1
Изобретение относится к строительству и может найти применение в качестве покрытий производственных зданий с подвесным транспортом.
Известно мембранное покрытие,включающее стабилизирующие жесткие балки, закрепленные на нижней стороне мембраны и соединенные оттяжками с опорами. Такие мембраны, работающие на растяжение, дают минимальный расход металла на 1м покрытия Ll.
Недостатком этого решения является расположение оттяжек, которое не дает возможности установить подвесные краны таким образом, чтобы они могли обслуживать здание по всему его пролету.
Известно также мембранное покрытие, включакхцее систему двухпоясных несущих и стабилизирующих вант, напрягаемых при помощи центрального барабана по типу велосипедного колеса . Аналогичные системы могут быт также без центрального барабана с установкой между двумя тросами сжаты или растянутых стоек L2.
Недостатком этих систем является то, что центральный стабилизирующий барабан предполагает напряжение системы только для круглых в плане здаНИИ, что неприемлемо для промышленных объектов с подвесными кранами.
Установка между тросами сжатых или .растянутых стоек позволяет применить это решение для зданий с прямоугольным планом, но система не обладает продольной жесткостью и при подвесных кранах покрытие будет очень деформативным и не произойдет пере0распределения нагрузки от кранов на все покрытие. Кроме того, здесь понижена степень концентрации, так как по тросам требуется установка ограждающих панелей покрытия.
5
Наиболее близким к предлагаемому является мембранное покрытие, включающее преднапряженную мембрану,опорный контур, жесткие стабилизирующие элементы и соединенные с ними и
0 опорным контуром преднапряженные затяжки.
Данное покрытие применимо в зданиях с мостовыми кранами, в которых продольные элементы опорного контура
5 выполнены в виде подкрановых балок, которые соединены между собой прокладками, установленными ниже нейтральных осей подкрановых балок ДЗ.
Недостатком этого решения являе 0ся то, что в зданиях этого типа можко использовать только мостовые краны. Для установки подвесных кранов жесткости этого мембранного покрытия явно.недостаточно,а по технологическим требованиям во многих производственных зданиях подвесные краны более экономичны и целесообразны чем мостовые .
Цель изобретения - увеличение жесткости покрытия для зданий прямоугольной формы в плане и обеспечение его стабильной, работы при наличии подвесного транспорта и перераспределении нагрузок от подвесного транспорта на мембрану.
Достигается эта цель тем, что в мембранном покрытии, включающем преднапряженную мембрану, опорный контур жесткий стабилизирующий элемент и соединенные с ним и опорным контуром преднапряженные затяжки, стабилизирующий элемент выполнен в виде пространственной трех или четырехгранной в поперечном сечении фермы, установленной в средней части пролета по всейДлине здания.
Кроме того, с целью снижения расхода металла, нижние пояса фермы выполнены в виде подкрановых балок с подвесными путями.
Для увеличения общей жесткости )Ытия, затяжки объединены с мембраной гибкой преднапряженной ре .иеткой. С целью снижения расхода металла, опорный контур вьполнен в виде пространствен ю;; фермы, нижний пояс которой подкре.член путями подвесных кранов.
На фиг. 1 схематически изображена предлагаемая конструкция, на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1 на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1, на фиг. 4 - вариант с 4-х гранной стаби;1изирую1дей фермой и мембраной.
Покрытие включает преднапряженную мембрану 1 и затяжки 2, между которыми вдоль здания на всю длину путей подвесного .транспорта смонтирована в средней зоне пролета над или под мембраной жесткая пространственная трех или четырёхгранная в поперечном сечении ферма 3, установленная по всей длине здания параллельно его длине. Эта ферма, выполняя рольжесткого элемента, перераспределяет кранвые сосредоточенные нагрузки на большую часть мембраны по ее длине, что является резервом снижения металлоемкости покрытия. Кроме того, после объединения ее затяжками 2 с пространственным опорным контуром 4, обращенным в.нутрь здания, эта ферма выполняет и стабилизирующие функции.
В состав покрытия входят пути 5 подвесных кранов,прикрепленных к опоному контуру б и к мембране 1 или ферме 3, причем эти пути могут входить в состав этих стабилизирующих ферм и в опорный контур в качестве
их нижних поясов. Опорный контур объединен с опорами 7. В случае необходимости мембрана может быть дополнительно стабилизирована оттяжками 8, прикрепленными к нижнему поясу опорного контура таким образом, чтобы не мешать движению кранов.
Для обеспечения большей жесткости, с целью обеспечения деформативности покрытия в пределах нормативных прогибов для подвесного транспорта, затяжки и мембрана могут быть объединены гибкой преднапрягаемой решеткой 9, либо жесткими стойками 10, образуя вертикальные или наклонные вантовые поперечные несущие и .стабилизирующие фермы. В случае необходимости жесткая пространственная ферма, за счет установки панелей или переплетов 11, может быть превращена в технический этаж или продольный фонарь. Такое совмещение функций ста билизирующей фермы даст дополнительный экономический эффект.
Данное решение позволяет за счет жесткости продольной стабилизирующей пространственной фермы 3 включить в работу от подвесных кранов мембрану 1 на большом протяжении. За счет преднапряжения затяжек 2 верхний поя треугольной фермы 3 зафиксирован от смещения из плоскости, что позволяет покрытию воспринимать усилия при несимметричных крановых и снеговых нагрузках. Использование преднапрягаемых гибких элементов решетки 9 позволяет еще более ужесточить покрытие и безопасно воспринимать усилия от подвесных кранов, которые в настоящее время в мембранных покрытиях не применяются. Использование в составе стабилизирующих ферм и опорного контура путей 5 подвесных кранов является также значительным резервом снижения веса покрытия. В варианте с расположением фермы 3 над мембраной 1 (фиг. 1) снижается высота отапливаемой части здания, что также может повысить экономический эффект. В варианте с расположением фермы 3 под мембраной 1 (фиг. 4) обеспечивается наружный водоотвод с покрытия.
Формула изобретения
1. Мембранное покрытие, включающее преднапряженную мембрану,опорный контур, жесткий стабилизирующий элемент и соединенные с ним и опорным контуром преднапряженные затяжки, отличающееся тем, что, с целью увеличения жесткости покрытия для зданий прямоугольной формы в плане и обеспечения его стабильной работы при наличии подвесного транспорта и перераспределении нагрузок от подвесного транспорта на мембрану стабилизирующий : лемент выполнен в ьидс iiixjcTiJ.iUjTiK.UHon трех или четы рехгранион р локоречном сечении фер мы, установленной в средней части пролета по всей длине здания. 2.Покрытие по п. 1, отлича щееся тем, что, с целью снижения расхода металла, нижние пояса фермы выполнены в виде подкрановых балок с подвесными путями. 3.Покрытие попп. 1, 2, отличающееся тем, что, с целью увеличения жесткости покрытия затяжки объединены с мембраной гиб.кой преднапряженной решеткой. 4. Покрытие по п п. 1-3, d т л нчающееся тем, что олориыи контур выполнен в виде фермы, нижний пояс которой подкреплен .и подвесных кранов. Источники информации., принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР t; 459566, кл. Е 04 В 7/14, 1973. 2.Муханов К.К. Металлические конструкции. М., Стройиэдат, 1976, рис. Х.22,х.23, с. 424.425. 3.Авторское свидетельство СССР № 528377, кл. Е 04 В 7/14, 1972.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Производственное здание с мембранным покрытием | 1981 |
|
SU969856A1 |
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПОКРЫТИЕ | 1993 |
|
RU2033502C1 |
Висячее покрытие производственного здания | 1979 |
|
SU857385A1 |
Большепролетное производственное здание | 1980 |
|
SU945332A1 |
ВАНТОВОЕ ПОКРЫТИЕ | 2014 |
|
RU2567588C1 |
РАМА ДВУХПРОЛЕТНОГО ЗДАНИЯ | 2005 |
|
RU2319817C2 |
Пространственная предварительно-напряженная вантовая ферма Тиханова А.Ф. | 1979 |
|
SU903509A1 |
Способ переброски большепролетных трубопроводов доставки пароводяной смеси над каньоном, расположенным в сейсмоактивной зоне | 2023 |
|
RU2815705C1 |
Пространственное покрытие прямоугольное в плане | 1979 |
|
SU857382A1 |
Покрытие здания | 1979 |
|
SU836305A1 |
Т
k // 1.
Фиг- / 9
/W
I s
/5
w
Б
//
Tvb.
7S
Авторы
Даты
1981-03-23—Публикация
1979-06-07—Подача