(54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА СМЕШАННОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2108509C1 |
КОСОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2116532C1 |
Зубчатая передача | 1976 |
|
SU929919A1 |
КОСОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2002 |
|
RU2222738C1 |
ПРЯМОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1999 |
|
RU2160403C1 |
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ЭВОЛЬВЕНТНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1997 |
|
RU2128303C1 |
Зубчатая передача | 1977 |
|
SU929915A1 |
Дозаполюсная зубчатая передача с зацеплением новикова | 1978 |
|
SU735852A1 |
Зубчатая передача смешанного зацепления | 1989 |
|
SU1618936A1 |
Зубчатая передача с зацеплением Новикова | 1981 |
|
SU1013655A1 |
1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании и изготовлении зубчатых передач.
Известны дозаполюсные передачи на базе зацепления Новикова с исходным контуром зубьев, содержащим дуговые участки и соединяющий их прямолинейный участок профиля, выполненные таким образом, что сумма расстояний от произвольной нормали к делительной прямой до двух теоретических точек контакта, соответствующих двум линиям зацеп- ления, равна удвоенному расстоянию от той же нормали по делительной прямой до прямолинейного участка 1.
Недостатком этих передач является повыщение чувствительности к погрещностям межосевого расстояния, что может уменьщить зффект роста изгибной прочности передачи,.
Наиболее близкой к изобретению является зубчатая передача смешанного зацепления, содержащая колеса, поверхности зубьев которых составлены из расположенных на ножках и головках дуговых участков и выпуклого полюсного участка 2).
Недостатком известной зубчатой передачи является невысокая нагрузочная способность и чувствительность к погрешностям И314)товления.
Цель изобретения - повышение нагрузочной способности и снижение чувствительности к погрешностям изготовления.
Указанная цель обеспечивается, тем, что исходные контуры зубьев сопрягающихся колес на каждом из активных дуговых участков го10ловки и ножки очерчены плавио соединенными между собой выпуклыми и вогнутыми линиями, а в месте их соединения расположены действующие линии.
Исходные контуры зубьев сопрягающихся
IS колес на дуговых участках головок, примыкающих к полюсному участку, выполнены кусочно-конгруэнтными и длиной 0,1-0,3 нормального модуля передачи.
На фиг. 1 схематически показана пара исход20ных контуров зубьев колес предлагаемой передачи; на фиг. 2 - зона контакта исходных контуров зубьев колес, узел I на фиг. 1; на фиг. 3 - зона контакта исходных контуров при выполнении кусочно-конгруэнтного участка; на фиг. 4 - пятна контакта на головке зуба колеса при pasJitrnrbix значениях межосевого расстояния. Зубчатая передача содержит зубчатые колеса с исходными контурами 1 и 2 (фиг. 1). Пара исходных контуров зубьев колес описываемой передачи с двумя теоретическими линиями зацепления с точками контакта KI и Kj имеет активные участки головки а К, С и ножки Ъ Кз о( зуба исходного контура, кото рые описаны выпуклыми Q К, и Ь Kj и вогн тыми К, С и Кг а дугами с радиусами}), р,у со пряженными в теоретических точках контакта KI и К2. Точки Ъ и С соединяются, например, прямыми линиями. Активные дуговые участки исходного контура 2 также описаны кривыми е, KI f и KJ h , имеющими перегиб в точках К и KJ. Контакт исходных контуров при уменьшении межосевого расстояния сдвигается от номинального положения KI в сторону больших или меньших углов давления, и площадка Контакта увеличится. Участок KI i , описанный радиусом Р (фиг. 3), является конгруэнтным для исходных контуров 1 и 2. При увеличении межосевого расстояния участок К1о1контактирует с участком К i и кромочной контакт исключен. В случае выполнения передач с линейной системой зацепления в паре исходных контуров активные участки ножек и головок конгруэнтны (4, р 0. где 6 5 - разность радиусов кривизны дуг контактирующих между собой участков исходных контуров, измеренйая в одну и ту же сторону изменения углов давления), а система допусков (дс1чу ) на межосевое расстояние Л построена эквивалентно только увеличению . Еспийа 0, то дуговые участки имеют наибольшее пятно контакта и высокие контактную и изгибн)ю прочность. Если , то зона контакта стягивается к линиям сопряже ния выпуклых и вогнутых частей каждого из активных участков ножки и головки и контактируют выпуклые участки поверхностей зубьев, расположенные для двух зубьев, нахо дящихся в контакте, по разные стороны от этих линий сопряжения, в результате чего исключается кромочный контакт. В случае точечной системы зацепле}1ия, в месте соединения выпуклых и вогнутых част каждого из активных участков головок и но жек расположены активные действующие лин Благодаря меньшему диапазону изменения у лов давления на концах дуговых участков 4 при погреишостях, эквивалентныхйД Q пятно контакта после приработки распространяется на высоту зуба, что повьпаает контактную и изгибную прочность передачи. При достаточно высокой точности изготовления зубчатая передача выполнена таким образом, что пара исходных контуров зубьев на дуговых участках головок содержит кусочно-конгруэнтные участки (др О ), расположенные начиная от места соединения выпуклых и вогнутых участ- ков головок и примыкающих к полюсному участку и имеющие длину (0,1-0,3) т, где m - нормальный модуль передачи, а выше этого места соединения повсюду О , Меньшие величины этих конгруэнтных участков рекомендуются для цилиндрических передач, большие - для передач со скрещивающимися осями, например гипоидных. В номинальном положении(Лс 0) зубья таких передач имеют значительное по величине пятно контакта, высокую контактную и изгибную прочность. При Да 0 вначале контактируют между собой выпуклые участки поверхностей зубьев (без кромочного контакта), а после приработки пятно контакта распространяется по всему зубу, и на головках и ножках реализуется выпукло-вогнутый контакт. Прийа О пятно контакта сдвигается в обе стороны от линии сопряжения выпуклых и вогнутых частей каждого из активных участков ножки и головки и после приработки распространяется по всему зубу. Во всех перечисленных случаях изменения ДО. передачи имеют высокую устойчивость пятна контакта и повышенные контактную и изгибную прочность., Формула изобретения 1.Зубчатая передача смешанного зацепления, содержащая колеса, поверхности зубьев которых составлены из расположенных на ножках и головках дуговых участков и выпуклого полюсного участка, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и снижения чувствительности к погрешностям изготовления, исходные контуры зубьев сопрягающихся колес на каждом из активных дуговых участков головки и ножки очерчены плавно соединенными между собой выпуклыми и вогнутыми линиями, а в месте их соединения расположены действующие линии. 2.Передача по п. 1,отличающаяс я тем, что исходные контуры зубьев сопрягающихся колес на дуговых участках головок, примыкающих к полюсному участку, выполнены кусочно-KOHrpy3HTHbiNfH и длиной 0,1-0,3 нормального модуля передачи.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1977 (прототип).
Авторы
Даты
1981-09-15—Публикация
1979-08-02—Подача