Устройство для индицирования двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1980 года по МПК G01L23/08 

Описание патента на изобретение SU785665A1

Изобретение относится к области информационно-измерительной техники и может найти широкое применение при разработке и усовершенствовании порш невых машин, двигателей внутреннего сгорания, компрессоров и т.д. Известны устройства для индициро вания двигателей внутреннего сгорания,, содержащие датчик параметра с формирователем и датчик угла поворота вала, усилитель, счетчики меток и выборок, формирователь, ключ режим триггер управления, аналоговое запоминающее устройство (АЗУ), аналого во-цифровой преобразователь (ЛУП), усилитель-согласователь, транскритор и регистратор, причем датчик параметра через усилитель связан с АЗУ, на другом входе которого включен счетчик меток, а на выходе через последовательно соединенные усилитель-согласователь итранскриторрегистратор, при этом формирователь импульсов соединен параллельно с триггером управления, счетчиком мег ток и счетчиком выборок, который соединен также с триггером управления 1 , Недостатком индикатора являются узкий круг решаемых задач, малый диапазон рабочих скорсстей MCJJJHHH из-за отсутствия согласования быстродействия регитсратора со скоростью вращения колеЕ валг,- спохкость дешифратора, особенно 1ФЙ увеличен ;;-; числа градиций-по ушу; иэбытсчнос:гь информации об из.меряемой величине при значениях угла поворотг; ко.т: ей вала из области нижней мертвой точки,, низкая точность измерений s режиме насосных ходов. Целью изобретения является обеспечение возможности индикации параметров в широком диапазоне скоростных режимов и на заданном участке хода поршня. Указанная цель достигается тем, чао устройство дополнительно содержит первую и вторую задержки, схему вычитания единищл,, схему И и триггер пересчета, причем разрешающий выход регистратора соединен с его управляющим входом через последова тельно соединенные схемы задержки, первая из которых включена меж,цу счетчиком меток и АЦП, другой выход регистратора через последовательно соединенные схему вычитания единиш.,1 и триггер пересчета соединен со чиком меток, триггер управления под-ключей к одному из йходов схемы И, ругой вход которой связан с датчиком угла, а выход - со схемой вычитания единицы. Кроме того, в устройство ополнительно введены селектор верхней, мертвой точки, включенный между атчиком угла и ключом режима, и спусковое устройство, входы которого оединены с выходом ключа режима, атчиком угла и триггером управления, выход - с третьим входом схемы И, В устройство, кроме того, введен усилитель-ограничитель и ключ масшта ба, включенные последовательно датчиком .параметра и АЗУ, причем ключ 1асштаба связан также с усилителем.

На фиг, 1 приведена блок-схема устройства; на фиг, 2 - схема временных сигналов.

Датчик 1 содержит на оси колеивала диск с меткамиугла в виде, например, радиальных щелей, а с двух сторон диска установлена фотопара (светодиод и фотодиод), Сигнал с фотодиода поступает на фотоэлектрический преобразователь 2 угла поворота.

Фотоэлектрический преобразователь 2 содержит три фотопары и осуществляв ет формирование трех последовательностей импульсов: импульсов верхней мертвой точки (BMf), импульсов нижней мертвой точки (НМТ) и рабочих импульсов (метки угла) (фиг, 2),

В рабочую камеру двигателя внутреннего сгорания (две) вмонтирован пьезоэлектрический датчик давления 3, выходной сигнал которого через ключ масштаба 4 поступает на вход усилителя 5 п-ъезотоков и усилителяограничителя 6 насосных ходов, Bыxoд ное напряжение усилителя 5 пъезотоков, пропорциональное величине давления в цилиндре поступает на аналоговое запоминающее устройство 7 (АЗУ), которое осуществляет выборку мгновенных значений измеряемого давления в соответствии с сигналами с устройства управления, формируемыми по управляющим импульсам поворота колен вала. Выход АЗУ соединен со входом аналого-цифрового преобразователя 8 (АЦП), цифровой выход которого через усилитель-согласователь 9 и транскриптор 10 поступает на вход регистра тора 11, например, перфоратора,

Работа АЗУ, АЦП и перфоратора осуществляется выходными импульсами управлрющего устройства. Управляющее устройство предлагаемого индикатора рабочих процессов в поршневых машинах позволяет в отличие от аналогов, исследовать рабочие процессы с различными периодами рабочих циклов, например, в компрессорах с периодом 360 угла поворота коленвала или с периодом 720 угла поворота в две или дизелях, причем в

последнем случае характеризуется возможностью селективного исследования ходов рабочего цикла: рабочего или насосного хода с соответствующим изменением параметров устройства индицирования, е этой целью на входную ячейку И 12-управляющего устройства поступают импульсы угла поворота коленвала, а также импульсы НМТ через спусковое устройство 13 и импульсы ,ВМТ через селектор ВМТ 14 ключ 15 режима и спусковое устройство 13, Выход.ячейки И через схему 16 вычета единицы и триггер 17 пересчета соединен со входом счетчика 18 меток. Выход счетчика 18 соединен с управляющим входом 7 АЗУ через перву схему 19 задержки соединен с управляющим уходом 8 АЦП и через вторую схемузадержки 20 соединен с управляющимвходом перфоратора 11 (ПЛ-150), Импульсный выход перфоратора соединен со входом счетчика

21импульсов выборок и с управляющим входом схемы 16 вычитания единицы.

Вход формирователя импульсов 22 соединен с кнопками Начальная установка и Пуск и выход импульсов Начальная установка соединен с установочными входами схемы- 16 вычета единицы, счетчика 18 меток угла, счетчика 21 импульсов выборок и триггера управления 23, Выход имп.ульса Пуск формировател

22соединен с управляющим входом триггера 23 управления.

Работа устройства осуществляется следующим образом.

Исходно ключ 4 масштаба давления и ключ 15 режима синхронно устанавливаются в требуемое положение рабочий ход или б - насосный ход. Нажатием кнопки Начальная установка формирователь 22 выдает импульс Начальная установка , по которому счетчики 18 и 21, схема 16 вычитания единицы и триггер 23 устанавливаются в исходные состояния, при которых счетчик, 18 полностью заполнен, счетчик 21 сброшен в ноль, а с триггера 23 поступают на вход -спускового устройства 13 и схему И -12 запрещающие сигналы, в результате чего на счетчик 18 не поступают импульсы меток угла. После нажатия кнопки Пуск формирователь 22 выдает импульс пуска на триггер 23, который устанавливается в положение, разрешающее работу спускового устройства и прохождение импульсов меток угла через схему И 12, Спусковое устройство 13 воспринимает первый импульс ВМТ, отсчитывает от него следующий по времени импульс НМТ, и в этот Момент открывается схема И 12, позволякицая импульсам меток угла проходить через схему 16 и триггер пересчета 17 на счетчик 18 меток угла. Первый же импульс после НМТ переполняет счетчик 18, и выходной, сигнал его (перепад 0 - Ч) является запускающим для ДЗУ, которое осуществляет точечную выборку из сигнала U(P) давления. Напряжение Uj(Р) хранится в АЗУ и с помощью АЦП 8 преобразуется в код. Для этого через время задержки формируемое первой схемой 19 задержки и необходимое для завершения процесса выборки АЗУ, дается схемой 19 импульс запуска на АЦП-8 в течение времени осуществляет преобразование .напряжения ( в цифровой код,кот рый требуется зарегистрировать на перфоленте. Для этого через время задержки необходимое для срабатывани АЦП и формируемое второй схемой 20 задержки, последней выдается импульс запуска на перфоратор 11. После того, как перфоратор 11 закончил регистрацию первого значения напряжения Ui (Р) давления, он вы т яЛ ш дает импульс вычитания на схему 16, Схема 16 выбивает один, импульс из последовательности импульсов отметок угла поворота и возвращается в исходное состояние. Кроме того, на вход счетчика 21 поступает первый импульс выборки. Таким образом, происходит сдвиг по фазе сигнала на выходе счетчика 18, то есть импульса запуска АЗУ, по отношению к отметкам ВМТ и НМТ. АЗУ будет выбирать теперь из сигнала и (Р) следующее второе значение О(Р Измерение второго значения давлени, задерживается на время, необходимое для завершения регистрации его значения перфоратором. Это обеспечивается запрещающим сигналом с выхода перфоратора, пока идет процесс регистрации, на схему 19, по которому запрещается прохождение импульсов запуска на АЦП. Когда процесс регистрации закончен с выхода перфоратора на схему 1 поступает сигнал, разрешающий задуск АЦП, второй счетный импульс выборки на счетчик 21 и сигнал на схему 16 вычитания единицы, т.е. производится сдвиг на.следующую третью точку и т.д. После того, как будет зарегистрирован полный период дайления, т.е. осуществлены все выборки давления, .число которых определяется числом меток угла на диске т.е. коэффициентом деления счетчи1 а 21, выходной сигнал 21 (перепад О -.) опрокидывает триггер 23, при этом импульсы меток угла поворота перестают поступать на сч«г чик 18, и процесс измерения и регистрации останавливается. Для возобновления цикла работы системы необходимо нажимать последо вательно кнопки Начальная установка и Пуск,при этом ключи масштаба 4 и хода 15 должны находиться в требуемом положении (рабочий или насосный).Переключатель может быть: как ручным, так и автоматическим. Предлагаемое устройство скомплектовано ив стандартных блоков. Так, в качестве АЦП, усилителя-согласователя и транскриптора использованы блоки информационно-измерительной системы промьшшенного назначения типа К 200, Это АЦП Ф 203, транскриптор Ф 253, усилитель-согласователь Ф 270. В качестве регистратора использован перфоратор типа ПЛ-150. с Давление в камере сгорания измеряется с помощью пъезокварцевых датчиков давления ЦНИДИ сноминальной чувствительностью 0,2 10 тСо/Па. разработаны усилители пъезотоков 5 и 6 с номинальной чувст|вительностью S о , 340 В/Кл и S . Они обеспечивают два .режима - записи и контроля всей диаграммы (рабочий ход) - усилитель 5 или увеличенной в 10 раз ее нижней части (насосные хода) - усилитель 6. Анализ исследований рабочих процессов в поршневых машинах, -проводимых как у нас в стране, так и за руЪежом, показывает, что для измерений теплоэнергетических параметров машин с погрешностью порядка дискретизация по углу поворота коленвала должна быть не более одного градуса, что соответствует 360 значениям в цикле, например,.температуры в рабочей полости компрессора или 720 значениям давлений в цилиндре две в полном цикле. Априорные сведения об исследуемом процессе давления показывают, что в рабочем хода Поршня имеется явно выраженный пик давления в области ВМТ, т.е.Участок с большой производной, который не превышает 90 поворота коленвала и расположен не более, чем за 30 до ВМТ и после ВМТ. Именно на этом участке требуется измерять исследуемый сигнал давления (температуры) с минимальным шагом по углу не более 1°, На остальной части информационного периода (рабочего хода 270) давление изменяется плавно в небольших пределах. Чтобы не вносить избыточности в результаты измерений, достаточно при заданной точности C.Ki + 2%) производить измерения с шагом по углу не менее 10, т.е. адаптироваться к характеру изменения исследуемого процесса. Такую адаптацию коленвала производят нанесением соответствующих меток (прорезей) в диске (фиг.1 или 2),что и осуществлено в предлагаемом устройстве.Преимущества данного устройства очевидны, так как вместо 360 точек регистрируются 117 точек, при этом в три раза уменьшается время измерения, во столько же раз экономится перфолент при сохранении той же точности изме рения. К тому же и аппаратура несколько упрощается за счет меньшей емкости счетчиков (18-и 21), Исследуемые процессы в ДВС носят периодический характер, с периодом, равным двум оборотам коленвала, т.е 720, причем наиболее интересный . рабочий -ход поршня, на который приходится пик давления, составляет 360 (фиг. 2). Вторую половину цикла составляет насосный ход. В процессе исследований наибольший интерес представляет именно рабочий ход, В предлагаемом устройстве осуществляе ся избирательность режима измерения вручную или автоматически с помощью соответствующих ключей 4 и 15 (фиг. и простейшего усовершенствования путем введения пересчетного триггер 17 на входе счетчика 18 импульсов м ток угла с коэффициентом деления К г 117.Выбор рабочего хода в качестве информативного обеспечивается с пом щью селектора ВМТ. Для регистрации рабочего хода нужно выделить ВМТ насосного хода и начать измерение со следующей по времени метки НМТ. Для регистрации насосного хода нужно выделить ВМТ рабочего хода (по большому уровню давления) и начать измерение с НМТ. Сказанное вы:ие осуи ествляется с помощью селектора. ВМТ 14, ключа 15, спускового устройства 13 и схемы И 12 (фиг. 1). На насосных ходах уровень давления существенно меньше .пика давления более, чем в 10 раз, i Поэтому при- регистрации давления на сосных ходов для обеспечения выкодного сигнала пъезоусилителя, соизмеримого с нормальным входным напряжением АЦП, пъезоусилитель б име коэффициент усиления в 10 раз выше номинальной чувствительности усилителя 5, В этом режиме рабочий ход не является информативным и пъезоусилитель б работает в режиме ограничения пика давления, В про-цессе разработки поршневых машин исследования их проводятся в Широком диапазоне скоростей вращения коленвала двигателя, по крайней мере 300 + 3500 об/мин. При использовании перфоратора ПЛ-150 на номинальной скорости вращения двигателя время -регистрации определяется быст родействием перфораторе. При малых скоростях вращения коленвала двигателя, время регистрс.ции обуславливается уже скоростью двигателя. Для обеспечения устойчивой работы устро ства на разных скоростях вр-ащения коленвала управляющий им11ульсный выход перфоратора соединен с управляющигл вхс.-дом cxeivM задержки 19 пуска АЦП 17. Таким образом, при скорости -регистрации перфоратора ПЛ-150 150 строк/сек, время регистрации 5-ти разрядного числа составляет не более 70 мс, и время регистрации одного цикла составляет порядка 45 с при скорости двигателя 300 об/мин, при этом производится выборка точек из 117 информационных периодов. При скорости двигателя 3500 об/мин время регистрации составляет порядка 8 с и выборка точек производится из 234 информационных периодов, поскольку перфоратор нэ успевает работать в темпе работы двигателя. При исследовании многоцилиндровых двигателей (дизелей), для индицирования процессов в каждом цилиндре фото датчик устанавливается на червячном колесе,которое с помощью червячной передачи поворачивается относительно диска с метками угла, жестко, установленного на коленвале двигателя, что позволяет использовать один фотодатчик угла. Таким образом, фотодатчик может быть точно совмещен с положением ВМТ любого из цилиндров двигателя. После выставки.фотодатчика червячное колесо жестко стопорится. Малое время регистрации индикаторной д.иагра1у1мы (8 сек при номинальных оборотах) позволяет в течение сравнительно короткого интервала времени (2-5 минут) зарегистрировать десяток и более индикаторных диаграмм, что позволяет с помощью ЭВМ осуществить статическую обработку результатов измерения и получить наиболее достоверные характеристики рабочего процесса поршневой машины. Предлагаемое устройство исключает избыточную информацию ипозволяет без потери точности экономить машинное время на обработку информации и, по меньшей мере, в три раза уменьшить потребление носителя информации (перфоленты) и в три раза выиграть в быстродействии подобных устройств с перфоратором в качестве регистратора. Формула изобретения 1, Устройство для индицирования двигателя внутреннего сгорания, содержащее датчик параметра с формирователем и датчик угла поворота вала, усилитель, счетчики меток и выборок, формирователь, ключ режима, триггер управления, аналоговое запоминающее устройство (АЗУ), аналого-цифровой преобразователь (АЦП), усилитель-ссУгласователь транскриптор и регистратор, причем датчик параметра через усилитель связан с

АЗУ, ни другом входе которого включен счетчик меток, а на выходе через последовательно соединенные усилитель-согласователь и транскриптор-регистратор, приэтом формирователь импульсов соединен параллельно с триггером управления, счетчиком меток и счетчиком выборок, который соединен также с триггером управления, отличаютИ йся тем, что, с целью индикации параметров в широком диапазоне скоростн режимов и на заданном участке хода поршня, устройство дополнительно содержит первую и вторую схемы задержки, схему вычитания единицы, схему И и триггер пересчета, причем разрешающий выход регистратора соединен управляющим входом через последовательно соединенные схемы задержки, первая из которых включена между счетчиком меток и АЦП, другой выход регистратора через последовательно соединенные схему вычитания единицы и триггер

пересчета соединен со счетчиком меток, триггер управления подключен к одному из входов схемы И, другой вход которой связан с датчиком угла, а выход- со схемой вычитания единицы.

2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, в него дополнительно введены селектор ssepxней мертвой точки, включенный между датчиком угла и ключом режима, и спусковое устройство, входы которого

o соединены с выходом ключа режима, датчиком угла и триггером управления, а выход - с третьим входом схегчы И,

3.Устройство по п.п. 1 и 2, отличающееся тем, что в

5 него дополнительно введен усилительограничитель и ключ масштаба, -включенные последовательно меиэду датчиком параметра и АЗУ, причем ключ масштаба связан также с yci-шителем.

Источники информации,

0 принятые во внимание при экспертизе

1. Motorteclinisctie zeitsctirif t, 1975, 36, № 2, с 33-38.

Похожие патенты SU785665A1

название год авторы номер документа
Устройство для индицирования двигателя внутреннего сгорания 1982
  • Островский Эдвиг Семенович
SU1052900A1
Устройство для измерения среднего индикаторного давления 1976
  • Альт Виктор Валентинович
  • Мищенков Александр Александрович
  • Понамарев Виктор Александрович
  • Авдюшев Эдуард Леонидович
  • Камынин Юрий Степанович
  • Барышников Владимир Петрович
SU887955A1
Устройство для регистрации индикаторных диаграмм поршневых машин 1988
  • Одинец Александр Ильич
  • Болштянский Александр Павлович
  • Щерба Виктор Евгеньевич
  • Миронов Сергей Геннадьевич
SU1597634A1
Способ автоматического регулирования рабочего процесса дизеля и устройство для его осуществления 1984
  • Баскаков Леонид Васильевич
  • Гришин Федор Егорович
  • Дружинин Петр Владимирович
  • Дыбок Василий Васильевич
  • Тюпаев Клим Келюевич
  • Шварцман Борис Абрамович
SU1213232A1
Устройство для измерения среднего индикаторного давления двигателей внуреннего сгорания 1980
  • Краско Александр Сергеевич
  • Плавильщиков Алексндр Алексеевич
SU892250A1
Устройство для регистрации кривой тепловыделения в цилиндре двигателя внутреннего сгорания 1991
  • Магнитский Юрий Александрович
  • Булыгин Юрий Игоревич
  • Черников Виктор Васильевич
  • Стрельников Станислав Валерьевич
SU1815607A1
Устройство для измерения угла закручивания вращающегося вала 1991
  • Науменко Александр Петрович
  • Одинец Александр Ильич
  • Песоцкий Юрий Сергеевич
  • Чистяков Владислав Константинович
SU1795312A1
Устройство для записи диаграммы перемещения бурильного инструмента 1975
  • Саркисов Илья Константинович
  • Крайзман Леонид Феликсович
SU546700A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Добролюбов И.П.
  • Савченко О.Ф.
  • Альт В.В.
RU2078324C1
Измерительная система 1987
  • Багмет Мария Исааковна
SU1474718A1

Иллюстрации к изобретению SU 785 665 A1

Реферат патента 1980 года Устройство для индицирования двигателя внутреннего сгорания

Формула изобретения SU 785 665 A1

ВМТ f/afpvux ходоб

SU 785 665 A1

Авторы

Гуткин Борис Самуилович

Комовский Вадим Романович

Кудряшов Эдуард Алексеевич

Левшина Елена Серафимовна

Магер Владимир Евстафьевич

Моисейченко Вячеслав Степанович

Новицкий Петр Васильевич

Соколов Сергей Сергеевич

Даты

1980-12-07Публикация

1978-08-24Подача