулка одним концом жестко установлена, на. пример, на прессовой посадке Q/hp на одну из частей 3 промежуточного вала, а относительно второй части 4 установлена подвижно, например с посадкой движения а/Б, с обеспечением поступательно-вращательных движений. Концы 12 и 13 частей 3 и 4 контактируют между собой до дезаксиально размещенной относительно оси вращения промежуточного вала криволинейной поверхности. Между поверхностями контакта концов 12 и 13 могут быть введены армирующие криволинейные пластины 15. Для понижения жесткости соединения между концами 12 и 13 разъемных деталей 3 и 4 промежуточного вала в цилиндрической тонкостенной втулке 14 выполняют пазь1 16 (фиг. 3, 4). Для повыщения прочности карданной псредачи соединение частей 3 и 4 промежуточного вала осуществляется согласно схемы фиг. 5. Дляповыщения демпфирующей способности последнего варианта соединения на поверхности конца 13 промежуточного вала выполняют паз 17. В случае необходимости обесггечения пробуксовки концов 12 и 13 частей промежуточного вала относительно друг друга размеры и жесткость кольца 14 выбирают из условия податливости конца 12 и втулки 14 (фиг. 4). Карданная передача работает следующим обра зом. При действии постоянного по величине крутящего момента М„передаваемого промежуточньпи валом карданной передачи, ведущий конец 12 (фиг. 3) получаетугловое, смещение р относительно ведомого конца 13. Смещения происхЬдят за счет упругой деформации цилиндрической тонкостенной втулки 14. От упругой деформации на поверхности контакта конца 12 со втулкой 14 появляются силы нормального давления N, и силы трения FI Njf (f - коэффициент трения между поверхностью втулки 14 и конца 12 вала). На конец 12 в свою очередь передаются силы NI нормального давления равные NI, но противоположно направленные. При конструктивном выполнении соединения концов 13 и 14 разъемных деталей 3 и 4 промежуточного вала в сечении согласно схемы фиг 4 в случаях превышения крутящего момента М над моментом сил трения М конец 12, деформируя втулку 14, может провернуться по наружной поверхности конца 13 и этим защитит от разрушения детали передачи и ведомый механизм при резкой остановке ведущего вала. Необходимость подобного решения технической задачи особенно актуальна для карданных передач привода вентиляторов главного генератора. 7

Источники информации,

55принятые во внимание при экспертизе

. 1. Калисский В. С. и др. Автомобиль. М., Транспорт, 1978, с. 150. 24 Эти передачи осуществляют подвод мощности от верхнего коленчатого ва/ia двигателя внутреннего сгорания через редуктор к крыльчатме вентилятора, имеющей большую маховую массу. При резких сбросах числа оборотов и резкой остановке двцгателя внутреннего сгорания, крыльчатка вентилятора, имеющая небольщие аэродинамические сопротивления вращению, возбуждает мощные крутильньге колебания, что приводит к появлению динамических моментов, превышающих в 3-4 раза максимальную постоянную составляющую такого же момента. Это является главной причиной аварийных разрушений указанных карданных передач. Применение же варианта предлагаемой передачи с поперечным сечением по схеме фиг.4, устранит подобные аварийные разрушения. В случаях приме нения карданных передач повыщённой прочности, передающих нагрузку с меньшими динамическими составляющими, целесообразна реализация конструкции с сечением согласно схемы рис. 5, для которой характерна малая величина дезаксиала и большая площадь контакта поверхностей 12 и 13 частей 3 и 4 промежуточного вала. Ввведением паза 17, подбором толщины стенок конца 13 и втулки 14 можно достигнуть требуемой степени демпфирования динамических составляющих передаваемого крутящего момента. Формула изобретения 1. Карданная пе15сяача, содержащая ведущий и ведоиьш валы, составной из двух частей промежуточный вал, а также крестовины с игольчатыми пойщипниками и узлами смазки последних, размещенные между валами, отличающаяся тем, что, с целью повьпнения надежности, она снабжена тонкостенной цилйндрической втулкой, охватывающей кшцы частей промежуточного вала, при этом кшцы валов конгактир т по криволинейной поверхности очерченной радиусом, центр которого смещен относительно оси вала. 2. Карданная передача по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что тонкостенная цилиндрическая втулка жестко связана с концом одной из частей промеясуточного вала. 3. Карданная передача по п. I, о тли ч аю щ а я с я тем, что цилиндрическая втулка выполнена с продольным сквозным пазом.

(Puf.f

11

13

11

/

13,

12

Похожие патенты SU767422A1

название год авторы номер документа
ВАЛ ЭЛАСТИЧНЫЙ 1998
  • Баширов Д.М.
  • Комиссаров А.В.
  • Кузнецов В.П.
RU2127375C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР 2022
  • Семенов Александр Алексеевич
RU2808854C1
ШАРНИРНАЯ ПЕРЕДАЧА ПРИВОДА КОЛЕСА АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2001
  • Лобозов В.П.
  • Никитин С.И.
  • Шепеляковский К.З.
  • Кузнецов А.А.
  • Кравченко Виктор Иванович
  • Костюкович Геннадий Александрович
  • Семеняко Михаил Михайлович
  • Гагасов Александр Матвеевич
  • Достанко Геннадий Александрович
RU2188134C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАТЫВАНИЯ В БОБИНЫ И РАСКЛАДКИ ГИБКИХ ПОЛИВНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ СИСТЕМЫ КАПЕЛЬНОГО ОРОШЕНИЯ 2009
  • Леденев Алексей Михайлович
  • Леденев Денис Алексеевич
  • Захаров Владимир Владимирович
  • Захаров Егор Владимирович
  • Жидков Владимир Михайлович
RU2395957C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР 1997
  • Синицын В.Х.
RU2149291C1
КАРДАН СИНХРОННЫЙ 2009
  • Волков Владислав Михайлович
  • Волков Денис Михайлович
RU2407928C1
Стенд для испытания шарниров 1980
  • Богданов Виктор Иванович
  • Памфилов Анатолий Васильевич
  • Меликджанов Георгий Сергеевич
  • Гринюк Георгий Николаевич
SU941862A1
ДИФФЕРЕНЦИАЛ ЗАДНЕГО МОСТА НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2003
  • Лобозов В.П.
  • Никитин С.И.
  • Кузнецов А.А.
  • Крупец Леонид Николаевич
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Жук Василий Владимирович
  • Жичко Олег Иванович
  • Кравченко Виктор Иванович
  • Костюкович Геннадий Александрович
  • Кипнис Марат Ефимович
RU2239740C1
ШАРНИР РАВНЫХ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ 2010
  • Черняков Юрий Феликсович
RU2431065C1
ПРОХОДНАЯ ГИПОИДНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА 2007
  • Логунов Юрий Михайлович
RU2353530C1

Иллюстрации к изобретению SU 767 422 A1

Реферат патента 1980 года Карданная передача

Формула изобретения SU 767 422 A1

14

13

SU 767 422 A1

Авторы

Глущенко Алексей Данилович

Давыдов Вячеслав Константинович

Суханов Геннадий Петрович

Беленький Александр Давыдович

Мухутдинов Габдулла Нургалиевич

Перельман Юрий Зиновьевич

Закиров Абдулвахит Сабирович

Киселев Валентин Иванович

Тульчинская Нина Николаевна

Файзиев Бахтияр Тахирович

Даты

1980-09-30Публикация

1978-03-21Подача