(54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Статор электрической машины | 1980 |
|
SU1023533A1 |
Статор электрической машины | 1977 |
|
SU649100A1 |
Статор электрической машины | 1986 |
|
SU1403225A2 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2275728C1 |
Статор электрической машины | 1990 |
|
SU1788553A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1994 |
|
RU2088025C1 |
Статор электрической машины | 1979 |
|
SU1023531A1 |
Статор электрической машины | 1987 |
|
SU1601695A1 |
Статор электрической машины | 1980 |
|
SU886143A1 |
Статор электрической машины | 1986 |
|
SU1403226A1 |
Изобретение относится к электромашинострое нию и касается конструкции статора крупной электрической машины, например, гидрогенератора, точнее, конструкции узла крепления сердечника в корпусе машины. Известен статор электрической машины, содержащий корпус и сердечник, закрепленный в корпусе посредством подаружиненных ребер и промежуточных деталей 1. Недостаток этой конструкции статора заключается в том, что болты, крепните ребра к корпусу, препятствуют свободному тепловому удлинению ребра при его нагревании, что приводит к повреждению болтов. Кроме того, узлы крепления ребер к корпусу не ремонтнопригодны, так как в случае усталостного повреждения какого-нибудь из этих элементов дЛя eto замены необходимо разобрать весь сердечник, поскольку болты и пружины закрыты сердечником и совершенно не доступны. Применительно к гидрогенератору, т.е. к электрической машине с относительно большим диаметром сер дечника, эта конструкция нетехнологична, так как она требует точной механической расточки корпуса статора на уникальных карусельных станках большого диаметра, точной разметки и сверления отверстий для крепления клиньев. Известен также статор электрической машины, например гидрогенератора, содержащий корпус с кольцевыми перегородками и шихтованный сердечник с продольными ребрами, прикрепленными к кольцевым перегородкам посредством скоб. Скобы выполнены с пазами, в которых размещены ребра с возможностью осевого перемещения при их удлинении, и, кроме этого, в скобах закреплены подпружиненные втулки 2. Недостаток известной конструкции статора заключается в том, что она сложна, трудоемка в изготовлении и, кроме того, недостаточно надежна в эксплуатации, так как не обеспечивает необходимую для восприятия сил от крутящего момента или момента короткого замыка1шя жесткую фиксацию сердечника в тангенциальном направлсини. Этот недостаток обусловлен тем, что вследствие возможной несоосности скоб, принадлежащих разным кольцевым перегородкам, и технологических погрешностей изготовления возможно появление зазоров между ; поверхностью, продольного ребра и сопряженной с ней поверхностью скоб, охватьгвающих ребра. Цель изобретения - упрощение конструкции и снижение трудоемкости изготовления при одновременном повышении эксплуатационной надежности. Указанная цель достигается тем, что в извест ном статоре электрической машины, содержаще корпус с кольцевыми Ьерегородками и щихтованный сердечник с продольными ребрами, при крепленными к кольцевым перегородкам посредством скоб, каждая скоба выполнена в виде петли V-образной формы, одна ветвь, которой концевой частью прикреплена к продольному ребру, а другая - к кольцевой перегородке. С целью обеспечения возможности регулирования расстояния между ветвями скоб, последние соединены между собой, например, посредством болта с контргайкой. Между частью длины ветви скобы, прикрепленной к продольному ребру, и ребром имеется зазор. На фиг. 1 показан предлагаемый статор, про дольный разрез; на фиг. 2 - конструкция кре ления продольных ребер к кольцевым перегородкам, вид сверху; на фиг..3 и 4 -/статор с различными вариантами формы выполнения скобы, продольный разрез; на фиг. 5 - вариант крепления скобы к продольному ребру с зазором. Статор электр11ческой машины содержит кор пус (не показан) с кольцевыми перегородками 1 (фиг. 1) и шихтованный сердечник 2 с продольными ребрами 3, прикрепленными к кольцевым перегородкам 1 посредством скоб 4. Скоба 4 вьшолнена изогнутой в виде петли V-образной формы, одна ветвь 5 которой концевой частью прикреплена, например, лосредством сварки к продольному ребру 3, а другая ветвь 6 - к кольцевой перегородке 1. Для ограничения радиального перемещения сердечника 2 расстояние между ветвями скобы 4 вьшолнено регулируемым, например, посредством болта 7 с контргайкой 8. Продольные ребра 3 закреплены в сердечнике 2 посредство разъемного соединения типа ласточкин хвост (фиг. 2). Скоба 4, вьшолненная в виде петли V-образной формы, может иметь различное конструктивное исполнение, а именно может быть вьшолнена с параллельнь1ми ветвями (фиг. 1) шш с наклоненными друг к другу ветвями (фиг. 3), или с различным радиусом кривизны в месте соединения ветвей скобы (фиг. 4). Непременным требованием к форме вьшолнения скобы 4 является податливость крепления в радиальном -направлении и жесткость в тангенциальном. Концевая часть нити Ь i.Koiiiii 4 прикреплена к продольному 1 сб|1у . с jajoiHiM 9 (фиг. 5) у закругленной части скобы на длине, равной, например, 0,4-0,8 от длины концевой части ветви. При работе злектрической машины сердечник испытывает различные механические нагрузки в частности радиальные сжимающие от сил магнитного тяжения, тангенциальные от крутящего момента и радиальные сжимающие (при наличии. корпуса и жесткого сердечника) от нагрева сердечника более высокой температурой, чем нагрев корпуса статора. Рйсчеть и опыт зксплуатации показывает, что сжимающие радиальные усилия в сердечниках статоров гидрогенераторов большего диаметра значительно превосходят сжимающие радиальные усилия от магнит1н 1х тяжений. Кроме того, сердечники статоров подвергаются повышенным динамическим нагрузкам при внезапных коротких замыканиях в цепи статора (тангенциальным) и при двойном коротком замыкании в обмотках возбуждегшя (радиальным сжимающим). Изобретение упрощает конструкцию крепления сердечника в корпусе статора, более технологично и повышает эксплуатационную надежность электрической машины, так как предлагаемая конструкция статора исключает возможность образования волн пакетов со стороны внешней поверхности сердечника статора, повреждение лакового покрытия сегментов и вызываемых ним местных нагревов сердечника. Указаиные преимущества обеспечиваются за счет того, что предлагаемая форма скобы обеспечивает радиальную упругость и тангенциальную жесткость крепления сердечника в корпусе электрической машины. Формула изобретения 1.Статор злектрической машины, например гидрогенератора, содержащий корпус с кольцевыми перегородками и шихтованный сердечник с продольными ребрами, прикрепленными к кольцевым перегородкам посредством скоб, о тл и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, упрощения конструкции и снижения трудоемкости изготовления, каждая скоба вьшолнена в виде петли V-образной формы, одна ветвь которой концевой частью прикреплена к продольному ребру, а другая - к кольцевой перегородке. 2.Статор по П.1, отличающийс я тем, что, с целью обеспечения возможности регулирования расстояния между ветвями скоб, последние соединены между собой, например, посредством болта с контргайкой. 3. Статор по гг. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что между частью длины ветви скобы, прикрепленной к продольному ребру, и ребром имеется зазор. 1016 Источники информашга, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент ФРГ № 1085243, кя. 21 d 45, 1960. 2.Авторское свидетельство СССР W 649100,. кл. Н 02 К 1/18, 1977.
Date : 03/05/2001
Number of pages : 10
Previous document : SU 843101
Next document : SU 843103 Союз Советских Социалистических Республик Государственный комите СССР по делам изобретений и открытий
(72) Авторы изобретения
Г.А.Пекерман и Л.Я.Фишлер
(71) Заявитель
()843102
(51)М. Кл.
Н 02 к 3/28
(53) УДК 621.3.
.045.58 (088.8)
/I -Tr7f7.
««чаг,, М , ПИСАНИЕ ЗОБРЕТЕНИЯ К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву :. (22)Заявлено 28.08.79 (21) 2816581/24-07 с присоединением заявки N° (23)Приоритет - Опубликовано 30.06.81. Бюллетень №24 Дата опубликования описания 300681
Авторы
Даты
1981-06-30—Публикация
1979-08-31—Подача