1
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для диагностирования аккумуляторов в процессе их производства и эксплуатации.
Известно устройство- для испытания аккумуляторов, содержащее вольтметр и нагрузочные сопротивления, коммутируемые к аккумуляторам с помощью переключателей для измерения ЭДС и напряжения под нагрузкой аккумулятора. По измеренным параметрам определяется исправность аккумулятора fj .
Известно также устройство для из.мерения внутреннего сопротивления ( аккумулятора, содержащее модулятор тока нагрузки, цепь запоминания,- состоящую из конденсатора и ключа, источник опорного напряжения и вольтметр 2 .
Однако само посебе связи с ЭДС аккумулятора не позволяет определить его техническое состояние.
Цель изобретения - автоматизация процесса определения технического состояния аккумулятора и повышение точности его определения.
Указанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее из еритель внутреннего сопротивления и индикатор введены блок сравнения и блок эталонной кривой Кц,, f (Еак)
В „
при этом выходы измерителя к
вн
блока эталонной кривой подключены к входам блока сравнения, на выходе Q которого включен индикатор.
При этом блок эталонной кривой состоит из источника опорнрго напряжения, включенного в противофазе
15 напряжению аккумулятора и превышающего это напряжение, параллельных ветвей из последовательно включенных диодов и резисторов, и резистора, соединенных между собой последовательно.
На фиг. 1 представлен характер кривой зависимости RBH Ед,); на фиг. 2 - блок-схема устройства; на фиг. 3 - схема блока эталонной
25 кривой.
Устройство состоит из измерителя Rg аккумулятора 1, блока 2 эталонной кривой Rg f (Egjj) . Блок 3 сравнения, входами соединенный с выходами вышеназванных элементов схемы. На выходе блока сравнения включен индикатор 4. Устройство работает следующим образом. Для индикации состояния аккумулятора по предлагаемому методу необходимо иметь две эталонных зависимости Крцот ЭДС, построенные для аккумуляторов данного типоразмера, находяйихся в исправном состоянии (новые Аккумуляторы) - кривая 100%-ной год-; ности, и зависимость, построенную для аккумуляторов, непригодных к эксплу атации - кривая 0%-ной годности. При диагностировании аккумулятора, наход щегося в эксплуатации, измеряют Rg, и ЭДС. Любое конкретное значение ЭДС аккумулятора может сочетаться с различными значениями RBH- минимальног ограниченного кривой iOO% до максимального, ограниченного кривой 0%. В зависимости от положения значения Rg между этими кривыми и определяют исправность аккумулятора. В предлагаемом устройстве информа ция об эталонной кривой 100%-ной год ности заложена в блок эталонной кривой, а информация об эталонной криво 0%-нОй годности заложена в градуир.ов ке (чувствительности) индикатора. При диагностировании аккумулятора на один вход блока 3 сравнения с выхода измерителя RBH 1 поступает напряжение, пропорциональное Rg аккуму лятора, а на второй вход блока 3 поступает напряжение с выхода блока 2, пропорциональное внутреннему сопроти лению исправного аккумулятора с ЭДС равной ЭДС диагностируемого аккумулятора. Напряжение на выходе блока сравнения равно разности напряжений его входах. Эта разность при исправном аккумуляторе будет равна нулю, что соответствует точке 100% исправности на шкале измерительного устрой ства. При диагностировании негодного аккумулятора напряжение на выходе из мерителя R окажется значительно бол ше, чем напряжения на выходе блока эталонной кривой, что соответствует максимальному напряжению на выходе блока 3, стрелка прибора при этом должна показывать 0% годности. Блок 3 эталонной кривой выполнен например в виде (фиг. 3) источника 5 опорного напряжения, включенного навстречу напряжению аккумулятора и превышающий это напряжение, параллельных ветвей из диодов б и резисторов 7 и резистора 8. Блок работает следующим образом. Раэность между и ;точником 5 и испытуемым аккумулятором прикладывается к цепи из резистора 8 и параллельных ветвей из. диодов 6 и резисторов 7. При этом диоды должны открываться при различных напряжениях, а ток в общей цепи будет зависеть от разностного напряжения по нелинейному закону. Значение резисторов 7 должно обеспечить близость этого закона к кривой фиг. 1. Падение напряжения от этого тока на резистор 8 будет выходным напряжением блока 2, подаваемым на блок сравнения. Формула изобретения 1. Устройство для диагностирования кислотного свинцового аккумулятора, содержащее измер: тель внутреннего сопротивления,подключенный к клеммам для подключения аккумулятора и индикатор, отличающееся тем, что, с целью автоматизации и повышения достоверности определения . технического состояния аккумуляторов, в него введены блок сравнения и блок эталонной кривой ак аккумулятора данного типа, при этом выходы измерителя внутреннего сопротивления и блока эталонной кривой подключены к входам блока сравнения на выходе которого включен индикатор. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок эталонной кривой состоит из источника опорного напряжения, включенного в лротивофазе напряжению испытуемого аккумулятора и превышающего это напряжение, параллельных ветвей из последовательно включенных диодов и резисторов, и резистора, соединенных между собой последовательно. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1..hnik Frufgeret fUr Akkumulatoren an Fertfgungsstrassen, 1968, 23, № 11, p. 754. 2.Авторское свидетельство СССР № 298016, кл. Н 01 М 10/48, 1968.
о.вг
0,01
Лк
Выход A iJ
Авторы
Даты
1980-10-23—Публикация
1975-07-03—Подача