Сердечник I разделен на отдельные пакеты 8 радиальными вентиляционными каналами 9. Нажимная плита 4 опирается на раму 10 и через нажимные пальцы 11 на шихтованный сердечник 1.
Между стержнями обмотки на выходе из пазов расположены раснорные элементы 12, которые закрывают выход охлаждающего газа в сторону лобовых частей обмотки 2. Элементы 12 могут быть выполнены как целыми, так и из нескольких частей.
На раме 10 установлено уплотнение 13, закрывающее выход охлаждающего газа из межпальцевого пространства.
Отверстия нажимных плит 4 и наружная цилиндрическая поверхность 14 ребер 3 образовывают каналы, через которые полости 15 соединены с зазорами между пальцами.
Для возможности подачи газа в зазор между пальцами в гайках 5 выполнены герметичные полости 15. Полости 15 посредством труб (щлангов) 16 соединены с газопроводом 17, соединенным через короб 18 с отсеками высокого или низкого давления корпуса статора 19. Для регулирования расхода газа в полостях 15 установлены сменные регулирующие диафрагмы 20.
Сборка- гфёдл 1гаемой конструкции статора выполнена например, в следующем порядке. После запрессовки активного железа 1, на концевые части ребер равномерно устанавливаются гайки 5. Количество гаек определяется расчетом. Аналогичную операцию можно выполнить на статорах, находящихся в эксплуатации. Имеющиеся гайки (по одной) свинчиваются, а затем устанавливаются гайки предлагаемой конструкции. После установки гаек 5, герметичные полости при помощи трубопроводов (щлангов) 16 соединяется с соответствующим отсеком статора.
При эксплуатации турбогенератора известных конструкций невозможно производить корректировку расхода газа между торцами сердечника в случае, когда вход и выход охлаждающего газа находятся в зоне одного давления, т. е. отсутствует перепад между выходом и входом охлаждающего газа. Это приводит к повышенным нагревам концевых частей сердечников. Кроме того, отсутствие регулировки приводит к неоправданно повыщенным расходам охлаждающего газа, что естественно повышает нагрев других активных частей турбогенератора.
Применение предложенной конструкции статора электрической машины позволит повысить надежность в эксплуатации, особенно в релсимах пиковых нагрузок с costp, близким к единице, долговечность турбогенераторов, а также увеличить длительность межремонтного цикла.
Предложенная конструкция может быть реализована, как при создании новых мащин на заводе-изготовителе, так и на турбогенераторах находящихся в эксплуатации.
Формула изобретения
Статор электрической машины, например турбогенератора, содержащий корпус с отсеками высокого и низкого давления охлаждающего газа, щихтованный на ребрах сердечник с нажимными плитами и гайками, установленными на концевых частях ребер, проходящих через отверстия в нажимных плитах, и расположенные между сердечником и нлитами нажимные пальцы, установленные с зазором между собой, отличающийся тем, что, с целью повышения его эксплуатационной надежности, упомянутые гайки выполнены с герметичными,
сообщающимися с отсеками корпуса полостями, а между стенками отверстий нажимных нлит и наружными поверхностями концевых частей ребер образованы каналы, через которые полости гаек соединены с зазорами между нажимными пальцами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Чертеж 5ТХ.672.509 завода «Электротяжмаш.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2484089/24-07, кл. Н 02К 1/20, 1977 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Статор электрической машины | 1978 |
|
SU864432A1 |
Статор электрической машины | 1976 |
|
SU612346A1 |
Статор электрической машины | 1979 |
|
SU773834A1 |
Статор электрической машины | 1979 |
|
SU845226A1 |
Сердечник статора электрической машины | 1977 |
|
SU738051A1 |
Статор электрической машины | 1980 |
|
SU968877A1 |
Статор электрической машины | 1973 |
|
SU584393A1 |
Статор электрической машины | 1975 |
|
SU556539A1 |
Статор электрической машины | 1976 |
|
SU764042A1 |
Статор электрической машины переменного тока | 1980 |
|
SU955372A1 |
К
Iff
/J
Авторы
Даты
1980-11-07—Публикация
1979-01-16—Подача