(54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОИСКРОВЫМ Изобретение относится к устройствам управления электроискровым зажиганием, например, двигателей внутреннего сгорания с установкой раннего или позднего зажигания электричес кими средствами. Известно устройство управления электроискровым зажиганием, преобразующее информацию о скорости вращения (две)/ получаемую в дискретной форме от датчика импульсов, установленного перед жестко закрепленным на валу двигателя зубчатым диском, в заданный алгоритм управления зажиганием, содержащее счетчик, генератор стробирующего импульса и схему управления, образующую ,из ряда угловых импульсов, формируемых датчиком импульсов при прохождении под ним зубьев (впадин) зубчатого диска, две серии импульсов - серию нечетных (2п-1) и серию четных 2п импульсов, причем серия (2п-1) импульсов пропускается схемой управления на вход счетчика вместе с серией 2и в течение стробирующего импульса S, а зате после окончания стробирующего импуль са на вход счетчика пропускается только серия 2п. При достижении суммы сосчитанных импульсов числа Е, ЗАЖИГАНИЕМ например, по переполнений счетчика формируется импульс управления, фаза которого относительно начала счета линейно зависит от частоты следования угловых импульсов, следовательно от скорости вращения вала ДВС, Ц Такое устройство имеет разрешающую способность Д определения положения вала две равную в угловом выражений Л 2 Л , где Л угловое расстояние между двумя угловыми импульсами (X const). Это снижает точность установки угла зажиган1 Гя, что ведет к снижению эффективности применения устройств управления зажиганием по экономичности двигателя и уровню токсичности отработавших газов. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство управления электроискровым зажиганием для двигателей внутреннего сгорания,Содержащее счетчик, генератор стробирующего импульса и схему управления, один вход которой соединен с выходом датчика-формирователя 2 .
Недостаток известного устройства заключается в низкой точности регулирования угла зажигания.
Цель изобретения - снижение расхода топлива и токсичности отработавших газов путем повышения точности регулирования угла зажигания.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве управления электроискровым зажиганием, например, для двигателей; внутреннего сгорания, содержащем счетчик, генератор стробирующего импульса Х и схему управления, один вход которой соединен с вглходом датчика-формирователя угловых импульсов Xj. вала двигателя, другой вход которого соединен с выходом генератора стробирующего импульса t;|, первый выход у. схемы управления соединен со счетным входом триггера первого разряда счетчика, схема управления содержит третий вход, соединенный с выходом :Х триггера первого разряда счетчика, и второй выход y.j, соединенный со счетным входом триггера второго разряда счетчика.
Причем элементысхемы :управления соединены в такой последовательности, что ее работа реализует следующие логические функции:
Y X Л Х2.;
Y2 Xj. На фиг.1 приведена структурная схема устройства управления электроискровым зажиганием две, на фиг.2 осциллограмма импульса Начало счета Хр; на фиг.3 - то же, стробирующего импульса на фиг.4 - то же, угловых импульсов 2 .фиг,5 то же, импульсов на первом выходе схемы управления; на фиг.6 - то же, импульсов Х на выходе триггера первого разряда счетчика; на фиг.7 то же, импульсов на втором выходе Vj схемы управления; на фиг.8 - то же, импульса управления Z; на фиг.9 вариант схемы управления.
Устройство управления состоит из счетчика на триггерах 1, 2, 3,...,п, генератора 4 стробирующего импульса, схемы 5 управления, на певый вход которой поступают угловые импульсы Х2, второй вход подключен к выходу генератора 4 стробирующего импульса Х(, третий вход соединен с выходом триггера 1 первого разряда счт снка. Первый выход V i схемы 5 управления пЬдключен к счетному вхо ду триггера 1. Второй выход схемы 5 управления подключен к счетному входу триггера 1. Второй выход схемы 5 управления подключен к счетному входу триггера 2. Установоные входы триггеров 1,2,3,...,п и вход запуска генератора 4 стробирующего импульса соединены с клеммой сигнала Х- Начало счета .
Устройство работает следующим образом.
Сигнал XQ Начало счета (фиг.2} устанавливает счетчик в исходное состояние и запускает генератор 4 строи бирующего импульса, который формирует импульс Х заданной длительности S (фиг.З). В течение стробирующего импульса Х схема 5 управле-t ния пропускает угловые импульсы ХQ (фиг. 4) на выход Vj , пoдкJйoчeнный к счетному входу триггера 2, а после окончания стробирующего импульса на Va. проходят сигналы с входа Хд, т.е. с выхода триггера 1, на вход которого поступают угловые импульсы с выхода схемы 5 управления, т.е. на выходах v/i , У схемы 5 управления реализуются следующие логические функции:
Y Х А Xi /
0 У Хз.
Если А обозначить число угловых импульсов, поступающих за время S; В - число угловых импульсов, поступающих после окончания стробирующего
5 импульса до переполнения счетчика;. С - число угловых импульсов, поступающих с начала счета до момента переполнения счетчика; Е - число угловых импульсов с начала счета до верхней мертвой точки ВМТ, то Е 2А + в, С А + В, откуда С Е - А, т.е. , если число угловых импульсов
« от начала счета до верхней мертвой точки равно емкости счетчика, то устройство управления обеспечивает автоматическое регулирование угла опережения управляющего импульса на А угловых импульсов в зависимости от
0 частоты следования угловых импульсов с дискретностью Д.
Схема 5 управления может быть выполнена, например, как показано на фиг.9. В указанной схеме управления
5 сигнал Х поступает на вход инвертора 6 и на первый вход схемы И 7, сигнал Х поступает на первый вход схемы И 8 иена второй вход схемы И 7. Выход инвертора 6 соединен со вторым
0 входом cxeNOJ И 8 и с первым входом схемы И 9, на второй вход которой поступает сигнал Х. Выход схемы И 9 соединен с первым входом схемы ИЛИ : 10, второй вход которой соединен с 5 выходом схемы И 7. На выводе схемы И 8 формируется функция V
Предлагаемое устройство, позволяет уменьшить дискретность регулирования угла зажигания ДВС от оборотов
60 по сравнению с известными устройствами в два раза, обеспечивая более точное регулирование процесса сгорания двигателя, что позволяет снизить расход топлива и токсичность
65 отработавших газов, а также улучшить)
динамические характеристики автомобиля.
Формула изобретения
1. Устройство управления электроискровым зажиганием, например, для двигателей внутреннего сгорания, содержащее счетчик, генератор стробирующего импульсаХ и схему управления, один вход которой соединен с выходом датчика-формирователя угловых импульсов Xi вала двигателя, другой вход которой соединен с выходом генератора стробирующего импульса Х, первый выход 5 схемы управления соединен со счетным входом триггера первого разряда счетчика, отличающее с я тем, что, с ;целью снижения расхода топлива и токсичности отработавших газов путем повышения точности регулирования
угла зажигания, схема управления содержит третий вход, соединенный с выходом Xj триггера первого разряда счетчика, и второй выход v. соединенный со счетным входом триггера вторЪго разряда счетчика.,
2. Устройство по п. 1, о т л и -S чающееся тем, что элементы схемы управления соединены в такой последовательности, что ее работа реализует следующие логические функции:
ХА
УЗ. X AXjVX AX
t5 , Источники информации,
; принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ФРГ 1917389, кл. F 02 р 3/00 5/08, 1969. 2. патент Англии № 1313114, кл. F 1 В, 1973.
(
Фиг.9
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Формирователь импульсов коррекции угла зажигания по сигналам детонации | 1988 |
|
SU1550205A1 |
Способ формирования импульсов управления | 1977 |
|
SU879004A1 |
Устройство для управления моментом зажигания двигателя внутреннего сгорания | 1990 |
|
SU1781449A1 |
Устройство управления фазой периодического процесса | 1985 |
|
SU1315643A1 |
Способ получения импульсов управления моментом зажигания двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления | 1978 |
|
SU1002655A1 |
Система зажигания для двигателя внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1684538A1 |
Устройство управления моментом зажигания | 1981 |
|
SU1013634A1 |
Устройство для измерения неравномерности частоты вращения вала | 1987 |
|
SU1477090A1 |
Устройство управления углом опережения зажигания двигателя внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1381536A1 |
Фазоизбирательное устройство | 1984 |
|
SU1257556A1 |
Авторы
Даты
1981-12-30—Публикация
1979-02-01—Подача