Поворотный механизм тяжелогрузной платформы Советский патент 1980 года по МПК F16H55/18 F16H1/22 

Описание патента на изобретение SU767438A1

1

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в приводных системах, например радиотелескопов, к которым предъ- с являются требования высокой нагрузочной способности и безлюфтовки.

Известен поворотный механиЭм с устройством для выборки зазора в зацеплении элементов зубчатых передач, Ю содержащий упругий элемент и привод, включающий двигатель и пару сооснр установленных, взаимодействующих с ведомым зубчатым колесом зубчатых колес, одно из которых жестко связано 5 с выходным взлом двигателя,а второе установлено с возможностью поворота относительно него и связано с одним из упругих элементов ,

Недостатком этого устройства яв- 20 чяется относительно небольшая нагрувочная способность.

Наиболее близким к предлагаемому является поворотный механизм тяжелогрузной платформы, содержащий упру- 25 гие Элементы и приводы, каждый из которых включает двигатель и пару соосно установленных и взаимодействующих с зубчатым колесом платформы зубчатых Колес, одно из которых жестко связано30

с выходным валом двигателя, а второе установлено с возможностью поворота относительно него и связано содним из упругих элементов .

Недостатком этого привода является небольшая долговечность механизма и относительно небольшой общий КПД приводов за счет повышенных нагрузок в заце плениях. Так, для полного устранения люфта требуется заводка упругого элемента порядка 1,2-1,5 максимального усилия, что создает нагрузку на нерабочих (тыльных) профилях зубьев, равную 1,2-1,5, а на рабочих профилях 2,2-2,5 максимального полезного усилия. КПД приводов ухудшается за счет постоянно цнркулирукядих паразитных мощностей, равных 1,2-1,5 максимальной полезной мощности.

Цель изобретения - повышение долговечности механизма и увеличение общего КПД приводов.

Указанная цель достигается тем, что одна половина вторых колес подпружинена по часовой стрелке, а другая - против.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема предлагаемого поворотного механизма тяжелогрузной платформы; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1. Поворотный механизм тяжелогрузной платформы содержит упругие элементы 1, выполненные, например, в виде пру жины или торсиона, и приводы 2-5, .ка дый из которых включает двигатель 6 и пару соосно установленных зубчатых колес 7, 8. Зубчатое колесо (или сек тор платформы) 9 взаимодействует с зубчатыми колесами 7, 8 одно из кото рых 7 жестко связано с выходным валом 10 двигателя б, а второе 8 установлено с возможностью поворота отно сительно него, второе колесо 8 также связано с упругим элементом 1. Упругие элементы 1 размещены на поворотном механизме таким образом, что одна половина вторых колес 8 подпружинена по часовой стрелке, а другая половина - против часовой стрелки. Поворотный механизм работает следующим образом. Упругие элементы 1 создают усилие закрутки на одной половине вторых колес 8 (приводы 2 и 4) по часовой стрелке, а на другой половине (приво ды 3 и 5)- против. От двигателя 6 вращательное движение через колеса 7,8 передается зубчатому колесу 9 (или сектору) платформы. В работе поворотного механизма могут наблюдаться три случая. Случай 1. Суммарное статическое усилие, действующее на шестерни 7 и 8,меньше суммарного усилия всех упругих элементов 1 (приведенного к этим же шестерням). Основная часть д намического усилия любого направлени воспринимается в этом случае главным образом шестернями 7, жестко связан ными с валом 10 электродвигателя б, а значит, люфт не возникает. Случай 2. Суммарное статическое усилие равно суммарному усилию всех упругих элементов или превышает его не более чем на половину (т.е. не бо лее чем на 1/3 максимального динамического усилия). В этом случае шестерни 7 приводов 2 и 4 контактируют с колесом рабочими (правыми) профиля ми зубьев, шестерни 8 приводов 3 и 5 - нерабочими (левыми) профилями зубьев. В то-же время под действием стати ческой нагрузки упругие элементы 1 приводов 3, 5 закручиваются, и обе шестерни 7 и 8 вступают в контакт с зубьями колеса 9 рабочими профилями. При действии динамической нагрузки, совпадающей по направлению со статической, характер контакта не меняется, при противоположном направлении разность между динамической и статической нагрузкой (составляющая в это случае не более 1/3 максимальной динамической нагрузки) воспринимается шестернями 8 приводов 2 и 4, суммарная заводка упругих элементов которых больше этой разности, т.е. люфт и в этом случае не возникает. Случай 3. Суммарное статическое усилие превышает суммарное усилие упругих элементов 1 более чем наполовину, в этом случае шестерня 7 приводов 2 и 4 и шестерни 7 и 8 приводов 3 и 5 контактируют с колесом 9 рабочими профилями зубьев. Характер контакта не меняется, а, следовательно, люфт не .возникает при любом направлении динамической нагрузки. Таким образом, привод обеспечивает отсутствие люфта при любом характере нагрузки..При этом общая циркулирующая в зацеплениях паразитная мощность составляет всего 7-14% от максимальной полезной, что в 10-20 раз меньше, чем в традиционных конструкциях с заводкой упругого элемента, равного 1,2-1,5 максимального полезного усилия. Во столько же раз уменьшается и усилие контакта нерабочих (тыльных) профилей зубьев шестерен. . При этом максимальное усилие в контакте рабочих профилей зубьев снижается более, чем в 2 раза. В результате достигается более высокий КПД, меньший износ рабочих поверхностей зубьев и больший ресурс работы, чем в известных конструкциях. Формула изобретения Поворотный механизм тяжелогрузной платформы, содержащий упругие элементы и приводы, каждый из которых включает двигатель и пару соосно установленных, взаимодействующих с зубчатым колесом платформы з.убчатых колес, одно из которых жестко связано с выходHbiM Всшом двигателя, а второе установлено с возможностью поворота относительно него и связано с одним из упругих элементов, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности механизма и увеличения общего КПД приводов за счет снижения нагрузок в зацеплениях, одна половина вторых колес подпружинена по часовой стрелке, а другая - против. Источники информации, принятые во внимание при эксйертизе .1. Авторское свидетельство СССР 199616, 1966. . 2. Целиков А. И. и др. Опыт применения редукторов-сумматоров в металлургическом машиностроении. - Вестник машиностроения, 1971, 6, с. 30-33 (прототип).

Похожие патенты SU767438A1

название год авторы номер документа
ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ БАШНИ 2014
  • Орленко Владимир Васильевич
  • Леонов Николай Александрович
  • Карпенко Андрей Борисович
  • Антипов Иван Вячеславович
  • Короп Василий Яковлевич
RU2547669C1
ШЕСТЕРЕННЫЙ ВАРИАТОР 2007
  • Константиненко Дмитрий Николаевич
RU2342574C2
ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ БАШНИ 2018
  • Мухин Александр Валентинович
  • Леонов Николай Александрович
  • Карпенко Андрей Борисович
  • Антипов Иван Вячеславович
RU2678397C1
ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ БАШНИ 2018
  • Мухин Александр Валентинович
  • Леонов Николай Александрович
  • Карпенко Андрей Борисович
  • Антипов Иван Вячеславович
RU2789364C1
КОЛЕСО С ГИБКИМ ЗУБЧАТЫМ ВЕНЦОМ 2013
  • Клингер Лоран
  • Креенбюль Давид Беньямин
  • Штёкли Томас
RU2606192C2
ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Чувашев Виктор Анатольевич[Ua]
  • Захаров Владимир Павлович[Ua]
  • Ширнин Иван Григорьевич[Ua]
  • Москалев Эдуард Петрович[Ua]
  • Чуванков Виктор Юрьевич[Ua]
  • Железняков Андрей Владимирович[Ua]
  • Броди Владимир Янович[Ua]
  • Жук Надежда Петровна[Ua]
RU2095620C1
СПАСАТЕЛЬНАЯ ШЛЮПКА С ГИДРОВОЛНОВЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ 2014
  • Настасенко Валентин Алексеевич
RU2604252C2
Привод безлюфтового вращения 1989
  • Мамчур Владимир Мирославович
  • Балицкий Зиновий Андреевич
SU1789041A3
СПОСОБ СОГЛАСОВАНИЯ КРУТЯЩИХ МОМЕНТОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И НАГРУЗКИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ И БЕССТУПЕНЧАТАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Казаков В.М.
  • Азаров А.И.
  • Азаров М.А.
  • Бадальян Ю.Р.
RU2169277C1
РЕВОЛЬВЕРНАЯ ГОЛОВКА 1988
  • Пьер Карло Боффелли[It]
  • Марио Натале[It]
RU2044608C1

Иллюстрации к изобретению SU 767 438 A1

Реферат патента 1980 года Поворотный механизм тяжелогрузной платформы

Формула изобретения SU 767 438 A1

SU 767 438 A1

Авторы

Клюев Олег Леонидович

Поляк Виктор Самуилович

Синкевич Юрий Борисович

Терехов Владимир Михайлович

Даты

1980-09-30Публикация

1977-03-31Подача