(54) МУФТА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта | 1978 |
|
SU752069A1 |
УПРАВЛЯЕМАЯ МУФТА | 1972 |
|
SU426083A1 |
Муфта | 1983 |
|
SU1092316A1 |
МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1970 |
|
SU271958A1 |
Муфта с поворотными шпонками | 1982 |
|
SU1055917A1 |
Сцепная муфта с поворотной шпонкой | 1978 |
|
SU721600A1 |
ОДНООБОРОТНАЯ МУФТА | 1970 |
|
SU268099A1 |
Сцепная муфта | 1974 |
|
SU473863A1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ВАРИАТОР | 2004 |
|
RU2281424C1 |
Муфта | 1981 |
|
SU1237810A1 |
I
Изобретение относится к машиностроению, в частности для устройства передачи вращения.
Известна муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через поворотную шпонку 1.
Недостатком муфты является сложность конструкции.
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является муфта, содержащая ведущую полумуфту с пазами и расположенную в ней ведомую полумуфту с подпружиненной поворотной шпонкой 2.
Недостаткам данной муфты является низкий срок службы.
Цель изобретения - повышение срока службы.
Поставленная цель достигается тем, что пазы ведущей полумуфты и контактирующие с ними концы шпонок выполнены цилиндрическими, а кромки пазов ведущей полумуфты скруглены.
Радиус скругления кромок составляет 0,1-0,2 радиуса цилиндрической поверхности пазов.
На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта в момент передачи движения; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - шпонка, выведенная из зацепления в увеличенном масштабе. J Муфта состоит из смонтированной на ведушем валу 1 ведушей полумуфты 2, имеющей на внутренней стороне пазы 3, задние кромки 4 которых скруглены, ведомой полумуфты 5, смонтированной на рабочем валу 6. На ведомой полумуфте установлена поворотная шпонка 7 с выступом 8, который входит в паз 9 рычага сцепления, выполненного в виде пластины 10, подвижно установленной на ступице ведомой полумуфты. Пластина 10 силовой пружины 11 прикреплена к ведомой полумуфте 5 и
5 под действием ее стремится повернуться против часовой стрелки. К выступу 8 поворотной шпонки 7 прикреплена пружина 12, выполненная значительно слабее пружины 11, а второй конец ее укреплен на ведомой полу2JJ муфте 5. Пружина 12 стремится повернуть поворотную шпонку 7 по часовой стрелке. Для выключения муфты служит управляемый упор 13. Муфта с поворотной шпонкой работает следующим образом. От привода (не показан) ведущая полумуфта 2 получает непрерывное вращение. Подачей команды на исполнительные механизмы (не показаны) управляемый упор 13 отводится, освобождая пластину 10 рычага сцепления, которая под действием силовой пружины 11 поворачивается против часовой стрелки, разворачивая также против часовой стрелки и поворотную шпонку 7, при 10 этом пружина 12 растягивается под действием более сильной пружины 11. Шпонка 7 входит своим контактным концом в паз 3 ведущей полумуфты 2, которая ведет ведомую полумуфту 5 и рабочий вал 6. Так происходит подавляющее большинство включеНИИ шпонки. Однако могут иметь место случаи, когда по команде на включение щпонка 7 попадает на край задней кромки 4 паза и выскальзывает из него. В этом случае щпонка 7 ложится в паз ведомой полумуфты до встречи со следующим пазом ведущей полумуфты 2. Для разобщения ведущей и ведомой полумуфт в зону перемещения пластины К) рычага сцепления вводится упор 13. Пласгч|;а 10, наталкиваясь на неподвижный упор . останавливается, а поворотная щпонка У, увлекаемая ведущей полумуфтой 2, наезлает выступом 8 на край паза 9 рычага сцепления и, поворачиваясь, выходит из зацепления с пазом 3 ведущей полумуфты 2, разъединяя ее с ведомой полумуфтой. Шпонка 7 прижимается пружиной 12 к оси ведомой полумуфты 5. При следующем включении упор 13 вновь подводится в зону перемещения пластины рычага сцепления и цикл повторяется. Благодаря тому, что контактирующие поверхности поворотной шпонки и пазов ведущей полумуфты предлагаемый муфты выполнены цилиндрическими, обеспечивается соприкосновение по площади (по пятнам) в отличие от линейного контакта в известной муфте. Увеличение площади соприкосновения снижает контактные напряжения в 3,5- 4 раза (по расчету) и позволяет при тех же габаритах муфты передавать больщий крутящий момент и увеличивает долговечность муфты в 1,8-2 раза (по расчету). Скругление задних кромок пазов ведущей полумуфты в сочетании с цилиндрической формой шпонки устраняет истирание и сминание контактных кромок паза и щпонки, что в свою очередь увеличивает срок службы предлагаемой муфты. Формула изобретения 1.Муфта, содержащая ведущую полумуфту с пазами и расположенную в ней ведомую полумуфту с подпружиненной поворотной шпонкой, отличающаяся тем, что, с целью повышения срока службы, пазы ведущей полумуфты и контактирующие с ними концы щпонок выполнены цилиндрическими а кромки пазов ведущей полумуфты скруглены. 2.Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что радиус скругления кромок пазов ведущей полумуфты составляет 0,1-0,2 радиуса цилиндрической поверхности пазов. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент США № 3102620, кл. 192-29, опублик. 1963. 2.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2570332, кл. F 16 D 11/02, 1978. (прототип).
Авторы
Даты
1981-08-30—Публикация
1979-02-22—Подача