Измеритель углового положения валадВигАТЕля ВНуТРЕННЕгО СгОРАНия Советский патент 1981 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение SU802826A1

1

Изобретение относится к измерителям углового положения вала двигателя внутреннего сгорания (ДВС), предназначенного для получения информации об угле поворота и скорости вращения вала в виде электрических импульсов.

Известны измерители углового положения вала двигателя внутреннего сгорания, содержащие зубчатый диск, датчик, формирователь угловых импульсов и первый выход, связанные последовательно, причем диск жестко связан с валом двигателя 1.

В таких измерителях при работе имеет место существенная задержка импульса начала отсчета относительно угловых импульсов при больших скоростях вращения из-за индуктивного характера выходного сопротивления датчиков, что приводит к дополнительной ощибке в определении углового положения вала ДВС.

Известный измерители углового положения вала двигателя внутреннего сгорания, содержащие зубчатый диск, датчик, фюрмирователь угловых импульсов и первый выход, связанные последовательно, а также диск с зубом начала отсчета, датчик и формирователь импульсов начала отсчета, соединенные последовательно, и второй выход, причем оба диска жестко связаны с валом двигателя 2.

Недостатком этих измерителей является существенная задержка (несинфазность) импульса начала отсчета относительно угловых импульсов при больщих скоростях вращения вала ДВС, что приводит к увеличению погрещности определения углового положения вала и нарушению необходимого совпадения угловых импульсов и импульсов начала отсчета.

Целью настоящего изобретения является уменьшение погрешности измерения углового положения вала путем снижения несинфазности угловых импульсов и импульсов начала отсчета при больших скоростях врашения вала.

Цель достигается тем, что измеритель снабжен схемой задержки, содержащей первый и второй входы, причем, первый соединен с выходом формирователя угловых импу.льсов параллельно первому выходу, а второй включен между выходом формирователя импульсов начала отсчета и вторым выходом измерителя. Измеритель содержит тактируемый Д-триггер, первое и второе дифференцирующие устройства и схемы И, НЕ и ИЛИ, причем, информационный вход триггера непосредственно, вход установки нуля - через первое дифференцирующее устройство, один из входов схемы И - через схему НЕ подключены параллельно к первому входу схемы задержки, синхронизирующий вход триггера и другой вход схемы И подключены параллельно ко второму входу схемы задержки, выход триггера - через второе дифференцирующее устройство связан с одним входом схемы ИЛИ, выход которой объединен со вторым выходом измерителя, другой вход соединен с выходом схемы И, а вход установки единицы триггера объединен с выводом нулевого потенциала. В варианте исполнения измеритель содержит тактируемый Д-триггер, первое и второе дифференцирующие устройства и схемы И, НЕ и ИЛИ, причем вход установки нуля триггера через первое дифференцирующее устройство и схему НЕ подключен к первому входу схемы задержки, с которым через схему И связана одним из входов схема ИЛИ, выход которой объединен со вторым выходом измерителя, другой вход через второе дифференцирующее устройство соединен с выходом триггера, при этом информационный вход триггера подключен к выходу схемы НЕ, синхронизирующий вход параллельно с другим входом И связан со вторым входом схемы задержки, вход установки нуля объединен с выводом нулевого потенциала. На фиг. 1 дан пример первого варианта исполнения измерителя углового положения вала ДВС; на фиг. 2 представлены угловые эпюры, поясняющие принцип действия; на фиг. 3 - второй вариант исполнения измерителя. Эквивалентная схема индукционного датчика может быть представлена в виде последовательного соединения идеального источника ЭДС, индуктивности L датчика и входного сопротивления R формирователя (выходная емкость, внутреннее омическое сопротивление датчика и входная емкость формирователя не уч и ываются в силу относительной малости их значений).Для датчика угловых импульсов форма .ЭДС - квазисинусоидальная, для датчика импульсов начала отсчета - импульсная, двухполярная. В первом случае фазовый сдвиг между ЭДС и напряжением на сопротивлении R определяется как и„ arctg4 ii-S где п - скорость вращения диска; Z-число зубьев венца диска. Для импульсов начала отсчета временная задержка определяется по формуле для интегрирующей LR-цепи задержка THO. приведенная к фазовому сдвиryUrto частоте 2 цпг, имеет вид Ц,о блпгДля п О но всегда больще 7,, , причем при увеличении значения п разность ди 17цд - и, увеличивается и при больших значениях п абсолютное значение AV становится соизмеримо с приведенным расстоянием между двумя соседними зубьями венца, т. е. .iL-,,,, кTN Порядковый номер угловых импульсов, соответственно угловое положение вала в электронной системе зажигания определяется по взаимному расположению угловых импульсов и импульса начала отсчета, при этом также необходимо выполнение определенных условий по совпадению этих импульсов. Так например, первым по нумерации считается тот угловой импульс, который совпадает с импульсом начала отсчета, или, например угловой импульс обозначается номером один, если он следует первым после прохождения импульса начала отсчета, но при этом импульс начала отсчета должен быть в паузе между угловыми импульсами номер Z и номер один. Следовательно, существенное изменение взаимного расположения информационных импульсов, их несинфазность, при изменении скорости вращения вала ДВС приводит к нарущению необходимой логической последовательности этих импульсов. Если при обработке информации используются удвоенные угловые импульсы, то указанная несинфазность приводит к ощибке в определении номера удвоенного углового импульса, т. е. к увеличению погрещности измерения. Компенсация возникающей несинфазности путем изменения значений Z, R и L или создания противоположного начального смещения импульса начала отсчета приводит к нежелательным последствиям. Так уменьщение числа зубьев Z приводит к пропорциональному увеличению погрещности воспроизведения заданных характеристик системой зажигания, уменьщение L - к уменьщению диапазона рабочих оборотов системы зажигания, увеличение R - к уменьщению помехоустойчивости, а создание начального смещения - к значительному ужесточению требований на точность изготовления и установку датчиков, что трудно осуществить в условиях крупносерийного производства. Измерительно углового положения вала ДВС состоит из зубчатого диска 1 и диска 2 с зубом начала отсчета, жестко связанных с валом ДВС, датчика 3 угловых импульсов, работающего совместно с зубчатым диском 1, датчика 4 импульсов начала отсчета, работающего совместно с диском 2, формирователя 5 угловых импульсов, нормирующего импульсы с датчика 3, формирователя 6 импульсов начала отсчета, нормирующего импульсы с датчика 4 и схемы 7 задержки, имеющей два входа. На первый вход (Bxi) (фиг. 1, 3) схемы 7 задержки подаются угловые импульсы с формирователя 5, на второй вал (B;tj} - импульсы начала отсчета с формирователя 6. Измеритель имеет два выхода, с которых информация поступает далее в систему зажигания: первый выход (&bixi), с которого поступают угловые импульсы, и второй выход Выхг, ), с которого поступают импульсы начала отсчета. Схема 7 задержки состоит из тактируемого Д-триггера 8, первого дифференцирующего устройства 9, второго дифференцирующего устройства 10, двухвходовой схемы ИЛИ 11, двухвходовой схемы И 12 и схемы НЕ 13. В первом варианте исполнения схемы 7 задержки (фиг. 1) импульсы с формирователя 5 подаются на информационный вход (вход триггера 8, на один из входов схемы НЕ 13 и через дифференцирующее устройство 9 - на вход установки нуля (вход R) триггера 8; импульсы с формирователя 6 поступают на вход синхронизации (вход С) триггера 8 и на второй вход схемы И 12, при этом на один из входов схемы ИЛИ 11 сигналы поступают с выхода схемы И 12, а на другой вход - через дифференцирующее устройство 10 с выхода триггера 8, а вход установки единицы (вход S) триггера 8 заземлен. Импульсы, поступающие с выхода схемы ИЛИ 11, являются выходными импульсами схемы 7 задержки. Во втором варианте исполнения схемы 7 задержки (фиг. 3) импульсы с формирователя 5 угловых импульсов подаются на вход R триггера 8 через схему НЕ 13 и дифференцирующее устройство 9, при этом один из входов схемы И 12 непосредственно соединен с выходом формирователя 5.

При малых скоростях вращения дисков 1 и 2 (Птьп.) на выходе триггера 8 формируются импульсы Ит(фиг. 2) передний фронт которых определяется моментом появления импульса начала отсчета на входе С триггера 8, а задний - моментом прихода на вход R триггера 8 очередного импульса Uj с выхода дифференцирующего устройства 9; импульсы Uj), формируются по заднему фронту угловых импульсов Uy4, поступающих с выхода формирователя 5 и обычно имеющих вид меандра. На выходе второго дифференцирующего устройства 10 формируются импульсы из)г J соответствующие заднему фронту импульсов Um, . Импульсы через схему ИЛИ 11 проходят на выход схемы 7 задержки и являются выходными импульсами начала отсчета UHOJ измерителя углового положения вала ДВС. Импульсы Сноз по отнощению к заднему фронту угловых импульсов Uyi, имеют незначительную задержку ДУз (фиг. 2), определяемую инерционностью триггера 8 и схемы ИЛИ 11, т. е. совпадения импульсов УНОЗ и Uy, не происходит: по отнощению к значениям несинфазности fy, и uY задержка А Pj может быть приравнена ну лю. На другом входе схемы ИЛИ 11 сигналы Uc отсутствуют, так как на входы схемы И 12 аоступают не совпадающие по времени импульсы UHO и угловые импульсы инвертированные схемой НЕ 13 . При ц больших скоростях вращения дисков 1 и 2 (п-так.) возникает задержка импульса UMO относительно импульсов и импульс LJ на выходе триггера 8 отсутствует, так как в момент прихода на вход с триггера 8 импульса UHO, на входе Р триггера 8 сигнал 5 отсутствует. В этом случае происходит совпадеш1е инвертированных угловых импульсов Uytf и импульса начала отсчета Оно на входах схемы И 12, на выходе схемы И 12 вырабатываются импульсы Uc , последние через схемы ИЛИ 11 проходят на выход схемы 7 задержки и являются выходными импульсами начала отсчета UHOA измерителя углового положения вала ДВС. Таким образом, при несинфазности импульсов начала отсчета UHO и угловых импульсов Uy, 5 менее периода следования угловых импульсов вдцИ расположении импульса UHO в интервале, ограниченном передними фронтами соседних угловых импульсов для всего диапазона скоростей вращения дисков 1 и 2, что достигается выбором параметров датчиков 3 и 4, формирователей 5 и 6 и начальной установкой зуба начала отсчета на диске 2, первый вариант исполнения измерителя обеспечивает расположение выходного импульса начала отсчета UHOI в проJ межутке между соседними угловыми импульсами, при этом несинфазность угловых импульсов UYV и импульса не превышает 9,/2, в,,/2.

Второй вариант исполнения измерителя ц (фиг. 3) обеспечивает совпадение выходного импульса начала отсчета UHOIC соответствующим угловым импульсом, в этом случае для п, импульс UHO расположен в промежутке между угловыми импульсами, что достигается соответствующей установкой 5 зуба начала отсчета на диске 2. При малых скоростях вращения дисков 1 и 2, как и в первом варианте исполнения измерителя, выходной импульс начала отсчета и Ива формируется с помощью триггера 8, дифференцирующих устройств 9 и 10 и схемы ИЛИ И,причем на вход D триггера 8 и вход первого дифференцирующего устройства поступают инвертированные угловые импульсы, которые соответствуют импульсам (фиг. 2. При Птак сигнал на выходе триггера 8 отсутствует, происходит совпадение импульсов UMO и угловых импульсов, поступающих с выхода формирователя 5 (соответствуют импульсам U,, (фиг. 2), на выходе схемы И формируются

импульсы Uc , последние через схему ИЛИ 11 проходят на выход схемы 7 задержки. Сравнение эпюр сигналов Uvtt, UHOS и удвоенных угловых импульсов . для и показывает, что введение схемы 7 задержки в измеритель позволяет сохранить однозначность определения номера импульсов , так, если принять за начало отсчета импульс , первый импульс А (фиг. 2) сохраняет свой номер лишь для fitnex f tnl-H первым за импульсом UHO будет следовать угловой импульс Б. Предложенные варианты исполнения схемы 7 задержки не ограничивают причин возникновения и знака несинфазности, при абсолютном значении несинфазности угловых импульсов и импульсов на выходе формирователя импульсов начала отсчета не превышающей период следования угловых импульсов несинфазность сигналов на выходе предложенного измерителя не превышает половины значения 9 у.

Таким образом, предложенный измеритель углового положения вала позволяет уменьшить несинфазность угловых импульсов и импульсов начала отсчета, возникающую на больщих скоростях вращения, соответственно уменьщить погрещность измерения углового положения вала за счет обеспечения необходимого совпадения угловых импульсов и импульсов начала отсчета в обычных электронных системах зажигания, впрыска топлива, а за счет обеспечения однозначности определения номера углового импульса в указанных системах с удвоением угловых импульсов, все это позволяет увеличить стабильность и точность воспроизведения оптимальных экономичных, либо антитоксичных характеристик ДВС системой зажигания, впрыска топлива, т. е. повысить топливную экономичность ДВС, снизить его токсичность.

Испытания макетных образцов измерителя углового положения вала двигателя в составе цифровой системы зажигания для ДВС автомобиля ВАЗ-2108 показали, что введение схемы задержки уменьшило погрещность измерения углового положения вала ДВС почти в 2 раза.

Формула изобретения

. Измеритель углового положения вала двигателя внутреннего сгорания, содержащий два зубчатых диска, один из которых соединен с датчиком, формирователем угловых импульсов и первым выходом, а другой - с датчиком, формирователем импульсов начала отсчета и вторым выходом, причем оба диска жестко связаны с валом двигателя, отличающийся тем, что, с целью уменьшения погрешности измерения углового положения вала путем снижения несинфазности угловых импульсов и импульсов начала отсчета при больших скоростях вращения вала, измеритель дополнительно снабжен схемой задержки, которая имеет тактируемый Д-триггер, первое и второе дифференцирующее устройства, схемы И, НЕ и ИЛИ и первый и второй входы, причем первый вход соединен с выходом формирователя угловых импульсов параллельно первому выходу, а второй вход включен между выходом формирователя импульсов начала отсчета и вторым выходом измерителя.

2.Измеритель по п. 1, отличающийся тем, что к первому входу схемы задержки

параллельно подключены информационный вход триггера, вход установки нуля - через первое дифференцирующее устройство, и через схему НЕ - один из входов схемы И, при этом синхронизирующий вход триггера и другой вход схемы И подключены па раллельно к другому входу схемы задержки, выход триггера через второе дифференцирующее устройство соединен с одним из входов схемы ИЛИ, выход которой объединен со вторым выходом измерителя, а другой

J, вход - с выходом схемы И, и вход установки единицы триггера соединен с выводом нулевого потенциала.

3.Измеритель по п. 1, отличающийся тем, что вход установки нуля триггера через первое дифференцирующее устройство

5 и схему НЕ подключен к первому входу схемы задержки, с которым через схему И связана одним из входов схема ИЛИ, выход которой объединен со вторым выходом измерителя, другой вход через второе дифференцирующее устройство соединен с выходом триггера, причем информационный вход триггера подключен к выходу схемы НЕ, синхронизирующий вход параллельно с другим входом схемы И связан со вторым входом схемы задержки, а вход установки

5 нуля триггера объединен с выводом нулевого потенциала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Натент ФРГ № 2010999, кл. 46 к 3/00, 1971.

2.Патент США № 3923022, кл. 123-117, 1975.

дых.

Похожие патенты SU802826A1

название год авторы номер документа
Устройство для управления моментом зажигания двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Суздальцев Анатолий Иванович
  • Поляков Альберт Леонардович
SU1781449A1
Устройство для измерения скорости нарастания давления в цилиндре поршневого двигателя 1981
  • Пойда Анатолий Николаевич
SU1000809A1
БЕСКОНТАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1990
  • Леонов Н.И.
  • Рябченко Л.М.
  • Горкин В.П.
SU1776106A1
Способ определения цикловой подачи топлива и устройство для его осуществления 2015
  • Добролюбов Иван Петрович
  • Альт Виктор Валентинович
  • Ольшевский Сергей Николаевич
  • Савченко Олег Фёдорович
  • Клименко Денис Николаевич
RU2665566C2
Устройство управления зажиганием двигателя внутреннего сгорания 1987
  • Барановский Виктор Владимирович
  • Пустовит Станислав Иванович
SU1492076A2
БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ЗАЖИГАНИЕМ И ВПРЫСКОМ ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Ибрагимов Б.Р.
  • Огарков А.Ф.
  • Слепов Ю.В.
  • Тюфяков А.С.
  • Черкасов В.А.
RU2116486C1
Устройство управления электроискровым зажиганием 1979
  • Федоренко Юрий Михайлович
SU894211A1
Способ управления цикличностью повторяющегося процесса и устройство для его осуществления 1976
  • Хартмут Майер
SU645613A3
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Добролюбов Иван Петрович
  • Альт Виктор Валентинович
  • Ольшевский Сергей Николаевич
  • Савченко Олег Фёдорович
RU2543091C1
Устройство управления зажиганием двигателя внутреннего сгорания 1984
  • Барановский Виктор Владимирович
  • Пустовит Станислав Иванович
SU1302007A1

Иллюстрации к изобретению SU 802 826 A1

Реферат патента 1981 года Измеритель углового положения валадВигАТЕля ВНуТРЕННЕгО СгОРАНия

Формула изобретения SU 802 826 A1

SU 802 826 A1

Авторы

Круглов Юрий Николаевич

Сучков Сергей Сергеевич

Даты

1981-02-07Публикация

1979-02-13Подача