I
Изобреа-ение относится к стопорящим устройствам, например болта, винта или гайки, применяемых .преимущественно в труднодоступных местах, и может быть использовано в различных областях техники.
Известно устройство для стопорения гайки на резьбовом стержне, в котором неподвижный стопорный элемент (болтфиксатор) входит в диаметральную прорезь на резьбовом стержне и с помощью дополнительной гайки и стопорной шайбы жестко соединяется в резьбовой втулкой
Недостатками конструкции являются невозможность обеспечения автоматического стопорония резьбовой втулки,в процессе заворачивания, ненадежность крёп/пния.
Известно также устройство, в котором фасонный болт после затяжки стопорится подпружиненным шлицевым замком, при этом один шлицевой венец замка находится в постоянном подвижном соединеНИИ со шлицами вала, а другой - может входить в зацепление со шлицами болта. Демонтаж соединения производится в положении, когда шлицевый замок выведен из зацепления со шлицами болта Г21. Недостатком устройства является невозможность обеспечения автоматического стопорения при заворачивании болта вследств ие того, что замок при заворачивании болта выведен из зацепления с ним и вводится в зацепление лишь после затяжки соединения.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому является устройство ,для стопорения детали крепления, содержащее корпус, в -полости которого размещен подпружиненный стопорный элемент с зубчатым венцом взаимодействующим с деталью крепления
Однако оно не обеспечиваетстопорения детали.крепления в труднодоступных местах.
Цель изобретения - обеспечение стопорения в труднодоступных местах, нагример с односторонним проходом.
Указанная цель достигается тем, что в корпусе выполнена расточка, сообщающаяся с полостью корпуса, на внутреннем торце которой изготовлен зубчатый венец входящий в зацепление с венцом стопорвого элемента, причем у1Х)Л между поверхностями упомянутых зубьев венцов и перпендикуляром к плоскости основания зубьев меньше угла трения.
На фиг. 1 представлена конструкция устройства для стопорения детали крепления, например , на резьбовом стержне; на фиг. 2 - форма зубьев зубчатых венцов стопорного элемента и детали крепления.
Устройство для стопорения детали крепления на резьбовом стержне сое-, тоит из стопорного элемента 1 с торцовым зубчатым венцом А и выступами
B,пружины 2, торцового зубчатого венца
C,детали 3 крепления. Резьбовой стержень 4 имеет внутреннюю расточку
и сквозной диаметральный паз Е. Деталь 3 крепления имеет центральное отверстие Г для обеспечения возможности воед1ействия на стопорный элемент 1 с целью вывода из зацепления зубчатых венцов А и С и отворачивания детали 3 крепления. Стопсдэный элемент 1 и пружина 2 удерживаются в расточке D резьбового стержня 4 с помощью пружинного кольца 5. Зубья венцов А и С имеют поверхности G и Н, взаимодействующие при заворачивании, и поверхности О и К, взаимодействующие при отворачивании (если зубчатые венцы А и С не выведены из зацепления). Поверхности 0 и Н образуют с перпендикуляром к полости основания зубьев угол Qi, , а поверхности и К - угол 3..
При наворачивании детали 3 креплени на резьбовой стержень 4 зубчатый венец С проскальзывает относительно зубчатого венца А и воздействует на него таким образом, что стопорный элемент 1, сжимая пружину 2, передвигается вдоль оси резьбового стержня 4 в расточке О , 1фичем выступы В находятся постоянно в диаметральном пазу Е и . ограничивают угловые повороты стопорного элемента 1, При этом зубчатые венцы А и С находятся в постоянном контакте. Затяжка происходит до тех пор, пока деталь 3 крепления не дойдет до упора. Относительное проскальзывание зубчатых венцов и перемещение стопорного
элемента под воздействием зубчатого венца С осуществляется благодаря тому, что угол ой выполнен больше угла трения для материалов, из которых изготовлены зубчатые венцы с учетом состояния взаимодействующих поверхностей (чистка поверхности, наличие смазки и т.д.). При попытке отвернуть деталь 3 крепления,, не выведя предварительно из зацепления зубчатые венцы А и С, зацепление последних обеспечивается тем, что угол fb выполнен меньще угла трения.
Для демонтажа устройства достаточно спецальным; ключом через отверстие F принудительно вывести из зацепления зубчатые винты .А и С и беспрепятственно отвернуть деталь 3крепления.
Предлагаемое устройство для стопорения детали крепления является компактным, имеет малую металлоемкость, необходимость контроля стопорения при затяжке детали крепления ртпа,рает, вследствие того, что, находясь в постоянном контакте, зубчатые венцы не позволяют отвернуть деталь крепления, если их предварительно не вывести из зацепления. Кроме того,- не требуется обеспечение строгой соосности зубчатых венцов устройства.
Формула изобретения
Устройство для стопорения детали крепкрепления , содержащее корпус, в полости которого размещен подпружиненный стопорный элемент с зубчатым венцом, взаимодействующим с деталью крепления, отличающееся тем, что, с целью обеспечения стопорения в труднодоступных местах, в корпусе выполнен расточка, сообщающаяся с полостью корпуса, на внутреннем торце которой изготовлен зубчатый венец, входящий в зацепление с венцом стопорного элемента, причем угол между поверхностями упомянутых зубьев, ленцов и перпендикуляром к плоскости основания зубьев меньше угл трения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Колесное щасси МАЗ-543. Техническое описание и инструкция по эк-, сплуатации. М., Военное издательство МО СССР, 1973, с. 91.
2.Никитин Ю. М. Конструктирование элементов деталей и узлов авиационных двигателей. М., Машиностроение , 1968 с, 36-38.
3.Патент старой Германии № 1534ОЗ кл. 47 а 15, 1904 (прототип).:
2 1 В 5 3 4 С
Ш/ г
KXXVCV А
9м.2
Авторы
Даты
1981-01-23—Публикация
1976-01-26—Подача