Двигатель поперечного поля Советский патент 1981 года по МПК H02K23/20 

Описание патента на изобретение SU868939A1

(54) ДВИГАТЕЛЬ ПОПЕРЕЧНОГО ПОЛЯ

Похожие патенты SU868939A1

название год авторы номер документа
Двигатель поперечного поля 1985
  • Тюрин Василий Сергеевич
  • Новоселов Борис Васильевич
  • Арсеньев Юрий Васильевич
SU1251243A1
Электрическая машина поперечного поля 1982
  • Арсеньев Юрий Васильевич
  • Новоселов Борис Васильевич
  • Тюрин Василий Сергеевич
SU1030928A1
Вентильный электродвигатель 1977
  • Баранов Евгений Николаевич
SU765946A1
СОВМЕЩЕННЫЙ ВЕНТИЛЬНЫЙ ИНДУКТОРНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Воробьева Людмила Александровна
  • Голландцев Юрий Алексеевич
  • Федотова Ксения Александровна
RU2309517C1
ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ АГРЕГАТ 1993
  • Обухов Виталий Арсеньевич
RU2066913C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2007
  • Захаренко Андрей Борисович
RU2339147C1
ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1993
  • Андреев Н.М.
  • Горчинский Ю.Н.
  • Кузнецов В.И.
  • Куклинов В.И.
  • Сосков В.А.
RU2076427C1
НИЗКОСКОРОСТНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С КОЛЬЦЕВЫМ СТАТОРОМ 2009
  • Булгар Виктор Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Ивлев Дмитрий Анатольевич
  • Яковлев Александр Владимирович
RU2417506C2
Вентильный электродвигатель 1989
  • Лютый Анатолий Васильевич
SU1720129A1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2416859C1

Реферат патента 1981 года Двигатель поперечного поля

Формула изобретения SU 868 939 A1

1. Изобретение относится к производству специошьных электрических двига телей постоянного тока, используемых в автоматических системах регулирова ния. Известен двигатель поперечного поля (ДНП) с зубчатым якорем,представляющий собой обращенный электромашинный усилитель поперечного поля, в котором вместо обмотки подмагничивания применена обмотка возбуждения, расположенная по поперечной оси двигателя ГП и t2 . Использование ДНП в системах автоматического регулирования в качест ве исполнительного двигателя с широким диапазоном регулирования частоты вращения весьма перспективно,так как кроме управления по цепям якоря и возбуждения возможно регулирование частоты вращения с помощью обмоток управления. При этом регулирование характеристик двигателя можно вести от разных управляющих элементов системы регулирования. Встраивание или сочленение с ДНП известных датчиков обратной связи (тахогенераторов постоянного или. переменного тока, электромагнитных дат чиков положения) .существенно расширя ет возможности ДНП как элемента регулирования РЗ .4 Однако применение известных эле ментов обратной связи приводит к значительному усложнению конструкции, увеличению момента инерции якоря, появлению кинематических погрешностей, неизбежных при сочленении двигателя с элементом обратной свяьи, и увеличению габаритов и массы исполнительного механизма. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей двигателя поперечного поля за счет получения информации о его частоте вращения и угловом положении якоря без изменения габаритов и массы двигателя и без увеличения момента инерции якоря. Указанная цель достигается тем, что на статоре введены по крайней мере по одной из осей, например поперечной, магнитопроводящие зубцы,наконечники которых равны или меньше ширины раскрытия паза fякоря с расположенными на них сигнальными овмотками. В случае когда в ДНП .добавочные полюса не применяются (при низких напряжениях питания) магнитопроводящие зубцы с сигнальными обмотками могут размещаться одновременно в больших и средних пазах статора по продольной и поперечной осям.

В необходимых случаях с целью повышения амплитуды импульсов сигнгшьные обмотки могут быть связаны с источником питания.

На чертеже приведена схема расположения обмоток, магнитопроводящих зубцов и сигнальных обмоток предлаг гаемого двигателя.

В пазах зуЗчатого якоря расположена якорная обмотка 1 двухпо шсного двигателя, соединенная с коллектором, на котором установлены две пары щеток: продольные и поперечные, причём поперечные щетки замкнуты на активное сопротивление.

о Статор двигателя содержит компенсационную обмотку 2, обмотку 3 добавочного полюса (в общем случае), обмотки 4 управления и обмотки 5 возбуждения, в больших пазах расположены магнитопроводящие зубцы 6 с сигнгшьными обмотками 7. Ширина наконечников магнитопроводящих зубцов равна или меньше ширины раскрытия паза якоря.

В предлагаемом двигателе поперечного поля на напряжение питания в средних пазах по поперечной оси вместо добавочных полюсов также могут быть размещены магнитопроводящие зубцы 6 с сигнальными обмоткаvan 1.

Двигатель работает следукяцим образом.

Через магнитопроводящие зубцы расположенные в больших пазах, проходит часть магнитного потока обмотки возбуждения. В случае расположения магнитопроводящих зубцов в средних пазах через них проходит часть магнитного потока обмотки управления..

При вращении якоря магнитное сопротивление цепи, включающей магнитопроводящий зубец 6 и якорь двигателя, импульсно изменяется. Поэтому магнитный поток Ф .также импульсно изменяется от значения Ф|4««|ксДО значения потока рассеяния Ф. В соответствии с известным законом злектромагнитной индукции в сигнальной обмотке в этом случае наводится ЭДС, определяемая соотношением

-чкаФ .

где е - ЭДС Сс1моиндукции в сигнальной обмотке/

Ф - мгновенное значение магнитного потока, проходящего через магнитный зубец в момент времени t;

W --число витков сигнальной обмотки. Перемещению якоря на угол д .

где 2i - число цазов якоря,co

отйётствует интервеш между двумя импульсами одной полярности ЭДС сигнальной обмотки.

Таким образом, угол поворота якоря (его угловое положение относительно выбранной оси) может быть определен с помощью операции умножения постоянного числа 9 на (Мц„ -1) где число импульсов одной полярности ЭДС сигнальной обмотки.

Частота вращения может быть определена с помощью операции дифференцирования угла поворота якоря по времени или с помощью других известных способов (например, частотомера). Указанные операции достаточно просто реализуются в системах автоматического регулирования.

Дополнительная информация может быть получена в предлагаемом двигателе если использовать свойство,заключакяцееся в изменении фазы импульсов ЭДС на изменении направления магнитного потока, проходящего через магнитопроводящий зубец.

В необходиьвлх случаях, когда требуется существенно повысить амплитуду импульса сигнальной обмотки, може быть использовано подключение Источника питания к сигнальной обмотке. При этом максимальный магнитный поток может быть значительно увеличен г что приведет к увеличению амплитуды импульсов сигнальной обмотки.

Предлагаемое изобретение позволяет значительно расширить функционгшьные возможности ДНП без изменения его габаритов и массы, без изменения момента инерции якоря за счет получения информации о частоте вращения и угловом положении якоря с сигнгшьных обмоток, при этом во многих случаях отпадает необходимость использовать другие элементы обратной связи, пристраиваемые к двигателю,что существенно упрощает его конструкцию повышает наде сность и точность выполнения задач. Возможность получения с двигателя сигнгша о положении его якоря относительно числа импульсов позволяет в ряде случаев исключить и привода элементы синхронной связи и замыкать привод непосредственно через вычислительную машину.

Формула изобретения

1. Двигатель поперечного поля,содержащий пазовый якорьи магнитрпровод статора,в пазах которого размещет ны компенсационная обмотка,обмотка управления и обмотка возбуждения,о тличающийся тем,что,с целью расширения функциональных возможностей путем получения информации о частоте .вращения и угловом положении яко ря,на статоре введены по крайней мере по одной из осей, например поперечной, магнитопроводяоцие зубцы, наконечники которых равны или меньше ширины раскрытия паза якоря с расположенными н них сигнгшьными обмотками. 2. Двигатель по п. 1,. отличаю щ и и с я тем, что, с целью повкшения амплитуды импульса, сигнальные обмотки подключены к источни ку питания. Источиики информации, . принятые во внимание при экспертизе1.Горяиноб Ф.А. Электромашинные усилители. М.-Л., Госэнергоиздат,1962 с. 139-196. 2.Микрозлектродвигателя для сис,тем гштоматики. Технический сп1 авоч {ник под ред. Э.А. Лодочникова Ф.М. Юферова. М., Энергия, 1969, с. 79-97. 3.Борисов в.А. ИСследованм paodты электромашинного усяяятвли о nonelречным возбуждением. Эяв1стр1Вчество, 1949, с. 64-66.

SU 868 939 A1

Авторы

Арсеньев Юрий Васильевич

Новоселов Борис Васильевич

Тюрин Василий Сергеевич

Четвериков Вячеслав Александрович

Даты

1981-09-30Публикация

1980-01-28Подача