Изобретение относится к противопожар но технике, а именно к способам ощ)е деления эффективности системы пожароту шения летательного аппарата. Иавес1ен способ определения эффектив ности системы пожаротушения летательно аппарата путем подачи огнегасительного вещества в отсек и определения величин концентраций огнегасительного вещества в различных точках отсека в зависимости от 14 емени l. Оцнако по известному способу необходимо наличие на борту летательного аппарата специального обсфудования для измерения концентраций, что уменьшает надежность контроля. Цель изобретения - повышение на дежности. Поставленная цель достигается тем, что сйфеделение величин концентраций / огнегасительного, вещества осуществляют путем замера температуры по времени тех же точках отсека посредством тем пературных датчиков, причем в качестве последних используют датчики системы сигнализации, о пожаре. Сущность изобретения заключается в использовании эффекта охлаждения среды в защищаемом отсеке, например в„ мотогондоле двигателя самолета, в гфоцессе выпуска его из средств пожаротушения. Как следует из уравнения теплового баланса среды в защищаемом отсеке. Яв )) . где f и - плотности воздуха и огнегасительного вещества; VgH Vo - объемы воздуха и огнегасительного вещества в защищаемом отсеке} теплоемкости воздуха и огнегасительного вещества; Те И tj, - начальные температуры воздуха и огнегасительного вещества; Т - температура среды в защищаемом отсеке.
Еошшвтрвция огнегасительного состава С, «щределяемая отношением
Vo
С JB-VC,
|звязана с температурой среды в защищаемом отсеке (смеси воадух-огнегасительнов вещество),
СгTTSflE
бС СТб-т) Следовательно, температура среды и соответственно выходной сигнал температурного датчика в отсеке являются функцией концентрадии огнегасительного вещества. Ощределение эффективности противопо жарной системы отсека летательного ап. ио предлагаемому способу в полет или на земле производится следующим образом. Производится разряд огнетушителей средств исажаротушения и в i ouecce разрядки (выпуска огаегасящего вещества) огнетушителей измеряют и регистрируют выходные Сигналы датчиков пожарной сигнализации, уста1ювле шых в защищаемом отсеке. По иавестньгм зависимостям величины сигналов датчиков от концентрации огнегасительного вещества в местах установки датчиков опре деляют фактические концентрации огнегасительнсмго вещества в тех же точках отсека. По полученным значениям концентраци онредвяяют эффективность пожаротушения J Кроме того, предлагав способ позволяет оценить техническое сботояние цепе
температурных датчиков пожарной сигнализации, установленных в защищаемом отсеке, например, выявить короткое замыкание или обрыв цепей.
Изобретение позволяет повысить надежность контроля противопожарных систем летательного аппарата и, по сравнению с существующими, обладает большей производительностью и меньшей трудоемкостью, что в конечном счете повышает безопасность полетов. формула изобретения 1.Способ определения эффективности системы пожаротушения летательного аппарата путем подачи огнегасительного вещестьз в отсек и определения величин концентраций огнегасительного вещества в разшст.ных точках отсека в зависимости от времени, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности, определение величин концентра огнегасительного вещества осуществляют путем замера температуры по времени в тех же точках отсека посредством температурных датчиков. 2.Способ по п. 1, о т л и ч а ю щи и с я тем, что в качестве температурных датчиков используют датчики системы сигнализации о пожаре. Источники инфсфмадии, принятые во внимание при экспертизе 1. Нормы летной годности гражданских самолетов СССР. Издание 2-е, 1974, с. ЗОО (прототип ).
Авторы
Даты
1981-03-23—Публикация
1979-03-28—Подача