Система стабилизации кузова транспортного средства Советский патент 1980 года по МПК B62D37/06 

Описание патента на изобретение SU789308A1

1

Изобретение относится к эксплуатации транспортных средств и может быть использовано для увеличения устойчивости их движения, улучшения сохранности транспортируемого груза и комфортабельности движения.

При движении транспортного средства неровности дороги, неравномерность движения и другие факторы вызывают продольные и поперечные угловые колебания и наклоны подрессоренного кузова (дифференты и крены). Для предотвраш,ения крена кузова и повышения устойчивости транспортного средства используются системы стабилизации.

Известна стабилизация кузова транспортного средства, содержащая два маховика, каждый из которых установлен на вертикальной оси, и привод, связанный с упомянутыми осями, обеспечивающий их вращение в противоположных направлениях 1J.

Частота вращения и моменты инерции маховиков таковы, что создают равные и противоположно направленные мо.менты. Таким образом, исключается прецессия г-ироскопа при воздействии на ось его вращения внешних сил. Оси маховиков установлены

в несущей конструкции, жестко связанной со стабилизируе.мой платформой. Поскольку оси маховиков на основании свойства устойчивости оси быстровращающегося гироскопа, несмотря на действие внешних сил, сохраняют неизменное угло.вое положение в инерциальной системе отсчета, то они удерживают стабилизируемую платформу от наклонов и угловых колебаний. Благодаря вертикальному расположению осей вращения платформа стабилизирована в двух вертикальных плоскостях (продольной и поперечной).

Недостатком известной системы стабилизации является постоянная жесткая связь осей вращения маховиков со стабилизируемой платформой. Такая система осуществляет стабилизацию платформы, находящейся на горизонтальной поверхности (например, поверхности воды). Транспортному же средству в процессе эксплуатации приходится двигаться по наклонной относительно горизонта дорожной поверхности, по местности с различными уклонами (подъемы, .спуски). Использование же известного устройства на транспортном средстве возможно только при его движении по дороге с постоянным уклоном местности. Цель изобретения - повышение устойчивости движения транспортного средства на уклонах путем обеспечения расстабилизации его кузова в продольном направлении при изменении уклона местности. Указанная цель достигается тем, что система снабжена устройством блокировки и дуговыми рейками, жестко закрепленными на кузове транспортного средства, при этом валы маховиков расположены соосно и снабжены на концах шестернями, введенными в зацепление с дуговыми рейками, а устройство блокировки связано с упомянутыми шестернями. Кроме того, устройство блокировки в виде соединенных между собой дополнительных дуговых реек, введенных в зацепление с шестернями валов маховиков и связанных с тормозом. На фиг. I представлена кинематическая схема системы стабилизации кузова транспортного средства с приводом от двигателя; на фиг. 2 - установка маховиков в кузове транспортного средства и устройство блокировки. Два одинаковых маховика 1 закреплены на валах 2, вращающихся в подпятнике 3. На концах валов в подщипниках 4 установлены конические щестерни 5, которые введены в зацепление с дуговыми коническими зубчатыми рейками 6, жестко закрепленными на кузове транспортного средства. Устройство блокировки состоит из двух соединенных дополнительных дуговых реек 7, находящихся в зацеплении с шестернями 5, установленными на оси 8 и связанными с тормозом 9. Ось 8 установлена в подщипниках на раме 10 транспортного средства. Бращение маховиков осуществляется от щестерни 11, находящейся в зацеплении одновременно с двумя щестернями 12, которые закреплены на валах 2. Таким образом, осуществляется вращение валов с одинаковой угловой скоростью, но противоположным направлением вращения. Шестерни 11 находятся внутри корпуса 13, установленного на валу 14 и оси 8, что дает возможность валам 2 качаться в плоскости, нормальной к чертежу, при раестабилизации кузова. Привод маховиков содержит приводную шестерню 15, муфту 16 сцепления, гидромуфту 17, соединенную упругими муфтами 18, а также вторую приводную шестерню с зубчатой муфтой и синхронизатором 19, повышающий редуктор 20 и щестерню с обгонной муфтой 21. Устройство работает следующим образом. Маховики раскручиваются путем отбора мощности от щестерни 22, устанавливаемой на ведущих звеньях трансмиссии транспортного средства (в зависимости от ее типа и расположения), через замкнутую муфту 16 с-цепления, гидромуфту 17 на приводной вал 14. В случае появления дополнительного сопротивления движению и уменьшения скорости вращения элементов трансмиссии, при трогании с места и разгоне транспортного средства маховики, связанные с трансмиссией, как аккумуляторы кинематической энергии, передают крутящий момент к ведущим частям, помогая двигателю преодолеть возникшие сопротивления. В случае значительного изменения уклона местности для предотвращения у.меньшения сцепления одной из осей с грунтом кузов расстабилизируется в продольном направлении (в направлении движения). Для этого тормоз 9 разблокируется и дополнительные дуговые рейки 7 получают свободу вращения на оси 8. Кузов транспортного средства наклоняется соответственно изменению уклона, а валы 2 и маховики 1 сохраняют свое угловое положение в инерциальной системе отсчета за счет обкатывания щестерен 5 по дуговым рейкам 6. При блокировании тормоза 9 ось вращения маховиком жестко связывается с кузовом. При торможении муфта 16, управление которой сблокировано с педалью тормоза основной тормозной системы транспортного средства, размыкается, а зубчатая муфта С синхронизатором 19 шестерни замыкается. При этом крутящий момент от трансмиссии транспортного средства через редуктор 20 передается к маховикам 1, обеспечивая их дополнительное раскручивание. Маховики как аккумуляторы накапливают кинетическую энергию и служат тормозомзамедлителем, повыщая эффективность торможения. Увеличение скорости вращения маховиков улучщает качество стабилизации и предотвращается дифферент кузова при торможении, увеличивается устойчивость транспортного средства. Обгонная муфта 21 при этом не допускает обратного потока мощности. На основании проведенных расчетов и анализа движения транспортного средства ясно, что при вертикальном расположении оси вращения маховиков стабилизирующий момент в предлагаемой системе возникает в двух плоскостях, что дает возможность одним устройством предотвратить угловые колебания и наклонь кузова и в продольном, и в поперечном направлениях. Сочетание в одном устройстве датчика наклона и исполнительного механизма дает возможность использовать предлагаемую систему на любых транспортных средствах независимо от типа подвески и не требует введения специальных выравнивающих устройств. Благодаря существованию возможности расстабилизации кузова в продольном направлении при значительном изменении уклона дорожной поверхности обеспечивается стабилизация кузова при движении транспортного средства по местности с любым уклоном дороги.

Возможно применение данного устройства для стабилизации подрессоренного груза в кузове транспортного средства. Для практического использования предлагаемой системы необходима конструкторская разработка ее применительно к конкретному типу и модели транспортного средства. При этом предлагаемое устройство может входить в трансмиссию транспортного средства как составной ее элемент. Отсутствие необходимости изменения других элементов конструкции транспортного средства не увеличит значительно сроков конструкторской разработки транспортного средства с предлагаемой системой стабилизации.

Формула изобретения

1. Система стабилизации кузова транспортного средства, содержащая два маховика, каждый из которых установлен на вертикальной оси, и привод, связанный с упомянутыми осями, обеспечивающий их вращение в противопложных направлениях, отличающаяся тем, что, с целью повыщения устойчивости движения транспортного средства на уклонах путем обеспечения расстабилизации его кузова, она снабжена устройством блокировки и дуговыми рейками, жестко закрепленными на кузове транспортного средства, при этом валы маховиков расположены соосно и снабжены на концах

0 щестернями, введенными в зацепление с дуговыми рейками, а устройство блокировки связано с упомянутыми шестернями.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что устройство блокировки выполнено в виде соединенных между собой дополнительных дуговых реек, введенных в зацепление с шестернями валов маховиков и связанны.х с тормозом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

0 1. Патент США № 3246537, кл. 74-572, 1966.

Похожие патенты SU789308A1

название год авторы номер документа
Устройство для стабилизации кузова транспортного средства 1982
  • Князев Сергей Иванович
  • Клементьев Сергей Вениаминович
  • Косолапов Геннадий Михайлович
  • Петрушин Александр Григорьевич
SU1082665A1
Устройство стабилизации транспортного средства 1985
  • Петрушин Александр Григорьевич
  • Роговой Сергей Георгиевич
  • Клементьев Сергей Вениаминович
SU1255500A1
Устройство для стабилизации кузова транспортного средства 1980
  • Клементьев Сергей Вениаминович
  • Петрушин Александр Григорьевич
  • Косолапов Геннадий Михайлович
  • Роговой Сергей Георгиевич
SU927617A1
СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1993
  • Терентьев Г.В.
RU2061599C1
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С РУЧНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 2010
  • Соловьёв Анатолий Иванович
  • Соловьёв Сергей Анатольевич
  • Соловьёва Елена Анатольевна
RU2442715C1
Устройство для стабилизации транспортного средства 1981
  • Петрушин Александр Григорьевич
  • Клементьев Сергей Вениаминович
  • Роговой Сергей Георгиевич
SU1004185A1
ВЕЗДЕХОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО СО СМЕЩАЕМЫМ ЦЕНТРОМ ТЯЖЕСТИ 2008
  • Козинский Александр Владимирович
  • Выползов Александр Анатольевич
RU2381941C1
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЕДУКТОР КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2009
  • Соловьёв Анатолий Иванович
  • Соловьёв Сергей Анатольевич
  • Соловьёва Елена Анатольевна
RU2392159C1
ПЛАВАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Соловьёв Анатолий Иванович
  • Соловьёв Сергей Анатольевич
  • Соловьёва Елена Анатольевна
RU2390458C1
МЕХАНИЗМЫ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Соловьёв Анатолий Иванович
  • Дехтевич Анатолий Иванович
RU2342275C1

Иллюстрации к изобретению SU 789 308 A1

Реферат патента 1980 года Система стабилизации кузова транспортного средства

Формула изобретения SU 789 308 A1

SU 789 308 A1

Авторы

Косолапов Геннадий Михайлович

Петрушин Александр Григорьевич

Клементьев Сергей Вениаминович

Даты

1980-12-23Публикация

1977-12-07Подача