(54) ВЕРХНИЙ УЗЕЛ ТОКОПРИЕМНИКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
I
Изобретение относится к. транспортной технике, a именно к верхним узлам токоприемников электротранспорта, например трамвайных .
Известен верхний узел токоприемника, содержащий корпус, состоящий из двух кареток, несущих токосъёмные злементы, подпружиненные относительно ромбовидной шарнкр-. ной опоры, установленной в месте крепления рам пантографа 1.
Однако эта конструкция сложна в изготовлении и ненадежна В эксплуатации..
Наиболее близким к изобретению по теззат ческой сущности и достигаемому эффекту является верхний узел токоприемшаса транспорт ного средства, содержащий основание кареток с токосъемньпли элементами, щарнщ но установленное на боковых опорах, связанных с рамой пантографа, и возвратную пружину 2.
Однако известная конструкция, обеспечивая неремещеяие токосъемных элементов в .вд тикальной плоскости, не обеспечивает их перемещение в горизонталшой плоскости, что приводит к больщим ударным нагрузкам на злементы верхнего узла токоприемника, тем самым снижая его надежность.
Цель изобретения - повышение надежности.
Цель достигается тем, что верхний узел токоприемника снабжен поперечной перекладиной, связанной с помощью двух щарниров с рамой пантографа и с йомощью дополнительных щарниров - с боковыми опорами, на концах которых выполнены колена, соединенные возвратной пружиной, причем один из щарниров, .
10 связывающих поперечную перекладину с рамой пантографа, установлен в продольном пазу, выполншном в перекладине.
На фиг. 1 представлен верхний узел токоприемника в статике, общий вид; на фиг. 2 -
is то же, в динамике.
Верхний узел токоприемника содержит основание 1 кареток с токосъемными элементами 2. Основание 1 с помощью щарниров 3 установлено на боковых опорах (стойках) 4,
20 которые с помощью щарниров 5 соединены с поперечной перекладиной 6. Перекладина 6 нгарниром 7 и щарниром 8 связана с рамой 9 пантографа. Шарнир 8 установлен -в продольном пазу 10 перекладины 6. Боковые опоры 4 на концах снабжены коленами 11, которые связа возвратной пружиной 12. Связь одного нз колен 11 с пружиной 12 осуществлена через промежуточное звено 13. Верхний узел токоприемника трамвайного вагона работает следующим образом. При движении токоприемника трамвайного вагона, под воздействием встречной F и верти кальной Р сип верхний узел отклоняется в сторон противоположную движению (фиг. 2). При этом стойки 4 отклоняются от вертикальной оси на угол /3, а точки 14 и 15 описывают дугу относительно щарниров 5. Точка 14 опнсывает дугу вверх, а точка .15 описывает дугу вниз. Пружина 12 наклоняется на угол а к горизонтальной оси. Для уменьшения угла наклона пружины длины горизонтальных злементов колен 11 выбирается различной. Пр З еличении угла 0 увеличивается расстояние между точками 14 и 15,-пружина 12 растягивается. После прекращения воздействия нагрузки стойки 4 занимают первоначальное положение. С помощью промежуточного звена. 1 производится регулировка усилия натяжения пружины в соответствии с воздействующими динамическими нагрузками на верхний узел токоприемника. В процессе подъема или опускания токоприемника шарнир 8 перемещается в пазу 10 перекладины 6, обеспечивая свободное изменение угла рамь 9. Таким обрайом, достоинством данного верх него узла токоприемника является то, что при любом воздействии встречных динамических нагрузок основшше кареток перемешается параллельно контактному проводу. Контактные элементы взаимодействуют с проводом всей рабочей поверхностью. Это способствует равномерному износу скользящих контактов, уменьшает плотность тока, обеспечивает надежный токосъем и соответственно, улучшает ритмичность работы электрического транспорта. Формула изобретения Верхний узел токоприемника транспортного средства, содержащий основание кареток с токосъемными элементами, шарнирно установленное на боковых опорах, связанных с рамой пантографа, и возвратную пружину, о т л и чаю.щийся тем,, что, с целью повышения надежности, он снабжен поперешой перекладиной, связанной с помощью двух шарниров с рамой пантографа и с помощью дополнительных щарниров - с боковыми опорами, на концах которых выполнены колена, соединенные возвратной пружиной, причем один из щарниров, связывающих поперечную перекладину с рамой пантографа, установлен в продольном пазу, выполненном в переклад1ше. Источники информации. принятые во внимание при экспертизе 1.Патент ФРГ № 1058544, кл. 20 1 9/01, 1959. 2.Выложенная заявка ФРГ N 1563948, кл. 20 1 9/01, 1970 (прототип).
Авторы
Даты
1981-07-15—Публикация
1978-06-08—Подача