ньев резко увеличивает вес и габариты устройства компенсации, так как предполагает наличие двух клиньев из разн
X сортов стекла,
устанавливаемых вершинами в противоположные стороны.
Целью настоящего изоЙретения является
повышение качества фотог
афического изображения путем устраненн) хроматизма устройства компенсации скор сти движения изображения панорамного эрофотоаппарата для конического панорами
ювания. Указанная цель достига
тся тем, что в известном устройстве для кс мпенсации скорости движения изображения пер спективного панорамного аэрофотоаппарата для конического панорамировання, содержащем оСъектив и два устаческих элемента,
новленных на его оси опт: снабженных приводом для вращения их в проскоростью, равной тивоположные стороны со угловой скорости панораму рова1шя, оптические
элементы выполнены в установленных в фокальной плоскости объектива сопряженных волоконно-оптических планшайб с наклонной по отношению к торцам укладкой волокон, причем отноше1ше разности толщин этих планшайб к их сумме равно косинусу угла между оптической осью фотоаппарата и вертикалью.
На фиг. 1 изображена сзхема панорамного аэрофотоанпарата с предложенным устройством компенсации; на фиг. 2 показаны волоконные планшайбы в разрезе; на фиг. 3 проиллюстрирован принцип работы одиночной вращающейся планшайбы с наклонной укладкой волокон.
Устройство для компенсации скорости движения изображения содержит две сопряженные волоконные планшайбы 1 и 2, установленные в фокальной плоскости объектива 3 за экспозиционной щелью 4. Привод 5 обеспечивает вращение планшайб 1 и 2 в противоположные стороны в процессе панорамирования. Фотопленка 6 расположена на выходной поверхности (не показано) планшайбы 2. Оптическая ось 7 объектива 3 отклонена от линии вертикали 8 на угол в.
Устройство работает следующим образом
Аэрофотоаппарат вращается вокруг вертикальной оси 8 со скоростью Uij, обеспечивая панорамирование фотографируемой местности. При этом оптическая ось 7 объектива 3 перемещается в пространстве по конической поверхности. Фотопленка 6 транспортируется равномерно в направлении, перпендикулярном зкспозиционмой щели 4.. Волоконные планшайбы 1 к 2 вращаются приводом 5 в противоположшле сгороны со скоростью UJpQ. Вектор скорости движения изображения, обусловленной перемещением носителя, в процессе панорамирования поворачивается относительно, экспозицконной щели 4 и изменяет свою величину так
что его продольная и поперечная составляюшие относительно экспозиционной щели 4
W/.
V,, --Fcos ecoSQ w
V, - f OOSesinct,
H
где W - путевая скорость носителя; И - высота полета; а - угол панорамирования; f - фокусное расстояние объектива, т. е.
V|| а cos а)- параметрические уравне шя VL b sin or эллипса(2)
Одиночная волоконная плар1шайба 2 с («клоненными под углом Ф к торцу 9 волокнами 10 при вращении перемещает изображение на выходной поверхносги (не показано) по окружности радиусом г где d - толщш а планшайбы (3), тг е. действует аналогично одному вращающемуся клину, установленному перед объектнвом. При этом скорость движе1шя изображения, сообщаемая олиночной вращающейся планшайбой 2.
()
где со - скорость вращения планшайбы.
Вектор скорости V, при этом поворачивается с угловой скоростью си , и его составляюшие по взаимно перпендикулярным осям
V|| V cos а
Vj. V sin а
Если имеются две волоконные планшайбы 1 и 2, разных толщин d и d, вращающиеся в противоположные стороны, то каждая из них сообщает изображению следующие скорости, направлешые вдоль и., перпендикулярно экспозицио1шой щели 4:
.,. соаоб С-
ujd-Г
ij.
ЧАПри этом суммарные скорости изображения составят, как это следует из правила сложения векторов:
n(drdi)cosc.
(7) )б1пс.
т. е. соответствуют зависимости (2).
Разделив в выражениях (1) и (7) правые части и приравняв результаты, получим:
,
(8)
d.
I. e. для 1олной компенсации скорости движения изображения при коническом панорамировании отношение разности толишн волоконных планшайб к их сумме должно быть равно косинусу угла между оптической
осью 7 панорамного аэрофотоаппарата и вертикалью 8.
Таким образом, предложенное устройство обеспечивает полную компенсацию скорости движения изображения в панорамном аэрофото аппарате для конического панорамирования, изменяющейся не только по величине, но и по направлению относительно экспозиционной щели 4, аналогично устройству с вращающимися оптическими клиньями с разными углами. Предложенный волоконный компенсатор не вносит аберраций, в том числе и хроматических, в изображение, построенное объективом на его входной поверхности, так как каждый элементарный световод передает лищь один
элемент изображения.
Благодаря взаимному перемещению планщай относительно друг друга и фотопленки в момент экспонирова1шя устраняетс1Я присущая волоконной оптике мозаичность изображения, что существенно повьпиает разрещающую способность устройства, так как современные волоконные элементы даже в статике обладают разрешающей способностью 90-100 лин/мм.
Описанное устройство для компенсации имеет лучшие весовые и габаритные характеристики, что позволит успешно применить его в панорамной фотоаппаратуре, особенно при цветном и спектрозональном фотографировании.
Формула изобретения
Устройство для компенсации скорости движения изображения перспективного панорамного аэрофотоаппарата для конического панорамирования, содержащее объектив и два установленных на его оси оптических элемента снабженных приводом для вращения их в противоположные стороны со скоростью, равной угловой скорости панорамирования, отличающееся тем, что, с цепью повышения качества оптического изображения, оптические элементы вьшолнены в виде установленных в фокальной плоскости объектива сопряженных волоконно-оптических плашиайб с наклонЬой по отношению к торизм укладкой волокон, . причем отнощение разности толщин этих планшайб к их сумме равно косинусу угла между оптической осью аэрофотоаппарата и вертикалью
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 132951, кл. G 03 В 37/02, 1974.
2.Авторское свидетельство СССР N 673964, кл. G 03 В 41/04, 01.06.77 (прототип).
.f
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство компенсации скорости движения изображения | 1977 |
|
SU673964A1 |
Панорамный фотоаппрат | 1978 |
|
SU769479A1 |
Устройство для компенсации скорости движения изображения | 1980 |
|
SU890352A1 |
ПАНОРАМНЫЙ АЭРОФОТОАППАРАТ ПРЯМОГО СКАНИРОВАНИЯ | 1973 |
|
SU398820A1 |
МНОГОТРАКТОВЫЙ ЩЕЛЕВОЙ АЭРОФОТОАППАРАТ | 1992 |
|
RU2036499C1 |
ШИРОКОУГОЛЬНЫЙ ЩЕЛЕВОЙ АЭРОФОТОАППАРАТ | 1992 |
|
RU2036500C1 |
Аэрофотоаппарат | 1990 |
|
SU1735797A1 |
АЭРОФОТОАППАРАТ | 2000 |
|
RU2180449C2 |
Спектрозональный панорамный фотоаппарат | 1975 |
|
SU706813A1 |
Устройство для стереограмметрической съемки | 1936 |
|
SU49285A1 |
Авторы
Даты
1981-08-07—Публикация
1979-05-30—Подача