(54) УПРУГАЯ МУФТА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Упругая муфта | 1979 |
|
SU838135A1 |
Муфта | 1978 |
|
SU898160A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1987 |
|
SU1418531A1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ СИЛОВОГО ПРИВОДА | 2000 |
|
RU2162176C1 |
Гаситель крутильных колебаний | 2022 |
|
RU2793989C1 |
Упругая муфта | 1987 |
|
SU1456651A1 |
Упруго-центробежная муфта | 1979 |
|
SU815341A1 |
ШИНОПНЕВЛ'1АТИЧЕСКАЯ МУФТА12 | 1973 |
|
SU398787A1 |
Упруго-центробежная муфта | 1986 |
|
SU1355796A1 |
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 1996 |
|
RU2126501C1 |
I
Изобретение относится к машиностроению, и в частности к устройствам для передачи вращения.
Известна упругая муфта, содержащая две полумуфты и упругие элементы 1.
Недостатком ее является низкая нагрузочная способность.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является упругая муфта, содержащая две образующие кольцевую полость с выступами и размещенные между ними смонтированные на пальцах упругие элементы 2.
Недостатком ее является низкая демпфирующая спосс5бность.
Цель изобретения - повыщение демпфирующей способности.
Поставленная цель достигается тем, что кольцевая полость между полумуфтами выполнена герметичной и заполнена маслом, а упругие элементы расположены в ней и выполнены в виде набора тарельчатых пружин, попарно-контактирующих друг с другом по наружному диаметру и образующих совместно с пальцем камеры. Пальцы выполнены полыми и имеют радиальные отверстия, соединяющие совместно с пальцем их полость с камерами тарельчатых пружин и снабжены калиброванным жиклером, установленным в полости пальца.
На фиг. 1 изображена упругая муфта в разрезе; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 - осевой разрез по одному из цилиндрических пальцев в увеличенном масштабе.
Ведущая рессора 1 соединена при помощи шлиц 2 с ведущей полумуфтой 3 упругой муфты.
На ступице 4 выполнены выступы 5, между которыми располагаются выступы 6 обода 7, ведомой полумуфты 8.
В выступах 5 и 6 изготовлены цилиндрические углубления, по которым эти выступы контактируют с цилиндрическими и щарнирными сухарями 9, оси которых параллельны оси устройства.
Обод 7 закрыт крыщкой 10 и вместе. со ступицей 4 образует масляную полость муфты. Заливку масла в масляную полость муфты осуществляют через заливочное отверстие 11, заглушаемое резьбовой пробкой 12.
Между крышкой 10, ступицей 4 ведомой полумуфтой 8 установлены втулки 13, зафиксированные от праворота винтами 14. Втулки 13 выполнены из антифрикционного материала и выполняют роль подшипников. Для герметизации внутренней полости между ободом и ступицей предусмотрены также уплотнения 15.
В сухарях 9 выполнены цилиндрические отверстия 16, в которые входят цилиндрические полые пальцы 17, на которые насажены упругие элементы в виде конических дисков тарельчатых пружин 18.
Соприкасающиеся внутренние поверхности тарельчатых пружин образуют камеры 19 - часть масляной полости муфты, заполненная маслом, которые сообщены накалом 20 и отверстиями 21 с внутренней полостью 22 цилиндрических полых пальцев 17 и далее через сменные калиброванные жиклеры 23 с пространством 24. Пространство 24 и камеры 19 - две части масляной полости муфты.
Устройство работает следующим образом.
При передаче крутящего момента с ведущей полумуфты 3 на ведомую полумуфту 8, радиальные усилия с выступов 5 через сухари 9 и тарельчатые пружины 17 передаются на выступы 6. Ударное приложение крутящего момента не вызывает значительных напряжений в деталях валопровода, и в упругой муфте, так как за счет большой податливости и деформации пружин, допускающих значительное смещение ведущего вала относительно ведомого (до 6-10 ), резкое воздействие момента смягчается, растягивается во времени. Это позволяет повысить надежность работы валопровода. Снижение максимально возможных напряжений обычно только в периоды пуска и останова машины дает возможность сделать валы более тонкими, а следовательно, более легкими.
С другой стороны, при наступлении крутильных колебаний и при приближении этих колебаний к критическим режимам начинает проявляться демпфирующий эффект в масляной полости муфты, состоящий в перекачке масла их камер 19 тарельчатых пружин 18 через жиклеры 23 в пространство 24 и обратно. При такой перекачке масла происходит рассеивание энергии колебаний на трение в масляной полости и уровень напряжений в валопроводе, связанный с колебаниями, так же значительно уменьшается.
Экономическая эффективность устройства состоит в том, что такое выполнение конструкции муфты позволяет снизить уровень напряжений и деформаций в деталях валопровода в периоды перегрузок ударным крутящим моментом (периоды пуска и останова мащины) и при наступлении резонансных режимов. В зависимости от программы работы машины можно, изменяя .проходное сечение жиклеров 23, подбирать оптимальный режим работы, с наименьшими перегрузками валопровода. Такая возможность позволяет или уменьшить вес валопровода или повысить надежность и ресурс работы машины, что очень важно особенно в авиационных исследовательских установках, обычно работающих в широких диапазонах оборотов и нагрузок.
Формула изобретения
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
S765
.
7
16
10
Авторы
Даты
1981-03-23—Публикация
1979-05-25—Подача