(5) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатая передача | 1978 |
|
SU763636A1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2108509C1 |
КОСОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2116532C1 |
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ЭВОЛЬВЕНТНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1997 |
|
RU2128303C1 |
Зубчатая передача | 1977 |
|
SU929917A1 |
Зубчатая передача смешанного зацепления | 1988 |
|
SU1571330A1 |
ПРЯМОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1999 |
|
RU2160403C1 |
Зубчатая передача | 1977 |
|
SU929915A1 |
ТРОХОИДАЛЬНОЕ ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ | 2017 |
|
RU2673574C1 |
Зубчатая передача смешанного зацепления | 1979 |
|
SU863938A1 |
1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании зубчатых передач.
Известны зубчатые передачи с исходным контуром зубьев, очерченным составной линией, включающей активные дуговые и прямолинейные участки, на которых располагаются мгновенные кон-, тактные линии 1 |.
Недостатком данных передач является их недостаточно большая нагрузочная способность вследствие использования в зацеплении части активных поверхностей зубьев.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является зубчатая передача с исходным контуром зубьев, очерченным составной линией, содержащей активные дуговые и прямолинейные участки, производящие поверхности которой жест| о связаны между собой, кусочноконгруэнтны и касаются друг друга вып кло-во гнутыми участками при нулевом суммарном смешении исходных производных производящих колес 2.
Недостатком известных передач является их недостаточная нагрузочная способность вследствие нерационального использования периферийных участков зубьев.
Целью изобретения является повышение нагрузочной способности передачи.
Поставленная цель достигается тем, что зубья колес снабжены внеполюсными участками, например, прямолинейными на ножке и головке, расположенными вне зойы. дели тельной прямой, сумма расстояний от произвольной нормали к делительной прямой до точек контакта на прямолинейных участках головки и ножки зуба равна сумме расстояний от той же нормали до точек контакта на выпуклом и вогнутом участках зуба.
На фиг 1 показан исходный контур зубьев передачи с предлагаемым зацеплением; на фиг. L - передача в .различных фазах зацепления зубчатого колеса с рейкой, торцовое сечение, на фиг. 3 - колеса в различных фазах зацепления одной пары зубьев, торцовое сечение.; Исходный контур зубьев данной передачи предлагаемого зацепления имеет профиль abcdefggfcdebа, очерченный составной линией, включающей выпуклую кривую ef(e ) и прямую fg(f g ),Г9ловки зуба, вогнутую кривую cd(cd) и прямую bc(bc) ножки зуба, а также переходные участки ab(ab) и de(de). Прямолинейные участки be и g вы полнены с одинаковыми углом профиля . S, а на одинаковом удалении h от делительной прямой (Д.П.) они .отстоят от оси симметрии зуба настолько, что , причем e,,,I расстояние от теоретических точек контакта Kj ЬС2,К,|,Кд дуговых участко до оси симметрии зуба. Колесо с центром С имеет окружность вершины ради уса IV, начальную окружность радиус т и-окружность впадин радиуса г. Через полюс зацепления Р проходят ли ния эвольвенткого зацепления аЬ под yглoмd(uи линия зацепления дуговых участков КК под углом к начальной торцовой образующей плоскости ре ки Н.Т.О.П.Р. Торцовые образующие плоскостей вершин (Т.О.П.В.Р.)и впадин (Т.О.П.Вп.Р.) рейки ограничивают зуб. Эвольвента колеса с основной окружностью радиуса rg, в зацеплении с рейкой дает при oL 2 и угле наклона зубьев угол . эвольвентного зацепления ° а;э-- с -- °Профили сопряженных зубьев колеса 1 и рейки 2 показаны в зацеплении в трех торцовых сечениях .1-1, II-II, Сечения I-I и Ill-Ill дают представление об одновременном зацеплении выпукло-вогнутых и периферических эвольвентных участков, а в полюсе зацепления (сечение II-II)контакт профилей отсутствует, что характеризует внеполюсное зацепление. При это линия эвольг.ентного зацепления имеет два рабочих участка и . Работа данного зубчатого зацепления происходит следующим образом. При вращении ведущего колеса точка контакта пары зубьев в некотором их сечении перемещается Ё эвольвентной зоне зацепления ножки зуба колеса и головки зуба рейки, затем в конце первой фазы эёольбентного зацепления происходит контакт выпукло-вогнутых Профилей, контакт таких же профилей головки зуба колеса и ножки зуба рейки совпадает с началом второй фазы эвольвентного зацепления, при окоичании которой профили выходят из зацепления. Благодаря осевому перекрытию зубьев в каждый момент зацепления в контакте могут находиться одновременно и эвольвентные и выпукловогнутые участки Профилей, Формула изобретения Зубчатая передача сисходным контуром зубьев, очерченным составной линией, содержащей активные дуговые и прямолинейные участки, производящие поверхности которой жестко связаны между собой, кусочно-конгруэнтны и касаются друг друга выпукло-вогнутыми участками при нулевом суммарном смещении исходных производящих колес отличающая, ся тем, что, с повышения нагрузочной способ-ности, зубья колес снабжены внеполюсными участками, например, прямолинейными на ножке и головке, расположенными вне зоны делительной прямой, сумма расстояний от произвольной нормали к делительной прямой до точек контакта на прямолинейных участках головки и ножки зуба равна сумме расстояний от той же нормали до точек контакта на выпуклом и вогнутом участках зуба, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1 . Авторское свидетельство СССР , по заявке № 2135589/28,кл.Р Тб Н 1/08. 19752. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2052108/28j, кл. F 1б Н 1/00, (прототип),.
Авторы
Даты
1982-05-23—Публикация
1976-02-18—Подача