Изобретение относится к ручным инструментам, а именно к динамометрическим ключам для затяжки резьбовых соединений с требуемым крутящим моментом.
Известен динамометрический ключ, содержащий корпус, установленные на нем рабочую головку, рукоятку, гидропередаточный механизм и ограничитель крутящего момента 1.
Недостатком указанного устройства является то, что регулировка на заданный крутящий момент осуществляется давлением пружины на поршень, выполненный в форме игольчатого клапана, регулирующего давление жидкости, нагнетаемой порщнем, что снижает точность определения величины крутящего момента.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является динамометрический ключ, содержащий корпус, установленные яа нем рабочую головку с .рычагом, выполненную в виде трещеточного механизма, рукоятку, гидропередаточный механизм с регистрирующим прибором и ограничитель ирутящего момента 2.
Недостаток указанного ключа заключается в том, что регистрирующий прибор и лидропередаточный механизм находятся в зоне .рабочей головки, что создает больщие неудобства в работе, и во многих случаях
трудно следить за показаниями стрелки манометра, что сказывается на точности измерения крутящего момента.
Цель изобретения - повышение точности измерения крутящего момента и удобство эксплуатации.
Поставленная цель достигается тем, что ключ снабжен толкателем, рабочим барабаном с осью и взаимодействующим с последним фрикционным тормозом,гидропередаточный механизм выполнен в виде жестко соединенных по длине полуцилиндров с фланцами, диафрагмы, разделяющей менаду собой полуцилиндры, порщня, закрепленного на одной ее стороне и щтока - на другой, ограничитель момента выполнен в виде регулировочного винта, взаимодействующего с одним из полуцилиндров, корпус выполнен с осевым отверстием, в котором с помощью оси установлен рабочий барабан, и гнездами, в одном из которых закреплен рычаг рабочей головки, в другом - последовательно с возмол ностью перемещения установлены толкатель и полуцилиндр со штоком, взаимодействующий с толкателем, а рукоятка размещена на оси рабочего барабана и связана с корпусом посредством стопора, устанавливаемого в одно из торцовых отверстий рабочего барабана.
Кроме того, фрикционный тормоз выполнен в виде тормозной ленты, намотанной иа рабочий барабав и ,рвпланной одним концом на корнусе, другим - на толкателе.
На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 - вид А фиг. 1.
Динамометрическое устройство содержит корпус /, установленные на нем рабочую головку 2 с рычагом 3, выполненную в виде трещеточного механизма, рукоятку 4, гидронередаточный механизм 5 с регистрирующим прибором 6, выполненным в виде манометра, имеющего дополнительную щкалу 7 в кГм с указательной стрелкой 8 и ограничитель 9 крутящего момента. Гидропередаточный механизм 5 выполнен в виде жестко соединенных составных полуцилиндров 10, II с фланцами 12, разделенными между собой диафрагмой 13 с закрепленными на ней с одной стороны порщнем 14 с манжетой 15, -с другой - штоком 16. Ограничитель 9 крутящего момента выполнен в виде жестко соединенной с гидропередаточным механизмом 5 при помощи щпилек 17 опорной планки 18 с отверстием 19, в котором установлен регулировочный винт 20. Корпус 1 устройства снабжен гнездами 21 и 22, в одном пз которых закренлен рычаг 3 рабочей головки 2, в другом установлен с возможностью перемещения посредством регулировочного винта 20 полуцилиндр 11 со щтоком 16, и выполнен с осевым отверстием 23. В последнем установлен с помощью оси 24 рабочий барабан 25 с торцовыми отверстиями 26 я с намотанной на него тормозной лентой 27, щарнирно закрепленной с помощью оси 28 одним концом на корпусе 1, другим - жестко на толкателе 29, размещенным в гнезде 22 корпуса / и взаимодействующим со щтоком 16 полуцилиндра 11 гидропередаточного мехаьизма 5.
Рукоятка 4 свободно размещена на оси 24 корпуса / и снабжена подвижным упором 30, устанавливаемым в одно пз торцовых отверстий 26 рабочего барабана 25. С помощью регулировочного винта 20 осуществляется установка гидропередаточного механизма 5 на заданный крутящий момент. Между опорной торцовой стороной регулировочного вннта 20 п корпуса 1 размещен шарик, служащий для уменьщения трения и центровки.
Динамометрическое устройство работает следующим образом.
Указательную стрелку 8 дополнительпой шкалы 7 устанавливают на заданный крутящий момент и закрепляют последиюю в нужном положении. Вращением регулировочного винта 20 совмещают рабочую стрелку манометра 6 с указательной стрелкой 8. Таким образом гидроиередаточный механизм установлен на заданный крутящий момент.
Затем затяжку резьбового соединения производят до тех пор, пока не сработает тормозное устройство, т. е. рукоятка 4 повернется отностительно оси 24 барабана 25 на некоторый угол, например на Ve часть окружности.
При переходе к последующей затяжке резьбового соединения подвижным стопором 30 разъединяют барабан 25 с рукояткой 4. последний устанавливают в первоначальное положение и подвижным стопором 30 жестко соединяют рукоятку / с барабапом 25 и так повторяют до окончательной затяжки всех болтов.
В ходе эксплуатации оиератор следит за точным совмещением рабочей с указательной стрелкой 8, при отклонении рабочей стрелки иедостаток устраняется вращением устаПОБОЧНОГО випта 20 в ту или другую сторону.
По окончании рабо;ы раГючую стрелку манометра устанавливай : иа 0.
Применение иредлагаемого динамометрического устройства позволяет повысить надежность и точпость измерения, освобождает от необходимости иметь большой набор предельных ключей (для величины крутящего момента) и от специальных технических работников для тарировки, значительио уменьшает трудовые затраты при эксплуатации. Устройство является универсальным, его можно использовать на серийно выпускаемых гаечных ключах, воротках в условиях мелкосерийного и ремонтного производства.
Формула изобретепия
1. Динамометрический ключ, содержащий корпус, установленные на нем рабочую головку € рычагом, выполяениую :в виде трещеточного механизма, рукоятку, гидропередаточпый механизм с регистрирующим прибором и ограничитель крутящего момента, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения крутящего момента и удобства эксплуатации, ключ снабжен толкателем, рабочим барабаном с осью и взаимодействующим с последним фрикционным тормозом, гидропередаточный механизм выполнен в виде жестко соединенных по длине полуцилиндров с фланцами, диафрагмы, разделяющей между собой полуцилиндры, поршня, закрепленного на одной ее стороне и щтока - на другой, ограничитель момента выполнен в виде регулировочного винта, взаимодействующего с одним из полуцилиндров, корпус выполнен с осевым отверстием, в котором с помощью оси установлен рабочий барабан, и гнездами, в одном из которых закреплен рычаг рабочей головки, в другом - последовательно с возможностью перемещения установлены толкатель и полуцилиндр со штоком, взаимодействующий с толкателем, а рукоятка размещена на оси рабочего барабана и связана с корпусом посредством стопора, устанавливаемого в одно из торцовых отверстий рабочего барабана.
2. Ключ по п. 1, отличающийся тем, что фрикционный тормоз выполнен в виде тормозной ленты, намотанной на рабочий барабан и закрепленной одним концом на корпусе, другим - на толкателе.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Акцептованная заявка Франции № 2190579, кл. В 25 В 23/.14. 1974.
2.Патент США № 2063622, кл. 73-139, 1934 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Динамометрический ключ | 1989 |
|
SU1740146A1 |
Динамометрическое устройство | 1986 |
|
SU1509242A1 |
Ключ предельный трещеточный | 1987 |
|
SU1600943A1 |
Гайковерт для торцевых соединений труб | 1983 |
|
SU1129065A1 |
Динамометрический ключ | 1985 |
|
SU1260181A1 |
Гайковерт для крупных резьбовыхСОЕдиНЕНий | 1979 |
|
SU814706A1 |
Трещеточный предельный ключ | 1988 |
|
SU1585135A1 |
КЛЮЧ-МУЛЬТИПЛИКАТОР | 1999 |
|
RU2200654C2 |
Предельный ручной инструмент для заворачивания резьбовых элементов | 1980 |
|
SU867640A1 |
Предельный ключ | 1990 |
|
SU1796447A1 |
20 & f ;, . у JФиг./ f - 2S // /7 /
Авторы
Даты
1981-04-07—Публикация
1978-09-22—Подача