(54) ОБМОТКА ТРАНСФОРМАТОРА Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в преобразовательных трансформаторах. Известна обмотка трансформатора, содержащая части, гальванически не связанные между собой, расположенные по высоте, причем каждая часть состо ит из двух катуиюк и содержит паргшлельные ветви, расположенные по высоте, причем катушки одной параллель ной ветви каждой части расположены в середине высоты части и в зоне сты ка двух частей 13. Существенным недостатком этой кон струкции является ее сложность, связанная с дополнительными внутренними переходами в обмотКе, внешними перемычками, с пайкой и изолировкой, выводами концов из середины катушки в охлаждахквих каналах. Крокю того, при соотношении витков в частях вентильных обмоток со схемой соединения звезда и треугольник соответственно 4:7, число витков в каждой катушке этой параллельной ветви со схемой соединения звезда равно 1, а схемой соединени треугольник - 1,75. Применение этой конструкции затрудняет изготовление, так как Т1ребует дополнительной пайки. Известна также обмотка трансформатора, содержащая гальванически не связанные между собой частн, расположенные по высоте, причем каждая часть содержит параллельные ветви, состоящие из катушек и расположенные по высоте, а ветви частей чередуются между собой по высоте Г23 Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту . В условиях эксплуатации нанболее распространенным аварийным режимом, какому подвергается трансфО1 1атор, является режим короткого замыкания одной части вентильной обмотки, вызываемый пробоем вентиля. В случае в параллельных ветвях такой обмотки токораспределение неравнсакерно, в катушках, расположенных на стыке частей с разными схемами соединения, ток резко возрастает по сравнению с, током в других параллельных ветвях. В результате такого токораспределения электродинамические усилия в катушках на стыке частей также резко воэрастгиот, что снижает электоодина- ,ническую устойчивость обмотки и надежность трансформатора. Таким образом, Недостатком эт кон конструкции обмотки является низкая электродинамическбш устойчивость катушек, расположенных на стыке двух .частей при коротком замыкании одной части. Цель изобретения - повьацение наде кости обмотки nyfeM повышения злектр динамической стойкости катушек, расположеншлх на стыке частей. С этой целью в известной обмотке трансформатора, содержащей гальваничес ки не связанные между собой части, расположенные по высоте, причем каждая часть содержит параллельные ветви, состоящие из катушек и расположенные по высоте, на наружной поверх ности катушек, расположенных на стыке частей, установлены на равных рас стояниях между собой изоляционные стержни ,од1}Н конец каждого из которых выполнен в виде гибкой ленты и жестко закреплен межпу соседними проводниками катушки, и на этих стержнях размещены изоляционные бандажи. На фиг,1 представлена схема соединения катушек в частях вентильной обмотки трансформатора; на Фиг.2 и 3 - расположение и крепление изоляционн Ш стержней и изоляционных бандажей на наружной поверхности ка.тушек, расположенных на стыке частей. Обмотка трансформатора содержит части 1( 2, 3, 4 гальванически не связанные между собой, расположенные по высоте. Часть 1 содержит паралледьные ветви, две из них состоят со ответственно из катушек 5 и 6, 7 и 8. Две из параллельных ветвей части 2 состоят соответственно из катушек 9 и 10, 11 и 12. Две из параллельных ветвей части 3 состоят соответственно из катушек 13 и 14, 15 и 16, Две из параллельных ветвей части 4 состоят из катушек 17 и 18, 19 и 20. На наружной поверхности катушек 7 8, 11, 12, 13, 14, 17, 18. расположенных на стыке частей установлены изоляционные стержни 21, один кЬнец которых выполнен в виде гибкой ленты 22 и жестко закреплен между проводниками 23 и 24. на этих стержнях раз мещены изоляционные банлажи 25. При коротком замыкании одной любой части обмотки ток между паргшлельнымн ветвями, расположенными по высоте обмотки, делится неравномерно неравных величин их индуктивных сопротивлений, обусловленных магнитным полем рассеяния, величина магнитной напряженности KOTopioro Меняется по высоте обмотки в связи с появлением большой радиальной составляющей поля в зоне стыка частей. Благодаря меньшему индуктивному сопротивлению ветвей , расположенных на стыке и краях частей, величина тока в них значительно повышает величину тока в остальных ветвях. Электродинамические усилия в катушках этих ветвей возрастают пропорционально квадрату тока, возрастают соответственно и механические напряжения в катушках. Устройство по изобретению снижает механическое напряжение в проводе катушек, расположенных на стыке частей, особенно в обмотках с большим числом параллельных ветвей в каждо2 1 части, так как неравномерность распределения тока между параллельньши ветвями увеличивается с ростом числа параллельных ветвей. Формула изобретения Обмотка трансформатора, содержащая гальванически не связанные между собой части, расположенные по высоте , причем Ксокдая часть содержит параллельные ветви, состоящие из катушек и расположенные по высоте, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности обмотки путем повышения электродинамической стойкости катушек, расположенных на стыке частей, на наружной поверхности этих катушек установлены на равных расстояниях между собой изоляционные стержни,один конец к 1ЖДОгЬ из которьж. выполнен в виде гибкой ленты и жестко закреплен между соседними проводниками катушки, и на этих стержнях размещены изоляционные бандажи. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Уралэлектротяжмаш. Проектирование, исследование, и производство электротехнического оборудования Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1974, с.106. 2. То же, с.116, рис.5.
54
:/ Z
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Преобразовательный трансформатор | 1979 |
|
SU860149A1 |
Преобразовательный трансформатор | 1986 |
|
SU1372388A1 |
Преобразовательный трансформатор | 1979 |
|
SU858125A1 |
Вентильная обмотка преобразовательного трансформатора | 1977 |
|
SU631996A1 |
Преобразовательный трансформатор | 1986 |
|
SU1427428A1 |
Вентильная обмотка преобразовательногоТРАНСфОРМАТОРА | 1978 |
|
SU824323A2 |
Преобразовательный трансформатор | 1978 |
|
SU803025A1 |
Вентильная обмотка преобразовательного трансформатора | 1983 |
|
SU1108515A1 |
Преобразовательный трансформатор | 1975 |
|
SU619047A1 |
Преобразовательный трансформатор | 2023 |
|
RU2817038C1 |
Фиг1
Авторы
Даты
1981-09-07—Публикация
1979-12-17—Подача