ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЕДУКТОР КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2010 года по МПК B62D7/04 B62D39/00 B62D63/02 

Описание патента на изобретение RU2392159C1

Изобретение относится к колесным транспортным средствам (КТС) со всеми ведущими управляемыми полноповоротными колесами и кузовом.

За прототип принято техническое решение по патентам на изобретение РФ №2291808, 2003. «Колесное транспортное средство» и №2342275, 2008. «Механизмы колесного транспортного средства».

КТС содержит колесную платформу с четырьмя колесными парами, поворотный относительно нее кузов, башню с механизмом стабилизации ее положения, двигатель со сцеплением и коробкой передач, центральный редуктор, трансмиссию, привод управления, два механизма возможности движения по двум колеям, амортизацию и тормоза. Между колесной платформой и кузовом установлены опорные ролики. Трансмиссия обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к колесным парам через первую коническую зубчатую передачу центрального редуктора, ведомое колесо которой соединено с солнечным коническим зубчатым колесом, дальше к каждой колесной паре через две конические зубчатые передачи, соединенные валом, на ведущий вал межколесного дифференциала колесных пар. Поворот кузова относительно колесной платформы производится от рулевого колеса с валом через цепную передачу и червячный редуктор на вторую коническую зубчатую передачу центрального редуктора, ведомое колесо которой соединено с колесной платформой. Привод поворота колес включает механизм отключения от поворота и фиксации двух задних колесных пар для обеспечения возможности движения КТС по двум колеям. Поворот колесных пар обеспечивается при повороте кузова относительно колесной платформы посредством соединенного с ним нижнего вала центрального редуктора и двух цепных передач. Нижняя ведущая звездочка установлена на этом валу жестко, а верхняя установлена на нем свободно и может перемещаться по нему вверх и вниз, выполняя роль двусторонней кулачковой муфты сцепления. Для этого на ее боковых поверхностях имеются дополнительные зубья (кулачки), такие же как и на верхней поверхности нижней звездочки и верхней части колесной платформы. При нижнем ее положении она соединяется с нижней звездочкой, обеспечивая поворот всех колес, а при верхнем положении она соединяется с колесной платформой, исключая поворот двух задних колес. Вторым механизмом обеспечения возможности движения по двум колеям является ограничитель поворота кузова и двух управляемых колесных пар на угол до 180°, состоящий из двух упоров на колесной платформе и одного подвижного пальца, установленного на днище кузова. Амортизация колес осуществляется установкой пружинных рессор и амортизаторов на телескопические поворотные колонки колесных пар. Рабочий тормоз гидравлического типа обеспечивает торможение всех колес, педаль которого установлена в кабине. Стояночный тормоз механического типа установлен между коробкой передач и первой конической зубчатой передачей центрального редуктора. Стабилизация башни относительно сторон света достигается при поворотах КТС путем поворота ее относительно кузова в обратную сторону и на такой же угол с помощью дополнительных цилиндрической и конической зубчатых передач в центральном редукторе.

Недостатком прототипа является сложность конструкции механизма стабилизации положения башни.

Технический результат изобретения - изменение и упрощение конструкции привода управления, механизма стабилизации положения башни и рабочих тормозов.

Заявленная конструкция КТС содержит колесную платформу с четырьмя колесными парами, поворотный относительно нее кузов, башню с механизмом стабилизации ее положения, опорные ролики, двигатель со сцеплением и коробкой передач, центральный редуктор, трансмиссию, привод управления, два механизма обеспечения возможности движения по двум колеям, тормоза, амортизацию колес. Поворот кузова относительно центральной вертикальной оси колесной платформы осуществляется от рулевого колеса с валом через цепную передачу и червячный редуктор на вертикальную коническую шестерню центрального редуктора. Эта шестерня находится в постоянном зацеплении с верхним коническим зубчатым колесом, жестко соединенным центральной вертикальной осью с корпусом колесной платформы. Поворот всех колесных пар в ту же сторону и на такой же угол, что и кузов, происходит от нижнего конического зубчатого колеса, находящегося в постоянном зацеплении с той же вертикальной шестерней при ее вращении. При этом зубчатое колесо соединено трубой с ведущими звездочками двух цепных передач, которые передают вращение на поворотные колонки, обеспечивая поворот колесных пар. В гидросистеме рабочего тормоза тормозная жидкость из бачка и главного тормозного цилиндра по трубопроводам подается к центральному передатчику, установленному на центральной вертикальной оси центрального редуктора. Далее тормозная жидкость проходит по специальному каналу в центральной вертикальной оси и выходит через четыре раздаточных штуцера к колесным тормозным цилиндрам. Стабилизация положения башни относительно сторон света в горизонтальной плоскости при маневрировании средства достигается путем соединения ее с помощью зубчатой муфты сцепления с верхним коническим зубчатым колесом, жестко соединенным центральной вертикальной осью с нижней частью корпуса колесной платформы. При этом ведущая зубчатая полумуфта жестко соединена с коническим колесом, а ведомая полумуфта установлена на валу, жестко соединенном с башней, подвижно без вращения и имеет два фиксированных положения: нижнее I - включения, а верхнее II - выключения стабилизации положения башни.

Конструкция КТС поясняется чертежами, где представлено: на фиг.1 - кинематическая схема основных механизмов (вид сбоку без амортизации колес, правая колесная пара условно повернута на 90°); на фиг.2 - схема рабочего тормоза (вид сбоку).

В конструкции КТС без изменения, как у прототипа, остаются (фиг.1): общая компоновка, колесная платформа 1 с четырьмя колесными парами 2, кузов 3, башня 4, опорные ролики 5, двигатель со сцеплением и коробкой передач 6, трансмиссия, два механизма обеспечения возможности движения по двум колеям, ручной тормоз 7, амортизация колес.

Отличия конструкции КТС показаны на фиг.1, 2.

Изменен привод поворота кузова 3 относительно центральной вертикальной оси 8 колесной платформы 1. Поворота кузова осуществляется от рулевого колеса 9 с валом через цепную передачу 10 и червячный редуктор 11 на коническую шестерню 12 центрального редуктора 13. Шестерня 12 находится в постоянном зацеплении с двумя коническими зубчатыми колесами 14 и 15. Зубчатое колесо 14 жестко соединено центральной вертикальной осью 8 с нижней частью корпуса колесной платформы 1. При вращении рулевого колеса 9 коническая шестерня 12, обкатывая коническое зубчатое колесо 14, поворачивает кузов относительно колесной платформы 1. Число зубьев у конических зубчатых колес 14 и 15 должно быть одинаковым.

Изменен привод поворота колесных пар 2. Их поворот в ту же сторону и на такой же угол, что и кузов 3, происходит от конического зубчатого колеса 15 при вращении конической шестерни 12. Зубчатое колесо 15 жестко соединено трубой 16 с ведущей звездочкой 17 правой цепной передачи 18. Ведущая звездочка 19 левой цепной передачи установлена на трубе 16 свободно и может перемещаться по ней, выполняя роль двусторонней кулачковой муфты сцепления, за счет дополнительных зубьев (кулачков) на ее боковых поверхностях, таких же как на колесе 17 и верхней части корпуса колесной платформы 3. При нижнем ее положении она соединяется со звездочкой 17, передавая цепью вращение на ведомые звездочки 20, жестко соединенные с поворотными колонками 21, обеспечивая поворот всех колесных пар. При верхнем положении она выходит из зацепления со звездочкой 17, соединяясь с корпусом колесной платформы 3 и исключая поворот двух задних смежных колесных пар для обеспечения возможности движения КТС по двум колеям.

Изменена конструкция гидросистемы рабочего тормоза в центральной части КТС (фиг.2). При нажатии на педаль 22 тормозная жидкость из бачка 23 и главного тормозного цилиндра 24 по трубопроводу 25 подается к центральному передатчику 26. Центральный передатчик 26 установлен на опоре 32 горизонтальных валов и на центральной вертикальной оси 8 центрального редуктора 13. По устройству он идентичен колесным передатчикам 29 прототипа. Из внутренней полости центрального передатчика 26 жидкость через отверстие подается в специальный канал 27 центральной вертикальной оси 8. Далее через четыре резьбовых отверстия и раздаточные штуцера 28 в нижней части канала 27 она идет через передатчики 29 и гибкие шланги 30 к колесным тормозным механизмам 31.

Изменен и упрощен механизм стабилизации положения башни 4 (фиг.1). При этом использована особенность конструкции КТС - постоянная ориентация корпуса колесной платформы 1 относительно сторон света в горизонтальной плоскости при маневрировании. Поэтому стабилизация положения башни достигается путем соединения башни с помощью зубчатой муфты сцепления 33 с коническим зубчатым колесом 14, жестко соединенным центральной вертикальной осью 8 с нижней частью корпуса колесной платформы 1. При этом ведущая полумуфта жестко соединена с коническим зубчатым колесом 14, а ведомая зубчатая полумуфта установлена на валу 34, жестко соединенном с башней 4, подвижно без вращения. Эта полумуфта способна перемещаться вдоль вала 34 и имеет два фиксированных положения: нижнее I - включения, а верхнее II - выключения стабилизации положения башни 4.

Таким образом, по сравнению с прототипом такая конструкция механизма стабилизации положения башни позволяет заменить три зубчатых колеса одной зубчатой муфтой сцепления.

Такая конструкция привода управления и механизма стабилизации положения башни может быть использована на дистанционно управляемом КТС для повышения надежности и долговечности работы.

Похожие патенты RU2392159C1

название год авторы номер документа
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ДИСТАНЦИОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 2009
  • Соловьёв Анатолий Иванович
  • Соловьёв Сергей Анатольевич
  • Соловьёва Елена Анатольевна
RU2421360C1
ДИСТАНЦИОННО УПРАВЛЯЕМОЕ КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2008
  • Соловьёв Анатолий Иванович
  • Соловьёв Сергей Анатольевич
  • Соловьёва Елена Анатольевна
RU2388639C1
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С РУЧНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 2010
  • Соловьёв Анатолий Иванович
  • Соловьёв Сергей Анатольевич
  • Соловьёва Елена Анатольевна
RU2442715C1
ПЛАВАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Соловьёв Анатолий Иванович
  • Соловьёв Сергей Анатольевич
  • Соловьёва Елена Анатольевна
RU2390458C1
МЕХАНИЗМЫ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Соловьёв Анатолий Иванович
  • Дехтевич Анатолий Иванович
RU2342275C1
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2003
  • Соловьев Анатолий Иванович
RU2291808C2
СНЕГОБОЛОТОХОД 2023
  • Черняк Александр Владимирович
  • Кузнецов Антон Евгеньевич
  • Кардаполов Виталий Михайлович
RU2801955C1
КОЛЕСНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА 2010
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шийка Алексей Павлович
RU2423281C1
ТАЧКА 1998
  • Егоров В.И.
RU2152322C1
Транспортное средство 1989
  • Огнев Александр Николаевич
  • Молотков Леонид Николаевич
SU1708685A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 392 159 C1

Реферат патента 2010 года ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЕДУКТОР КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к колесным транспортным средствам со всеми ведущими управляемыми полноповоротными колесами и кузовом. Колесное транспортное средство содержит колесную платформу 1 с четырьмя колесными парами 2, поворотный относительно нее кузов 3, башню 4 с механизмом стабилизации ее положения, опорные ролики 5, двигатель со сцеплением и коробкой передач 6, центральный редуктор 13, трансмиссию, привод управления, два механизма обеспечения возможности движения по двум колеям, тормоза, амортизацию колес. Поворот кузова 3 относительно центральной вертикальной оси 8 колесной платформы 1 осуществляется от рулевого колеса 9 с валом через цепную передачу 10 и червячный редуктор 11 на коническую шестерню 12 центрального редуктора 13. Поворот колесных пар 2 в ту же сторону и на такой же угол, что и кузов 3, происходит от нижнего конического зубчатого колеса 15, находящегося в постоянном зацеплении с шестерней 12 при ее вращении. Нижнее коническое зубчатое колесо 15 соединено трубой 16 с ведущими звездочками 17 и 19 двух цепных передач 18, передающих вращение на ведомые звездочки 20, обеспечивая поворот колесных пар 2. В гидросистеме рабочего тормоза тормозная жидкость из бачка и главного тормозного цилиндра по трубопроводам подается к центральному передатчику, далее жидкость через отверстие подается в специальный канал центральной вертикальной оси 8, из которого через четыре раздаточных штуцера идет к колесным тормозным цилиндрам. Стабилизация положения башни 4 достигается путем соединения ее с помощью зубчатой муфты сцепления 33 с коническим зубчатым колесом 14, жестко соединенным центральной вертикальной осью 8 с корпусом колесной платформы 1. Ведущая зубчатая полумуфта жестко соединена с верхним коническим зубчатым колесом 14, а ведомая полумуфта установлена на валу 34, жестко соединенном с башней 4, подвижно без вращения и имеет два фиксированных положения: нижнее I - включения, а верхнее II - выключения стабилизации положения башни. Достигается изменение и упрощение конструкции привода управления и механизма стабилизации положения башни. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 392 159 C1

Колесное транспортное средство, содержащее колесную платформу 1 с четырьмя колесными парами 2, поворотный относительно нее кузов 3, башню 4 с механизмом стабилизации ее положения, опорные ролики 5, двигатель со сцеплением и коробкой передач 6, центральный редуктор 13, трансмиссию, привод управления, два механизма обеспечения возможности движения по двум колеям, тормоза, амортизацию колес, отличающееся тем, что поворот кузова 3 относительно центральной вертикальной оси 8 колесной платформы 1 осуществляется от рулевого колеса 9 с валом через цепную передачу 10 и червячный редуктор 11 на коническую шестерню 12 центрального редуктора 13, находящуюся в постоянном зацеплении с верхним коническим зубчатым колесом 14, жестко соединенным центральной вертикальной осью 8 с корпусом колесной платформы 1, поворот колесных пар 2 в ту же сторону и на такой же угол, что и кузов 3, происходит от нижнего конического зубчатого колеса 15, находящегося в постоянном зацеплении с шестерней 12 при ее вращении, при этом нижнее коническое зубчатое колесо 15 соединено трубой 16 с ведущими звездочками 17 и 19 двух цепных передач 18, передающих вращение на ведомые звездочки 20, обеспечивая поворот колесных пар 2, в гидросистеме рабочего тормоза тормозная жидкость из бачка 23 и главного тормозного цилиндра 24 по трубопроводам 25 подается к центральному передатчику 26, установленному на опоре 32 горизонтальных валов и центральной вертикальной оси 8 центрального редуктора 13, далее жидкость через отверстие подается в специальный канал 27 центральной вертикальной оси 8, из которого через четыре раздаточных штуцера 28 идет к колесным тормозным цилиндрам 31, стабилизация положения башни 4 относительно сторон света в горизонтальной плоскости при маневрировании средства достигается путем соединения ее с помощью зубчатой муфты сцепления 33 с верхним коническим зубчатым колесом 14, жестко соединенным центральной вертикальной осью 8 с корпусом колесной платформы 1, при этом ведущая зубчатая полумуфта жестко соединена с верхним коническим зубчатым колесом 14, а ведомая полумуфта установлена на валу 34, жестко соединенном с башней 4, подвижно без вращения и имеет два фиксированных положения: нижнее I - включения, а верхнее II - выключения стабилизации положения башни.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2392159C1

МЕХАНИЗМЫ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Соловьёв Анатолий Иванович
  • Дехтевич Анатолий Иванович
RU2342275C1
US 4041678 A, 16.08.1977
WO 2004014119 A1, 19.02.2004
ВИБРАЦИОННОЕ СИТО ВЫСОКОЧАСТОТНОЕ С ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИМ ВИБРОПРИВОДОМ РЕЗОНАНСНОГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ИНТЕНСИВНОЙ ОЧИСТКИ БУРОВОГО РАСТВОРА И ОСУШКИ ШЛАМА 2014
  • Костюк Анатолий Иванович
RU2541960C1
DE 3527192 A1, 12.02.1987
US 3203500 A, 31.08.1965
Транспортное средство 1989
  • Огнев Александр Николаевич
  • Молотков Леонид Николаевич
SU1708685A1

RU 2 392 159 C1

Авторы

Соловьёв Анатолий Иванович

Соловьёв Сергей Анатольевич

Соловьёва Елена Анатольевна

Даты

2010-06-20Публикация

2009-04-17Подача