Устройство для контроля техническогоСОСТОяНия АВТОМОбиля Советский патент 1981 года по МПК G07C5/10 

Описание патента на изобретение SU822111A1

Изобретение относится к устройствам для испытания транспортных срецсгв, в частности, к устройствам цля контроля технического состояния автомобилей. Известно устройство для контроля те нического состояния автомобиля, соаер- жащее датчики, установленные на соотве ствующих узлах автомобиля, блок сумми рования, соединенный с индикатором, де лители напряжения, входы которых подключены к соотвествуюшим датчикам, а выходы . - .к блоку суммирования Г1 . Однако в данном устройстве техническое состояние автомобиля оценивается по суммарной величине напряжения, определяемой весами параметров, и по этой причине точность контроля оказывается относительно низкой, так как не учитываются изменения абсолюных значе ний параметров, которые могут выйти за пределы допуска и остаться незамеченными за счет перекрытия их другими параметрами. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройсгво для контроля технического состояния автомобиля, которое содержит датчики, установленные иа соотвествующих узлах автомобиля, блок суммирования, соединенный с индикаторе, деянтвди напряжения, блоки сравнения фактических параметров автомобиля с заданными уставками и пороговые блоки TsJ. Однако это устройство также недостаточно точно, адекватно позволяет контролировать техническое состояние автообиля. Предположим, что i -ый контролируеый параметр имеет значение 1 J ®i - предельное значение i -го параметра; Se - бесконечно малая величина. 3Й При этом инаикатор не отмечает предельного состряния, поскольку соответствующий пороговый блок еще не срабатывает, а в сумматоре величина ч -го параметра перекроется другими параметрами. При получении i -ым параметром приращения Ss , т. е. достижения им предельного значения, что, ввиду теоретически бесконечной малости Ss , мо жет произойти практически мгновенно, индикатор отметит мгновенное наступление неисправного состояния автомобиля В условияк фактического постепенного (непрерывного) изменения технического состояния автомобиля устройство фиксирует его мгновенное (дискретное) изменение. Это неточное отображение фактического изменения технического состоя ния автомобиля существенно снижает ценность полученной информации аапланированной на ее основе перевозочный процесс может оказаться не выполненным ввиду отказа автомобилей, имевших на момент проверки параметры со значениями S - Ss и выпущенных на линию. Цель изобретения - упрощение устройства и точности контроля технического состояния автомобиля. Эта цель достигается тем, что в устройстве, содержащем датчики, устновленные на соответствующих узлах автомобиля, сумматор, выход которого подключен к индикатору, и блоки сравнения, введены выполненные на нелинейном элементе регулируемые делители напряжения, входы каждого из которых подключены к вы ходам соответствующих датчика и блока сравнения, выход - к одному из входов сумматора, а вход каждого блока сравне ния соединен с выходом соответствующего датчика. На фиг. 1 представлена блок-схема устройства; на фиг. 2 - возможная схема регулируемого делителя напряжения с нелинейным изменением коэффициента передачи. Устройство для контроля технического состояния автомобиля содержит установленные на узлах автомобиля датчики 2, „ параметров, соединенные своими выходами с регулируемыми делигелями 3 напряжения. Выходы регу лируемых делителей 3 напряжения соединены с сумматором 4, который подключен к индикатору 5 технического состояния автомобиля. Выходы датчиков 2. дополнительно соединены со входом блоков 6 j /) сравнения, выходы которы подключены к регулировочным входам i,4 7 регулируемых делителей 3 напряжения. Схема регулируемого делителя 3, напряжения содержит два последовательно соединенных по схеме с общим эмиттером транзистора 8 и 9 с коллекторными резисторами 10 и 11. На вход 12 делителя напряжения поступает сигнал от соответствующего датчилса 2 , , регулирующий вход 7 соединен с выходом блока 6 сравнения. Выход 13 регулируемого делителя 3 напряжения подключен к сумматору 4. Устройство работает следующим образом. Датчики 2 формируют электричес.кие напряжения, величина которых определяется значениями параметров соответствующих узлов автомобиля. Пока эти значения соответствуют номинальным, т. е. уставкам блоков б сравнения, сигналы на выходах блоков сравнения 6, равны нулю, транзисторы 8 делителей напряжения заперты, транзисторы 9 отперты. Ё результате на входах сумматоров 4 все сигналы равны нулю, индикатор 5 технического состояния автомобиля показывает наилучшее техническое состояние автомобиля. При изменении параметров узлов 1 автомобиля датчики формируют соответствующие электрические сигналы. Эти сигналы поступают на входы 12 делителей 3 напряжения. Одновременно происходит сравнение абсолютных величин параметров с номинальными значениями, установленными на блоках , , При отклонении какого-либо, например i .JT о го, параметра от номинала сигна- лом с выхода, соответствующего i -того блока 6 сравнения, транзистор 8 соответствующего 1 -того регулируемого делителя 3 напряжения начинает отпираться, а транзистор 9 - запирается. Коэффициент передачи К соответствующего i -того делителя 3 напряжения при этом равен /f + . Ki «ex Rg R - сопротивление резистора 11 i -го делителя 3 напряжения; R Э - эквивалентное сопротивле.ние транзистора 9; - выкоцное сопротивление сумматора 4 по ссхответствугощему -i -току вход На выходе -i -того регулируемого делителя 3 напряжения появляется сигнал, свидетельствующий об изменении Л -того параметра соответствующего узла автомобиля. Этот сигнал вследстви нелинейной зависимости от сигнала -на : входе 7 возрастает тем в большей степени, чем ближе значение параметра к предельно допустимому. При их равенстве транзистор 9 полностью запирается Ra Jj и выражение (1) принимает вид По мере ухудшения параметра какого-либо узла авто лрбиля электрический сигнал на выходе одного из блоков 6 сравнения возрастает. Соответствующий регулируемый нелинейный элемент, например транзистор 9, увеличивает свое сопротивление, увеличивая коэффициент передачи делителя 3 напряжения. Вследствие нелинейности регулируемого элемента по мере приближения сигнала на выходе блока 6 сравнения к пороговой величине транзистора 8 степень увеличения коэффициента передачи соответствующего делителя 3 напряжения возрастает. Напряжение на его выходе эффективно увеличивается, что приводит к соответствующему существенному увеличению показаний индикатора 5 техни ческого состояния автомобиля. Таким образом, по мере приближения параметра какого-либо узла автомобиля к своему предельному значению индикатор 5 по сиг налу от соответствующего регулируемого делителя3 напряжения немедленно отреагирует на это изменение, причем тем в большей степени, чем ближе этвт пара,метр к предельной величине. Напряжение на выходе регулируемого этом становится напряжения при максимальным, например, прий0 8х (что технически всегда может быть достигнуто) оно равно выходному -напряжению соответствующего датчика. С выхода регулируемого делителя 3 ,у, напряжения сигнал, функционально зависящий от влияния каждого параметра на техническое состояние автомобиля и от степени приближения этого параметра к своему предельно допустимому значению, поступает на сумматор 4, с выхода которого нормировано напряжение поступает на индикатор 5 технического состояния автомобиля. Введение в целители.напряжения регулируемых нелинейных элементов, например транзисторов, значительно повышает точность контроля технического состояния автомобиля. Выбором величин сопротивлений или части из них в выражении (1) обеспе-. чивается весовое суммирование сигналов t датчиков, функционально зависящее от влияния каждого параметра на техническое состояние автомобиля, и исключается возможность перекрытия одних параметров с меньшим весом другими. Действительно, пусть вес -того параметра в 10 раз выше веса j -того ev-i «-,-. «eV4 параметра и 4 Коэффициенты передачи J соответствующих регулируем1ах делителей напряжения Например, при Й, - 20fij имеем ai Rgi R H-aoR. окаЙэ- и , т.е. при ебольших и равных отклонениях i ого и j - того параметров от номиального значения отношение Следователь но, суммирование сигнаов 1 -того и j -того параметров роисходит в соответствии с их весами. днако по мере приближения любого из тих параметров к предельному значению ранзисторы 9 i -того и j -тогоч елителей напря.жения запираются. Rji и «э стремительно во асга- т, а к и т. е. веса их сга, что не aoaBonster ооно Аятся равными у параметру быть перекрытым другими. Преолагаемое устройство адекватно ображает техническое состояние автообиля, позволяет проследить его измение в динамике, что особенно важно . и планировании перевозочного процес- , так как позволяет прогнозировать 762 аальнейшее изменение состояния автомо- биля, также позволяет более точро определять режимы и периоаичность ремонгнопрофилактических воздействий и может найти широкое применение в бортовык сисгемах контроля автомобиля. Использование устройства уменьшит вероятность схода автомобиля с маршрута (линии) по техническим неисправностям. Формула изобретения Устройство для контроля технического состояния автомобиля, содержащее датчики, установленные на соответствующих узлах автомобиля, блоки сравнения, сумматор, выход которого подключен к 8 индикатору, отличающееся тем, что, с целью упрощения устройства и повышения точности контроля, в него введены выполненные на нелинейном элементе регулируемые делители напряжения, входы каждого из которых подключены к выходам соответствующих датчика и блока сравнения, выход - к одному из входов сумматора, а вход каждого блока сравнения соединен с выходом соответствующего датчика. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 37О194, кл. Q 07 С 3/10, 1970. 2.Авторское свидетельство СССР N9 504218, кл. Q 07 С 5/10, 1974.

Похожие патенты SU822111A1

название год авторы номер документа
Устройство для контроля и управления технологическим процессом тренировки и испытаний фотоэлектронных умножителей 1986
  • Зубченок Владимир Яковлевич
  • Локтионов Владимир Ильич
  • Нехорошков Владимир Петрович
  • Твердохлебов Евгений Дмитриевич
  • Хохлов Виктор Феликсович
SU1325516A1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ДЕФЕКТОВ УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЯ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Варнавский Александр Николаевич
  • Ларин Андрей Михайлович
RU2547504C1
Устройство для определения остаточного ресурса изделия 1989
  • Гуляев Василий Анатольевич
  • Плескач Борис Николаевич
  • Михайловский Игорь Павлович
  • Бугаев Александр Евгеньевич
SU1628072A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРЕДЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ ПЕРЕМЕННОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ 1988
  • Гончаров И.А.
RU2022285C1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АККУМУЛЯТОРА 1993
  • Ломтев Е.А.
  • Мартяшин А.И.
  • Селин С.А.
RU2091923C1
СПОСОБ ТЕПЛОВОГО КОНТРОЛЯ НАДЕЖНОСТИ КОНСТРУКЦИЙ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО АНАЛИЗУ ВНУТРЕННИХ НАПРЯЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Будадин Олег Николаевич
  • Кульков Александр Алексеевич
  • Пичугин Андрей Николаевич
RU2506575C1
Устройство для управления двухфазным асинхронным электродвигателем 1990
  • Кафизов Валерий Иосифович
  • Сергеев Виктор Алексеевич
SU1777225A1
Способ неразрушающего контроля качества конструкции и ресурса автомобильного газового баллона из полимерных композиционных материалов и устройство для его осуществления 2021
  • Будадин Олег Николаевич
  • Федотов Михаил Юрьевич
  • Шелемба Иван Сергеевич
  • Козельская Софья Олеговна
RU2793298C1
Устройство для контроля радиоэлектронных объектов 1990
  • Куликов Вадим Александрович
  • Красняков Игорь Викторович
  • Новик Дмитрий Михайлович
  • Сазанович Петр Николаевич
SU1714622A1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНОГО ИНВЕРТОРА 2013
  • Китаев Александр Михайлович
RU2554319C1

Иллюстрации к изобретению SU 822 111 A1

Реферат патента 1981 года Устройство для контроля техническогоСОСТОяНия АВТОМОбиля

Формула изобретения SU 822 111 A1

iw

/J

I

Фи2.2.

SU 822 111 A1

Авторы

Жарков Лев Константинович

Лукин Валерий Александрович

Даты

1981-04-15Публикация

1979-06-18Подача