1
Изобретение относится к конструктивным элементам гидравлических машин, в частности к механизмам передачи крутящего момента от вала привода к потребителю энергии, преимущественно к насосу, например, объемного типа с приводом вращения, имеющим собственную систему смазки. Насосы такого типа широко распространены в машиностроении, особенно транспортном, где .требуются высокая надежность и малый удельный вес агрегатов .
Известен механизм передачи крутящего момента от вала привода к потребителю энергии-насосу, с системой смазки, содержащий вал-рессору со сквозным осевым каналом, взаимодействующую концевыми шлицевыми участками с соответствующими шлицевыми участками расточек валов насоса и привода, и соосный с валом-рессорой винтовой насос для циркуляции смазки 1 .
Недостаток этого механизма состоит в том, что во время его эксплуатации возможны наруи1ение соосности и односторонняя выборка зазора рабочих органов винтового насоса, осуществляющего циркуляцию смазки.
Это обусловлено тем, что вал-рессора, являющаяся :ю существу винтовым насосом, после установки в вал агрегата не фиксируется и имеет возможность угловых смещений относительно геометрической оси привода. В связи с этим понижается надежность и долговечность устройства в целом.
Цель изобретения - повышение на0дежности и долговечности механизма передачи крутящего момента путем повьлшения технологичности его конструкции.
5
Это достигается тем, что винтовой насос выполнен в виде размещенного в сквозном осевом канале вала-рессоры шнека, зафиксированного от осевого перемещения и проворота. Дости0жению поставленной цели способствует также и то, что шнек выполнен в виде скрученной в однозаходный винт пластины и на одном из торцов снабжен радиальными выступами, & осевой канал
5 вала-рессоры - соответствующими последним радиальными пазами для взаимодействия с выступами.
На чертеже представлен продольный разрез механизма передачи крутящего
0 момента. Механизм передачи крутящегомоме та состоит из собственно вала-рессо ры 1 со сквозным осевым каналом 2, взаимодействующей концевыми шлицевы ми участками 3 и 4 с соответствующи ми шлицевыми участками расточек вал насоса 5 и привода 6, например с повышающим или понижающим редукторо (не показаны), и соосного с валомрессорой 1 винтового насоса со шнеком 7 для циркуляции смазки. Валрессора 1 зафиксирована от осевого перемещения стопорными кольцами 8 и 9, расположенными со стороны торц одного из ее шлицевых участков,преимущественно со стороны расточки вала насоса 5. Винтовой насос, размещенный в сквозном осевом канале 2 вала-рессоры 1, содержит шнек 7, зафиксированный от осевого перемещения, расположенными по его торцам стопорными кольцами 10 и 11, причем сам шнек 7 выполнен в виде скрученн в одноэаходнщй винт пластины и на одном из торцов снабжен радиальными выступами 12, а осевой канал 2 вала рессоры 1 - соответствующими послед ним радиальными пазами 13 для взаи модействия с высту пами и фиксируя шнек 7 от проворота. Вал насоса 5 вращается в подшипниковом узле 14 и сообщается с ситемой смазки (не показана) через поЛость 15, а вал привода 6 - в подшипниковом узле 16, сообщающемся с системой смазки через полость 17. Полость 17 сообщается с полостью 18 посредством зазоров во взаимодействующих шлицевых участках вала-рессоры и расто чек валов насоса и привода. Механизм работает следующим образом. При вращении вала-рессоры 1, во время работы агрегата, шнек 7 захватывает среду, выполняющую роль смазки, из полрсти 17 и нагнетает ее в полость 15. Из полости 15 под давлением смазка продавливается в зазоры между контактирующими поверхностями шлицев вала-рессоры 1 и вала насоса 5 в полость 18. Из полости 13 смазка через подшипниковый узел 16 возвращается в систему смазки привода, и соответственно, в полость 17. Одновременно происходит охлаждение рабочи поверхностей контактирующих шлицев, так как температура смазки в полости 17 привода ниже, чем в зоне контакта. Прокачивание смазки через шлицевое соединение валов улучшает температурный режим и условия работы пар трения, что способствует повышению надежности и долговечности шлицевого механизма передачи крутящего момента и сопряженных элементов. Изобретение позволяет повысить долговечность механизма передачи крутящего момента по сравнению с известным аналогичного назначения на 20%, а ориентировочный экономический эффект от его внедрения на одном предприятии отрасли составит 17 тыс. руб. Формула изобретения 1.Механизм передачи крутящего момента от привода к потребителю энергии, преимущественно насосу, с системой смазки, содержащий валрессору со сквозным осевым каналом, взаимодействующую концевыми шлицевыми участками с соответствующими шлицевыми участками расточек валов насоса и привода, и соосный с валомрессорой винтовой насос для циркуляции смазки, отличающийс я тем, что, с целью повышения его надежности и долговечности путем повышения технологичности конструкции, винтовой насос выполнен в виде размещенного в сквозном осевом канале вала-рессоры шнека, зафиксированного от осевого перемещения и проворота . 2.Механизм по п. 1, отличающийся тем, что шнек выполнен в виде скрученной в однозаходный винт пластины и на одном из торцов снабжен радиальными выступами, а осевой канал вала-рессоры соответствующими последним радиальными пазами для взаимодействия с упомянутыми выступами. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2548572/25-08, кл. F 04 с 15/00, F 16 N 1/00,1977.
15
//
/«
S
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Механизм передачи крутящего момента к гидравлическому насосу | 1979 |
|
SU870848A1 |
Способ работы нагнетающего насоса маслоагрегата газотурбинного двигателя (ГТД) и нагнетающий насос маслоагрегата ГТД, работающий этим способом, шестерённое колесо нагнетающего насоса маслоагрегата ГТД, блок подпятников нагнетающего насоса маслоагрегата ГТД | 2017 |
|
RU2669634C1 |
Способ работы откачивающего насоса маслоагрегата газотурбинного двигателя (ГТД) и откачивающий насос маслоагрегата ГТД, работающий этим способом (варианты), ведущее колесо откачивающего насоса маслоагрегата ГТД, ведомое колесо откачивающего насоса маслоагрегата ГТД | 2017 |
|
RU2669531C1 |
ПОГРУЖНАЯ МНОГОФАЗНАЯ НАСОСНАЯ УСТАНОВКА | 2010 |
|
RU2431765C1 |
МУФТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ | 2006 |
|
RU2353834C2 |
Вентильный электродвигатель | 2021 |
|
RU2775058C1 |
Поршневая машина | 2018 |
|
RU2698867C1 |
ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ | 2013 |
|
RU2534188C1 |
ПРЕСС ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КИРПИЧЕЙ | 1991 |
|
RU2034707C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ПРИВОД | 2010 |
|
RU2457346C1 |
Авторы
Даты
1981-02-07—Публикация
1979-03-16—Подача