Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам переключения передач в коробкёос передач, например, тракто- 5 ров и других самоходных машин.
Известно устройство блокировки.переключения передач, содержащее рычаг выключения главной муфты сцепления, валик переключения передач и распело-Ю женный на ведущем валу коробки передач ленточный тормозок, тормозная лента которого одним своим концом кинематически связана с упомянутым рычагом l.15
Остановка ведущего вгша коробки передач перед введением шестерен в зацепление не гарантируется из-за неполного выключения муфты сцепления, нарушения регулировок, потери козффи- 20 циента трения и пр., что влечет за собой скол зубьев шестерен и преждевременный выход их из строя.
Цель .изобретения - повышение надежности управления трансмиссией транс- 25 портного средства.
Эта цель достигается тем, что устройство снабжено двуплечим рычагом блокировки, шарнирно закрепленным на корпусе трансмиссии, а на валике пё- у)
реключения передач выполнена кольцевая канавка, причем двуплечий ршчаг блокировки одним своим плечом расположен в кольцевой канавке валика переключения передач, а другим плечом соединен с тормозной лентой упомянутого тормоз к.а.
На фиг. 1 схематически изображено предложенное устройство; на фиг. 2 - сечеМие А-А фиг. 1, на фиг. 3 - узел I на фиг. 1,
Устройство блокировки пере«гаочения передач состоит из ленточно1Ч тормоз- ка 1, ленты 2 тормозка, шкива 3 тормозка, закрепленного на ведуцем валу 4 коробки передач, двуплечего-рычага 5 блокировки, имеющего возмсжность качания вокруг оси 6, валика 7 переключения передач с кольцевой канавкой 5 и управляющим поводкоМ 8, соединенньм с валиком 9, который через вилку 10 связан с шестерней 11 коробки передач. Двуплечий рычаг 5 блокирювки соединен одним концом с набегающей ветвью ленты 2 тормозка, С другим концом - с валике 7 переключения передач. Тоцлюзная лента связана также с рычагом 12 выключения главной муфты сцепления.
Устройство работает следующим образом.
При выключении главной муфты сцепления рычаг 12 поворачивается и затягивает лентой 2 шкив 3 тормозка, закрепленный на валу 4 коробки передач. При этом лента 2 стремится повернуться в сторону вращения ведущего вёша 4, а набегающей ветвью, закрепленной на нижнем конце двуплечего рычага 5 блокировки,- повернуть его вокруг оси б до упора верхнего его конца в канавку Б.
Таким образом, валик 7 переключения передач, связанный с рычагом переключения передач на рабочем месте водителя (не показан), оказывается запертым. По мере торможения вала 4 уменьшается момент инерции, а следовательно, и усилие на двуплечем рычаге 5 блокировки. По достижении допустимой скорости вращения усилие руки становится достаточным, чтобы преодолеть сопротивление рычага 5 блкировки и вытолкнуть его из канавки и беспрепятственно ввести в зацепление шестерню 11 с шестерней 13 ведомого вала 14 через валик 7 переключения передач, поводок 8, валик 9 и вилку 10. Угол канавки Б подбирается из условия допустимого усилия на рычаге переключения передач (не показан) .
Таким образом, введение шестерен зацепление возможно только при попустимой скорости вращения ведущего вала, а это достигается автоматически одним тормозным элементом вне зависимости от количества передач.
Формула изобретения
Устройство для управления трансмиссией транспортного средства, содержащее рычаг выключения главной муфты сцепления, валик переключения передач и расположенный на ведущем валу коробки передач ленточный тормозок, тормозная лента которого одним своим концом кинематически связана с 5 упомянутым рычагом, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности управления, оно снабжено двуплечим рычагом бокировки, шарнирно закрепленным на корпусе трансмиссии, а на валике переключения передач выполнена кольцевая канавка, причем двуплечий рычаг блокировки одним своим плечом расположен в кольцевой канавке валика переключения передач, а другим плечом соединен с тормозной лентой упомянутого тормозка.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Барский И,Б. Конструирование и расчет тракторов, М., Машгиз, 1962, с. 191-192, фиг. 846.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2015 |
|
RU2603702C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2016 |
|
RU2628016C1 |
ЧЕТЫРЁХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОБУСУ | 2016 |
|
RU2628349C1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2016 |
|
RU2624137C1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1521628A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2012 |
|
RU2495301C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2010 |
|
RU2444659C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2486389C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2481512C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2012 |
|
RU2481511C1 |
Авторы
Даты
1980-10-15—Публикация
1978-11-22—Подача