Шиберная задвижка Советский патент 1981 года по МПК F16K3/02 F16K31/44 

Описание патента на изобретение SU872884A1

(54) ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА

Похожие патенты SU872884A1

название год авторы номер документа
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2006
  • Винников Александр Иванович
  • Кудрявцев Александр Владимирович
  • Платонов Геннадий Григорьевич
  • Русаков Николай Иванович
RU2315220C1
ВАКУУМНЫЙ ШИБЕРНЫЙ КЛАПАН 1993
  • Овчинников А.А.
RU2053426C1
ЗАДВИЖКА 2003
  • Жевелев О.Ю.
RU2244863C2
ЗАДВИЖКА 1991
  • Кузьмин Александр Леонидович
  • Шатохин Игорь Михайлович
RU2014536C1
Шиберная задвижка 1975
  • Архипов Вячеслав Сергеевич
  • Кондрашов Владимир Афанасьевич
SU553381A1
ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО 1993
  • Ивановский Леонид Дмитриевич
RU2109191C1
ЗАДВИЖКА 1990
  • Брагин Борис Федорович[Ua]
  • Гонтов Александр Егорович[Ua]
  • Коломиец Александр Сергеевич[Ua]
  • Маркунтович Феликс Дезидорович[Ua]
  • Экбер Борис Яковлевич[Ua]
RU2067239C1
ШИБЕРНЫЙ ЗАТВОР 2014
  • Васильев Николай Дмитриевич
  • Войнов Борис Шамильевич
  • Сердюк Сергей Павлович
RU2564957C1
ШИБЕРНЫЙ ЗАТВОР 1995
  • Гольденберг Борис Семенович
RU2127389C1
ТЕРМОЗАТВОР 2002
  • Крыжановский О.Г.
RU2228476C2

Иллюстрации к изобретению SU 872 884 A1

Реферат патента 1981 года Шиберная задвижка

Формула изобретения SU 872 884 A1

I

Изобретение относится к запорным устройствам для резервуаров с газообразными веществами, а именно к устройству шиберных задвижек с запорными клапанами для герметизации камер, предназначенных, в частности, для использования в станках, на которых производится обработка изделий в специальной среде, например инертных газах..

Известны шиберные задвижки, состоящие из корпуса и затвора, соединенного с приводом. Они снабжены узлом, состоящим из взаимодействующих между собой цапфы с гайкой, основания и каретки, снабженной зубчато-реечной передачей и связанной с приводом, а на корпусе выполнен упор, взаимодействующий с основанием 1.

Однако наличие подвижного основания, установленного в дополнительйых направляющих каретки, требует ее дополнительного хода, необходимого для открывания и закрывания затвора, приводит к увелйчению длины направляющих и габарита корпуса,г

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является щиберная задвижка, содержащая корпус с седлом, взаимодействующим с запорным органом, снабженным зубчато-реечным механизмом срабатывания и установленньГм на каретке, смонтированной на направляющих корпу. са и взаимодействующей с винтовым приводом, гайка которого установлена с возможностью осевых перемещений относительно каретки 2.

Недостатком этого устройства является наличие зубчато-реечного механизма срабатывания запорного органа, что приводит к усложнению конструкции и снижению его надежности.

Цель изобретения - упрощение конструкции задвижки и повышение ее нйдежности.

IS

Поставленная цель достигается тем, что в шиберной задвижке, содержащей корпус с седлом, запорный орган, снабженный механизмом срабатывания и установленный на каретке, смонтированной на направляющих корпуса и взаимодействующей с вин20товым приводом, гайка которого установлена с возможностью осевых перемещений относительно каретки, механизм запорного

органа выполнен в виде установленного на каретке двуплечего рычага, одно плечо которого снабжено головкой, воздействующей на запорный орган, а другое - роликом, причем на гайке винтового привода установлен кулачок, а на корпусе - планка со скосом, взаимодействующие с роликом.

На фиг. 1 изображена шиберная задвижка, общий вид; на фиг. 2 - механизм срабатывания затвора, разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - винтовой привод перемещения каретки, сечение Б-Б на фиг. 2 (гайка находится в положении, когда затвор закрыт); на фиг. 4 - то же, при открытом затворе.

Шиберная задвижка содержит корпус 1, в котором имеется седло 2, закрываемое запорным органом 3, уплотняемым прокладкой 4. Запорный орган 3 снабжен центральной цапфой 5 (фиг. 2), входящей с возможностью осевого перемещения в сквозное отверстие, выполненное в каретке 6, перемещаемой в направляющих 7 и 8 корпуса 1 от винтового привода. Приводит состоит из двигателя 9, передающего вращение через щестерни 10 и 11 на ходовой винт 12, взаимодействующий с гайкой 13. Гайка 13 установлена в направляющих 14 и 15 с возможностью осевых перемещений относительно каретки на расстоянии от плоскости 16 каретки 6 до регулируемого упора 17, установленного в каретке.

На каретке 6 на оси 18 установлен двуплечий рычаг 19, одно плечо которого снабжено сферической головкой 20, воздействующей на торец поджимаемой пружиной 21 пяты 22, ввернутой в цапфу 5 запорного органа 3. На другом плече рычага 19 при помощи щарнирного подщипника (не показан) на оси 23 установлен ролик 24, взаимодействующий с кулачком 25, расположенным на гайке 13, и планкой 26 со скосом 27, закрепленной на корпусе 1.

Шиберная задвижка работает следующим образом.

Для открывания запорного органа 3, закрывающего седло 2 (фиг. 2), включают двигатель 9, который через шестерни 10 и 11 вращает винт 12 (фиг. 1). При этом гайка 13 начинает перемещение по направляющим 14 и 15 от упора 17 к полости 16 (фиг. 3), а каретка 6 остается неподвижной, так как ее перемещению препятствует ролик 24, упирающийся в скос 27 планки 26. По мере перемещения гайки 13 относительно каретки 6 кулачок 25 отходит от ролика 24, который, катаясь по его наклонной поверхности, опускается вниз под действием пружины 21, через пяту 22 и головку 20, поворачивающей рычаг 19 на оси 18. При этом затвор 3 под действием той же пружины 21 поднимается, отходя от уплотнения 4. Поворот рычага 19 и подъем запорного органа 3 продолжается до тех

пор, пока ролик 24 не выйдет со скоса 27 на горизонтальный участок планки 26, так как в этот момент гайка 13 упирается в плоскость 16,каретки &и на-чинается совместное перемещение гайки 13 и каретки 6 в направляющих 7 и 8 до положения, показанного на фиг. 4. При этом перемещении каретка 6 отводит запорный орган от седла 2 в положение, показанное на . 1 пунктирной линией. По достижении крайQ него положениях запорного органа электродвигатель 9 отключают. После проведения необходимых работ черезоткрытое седло 2 для закрывания запорного органа включают вращение двигателя 9 в противоположном направлении, который через щестерни

5 10 и 11 и винт 12 начинает перемещать гайку из положения, показанного на фиг. 4, вправо. При этом кулачок 25 воздействует своей наклонной поверхностью на ролик 24. Угол наклона этой поверхности выбирается

Q таким, чтобы не происходило заклинивания ролика 24 между кулачками 25 и планкой 26, которая воспринимает радиальную составляющую усилия, возникающего при перемещении гайки 13 и препятствует повороту рычага 19. В результате этого каретка 6 вместе с запорным органом 3 перемещается в направлении седла 2. Перемещение каретки продолжается до тех пор, пока она не достигнет крайнего положения, ограниченного упором, и ролик 24 не достигнет скоса 27 планки 26. Гайка 13, продолжая движение, кулачком 25 выжимает ролик 24 по скосу 27 планки 26 вверх. При этом рычаг 19, поворачиваясь на оси 18, головкой 20 воздействует на пяту 22, которая, сжимая пружину 21, прижимает запорный орган 3 к уплотнению 4, чем достигается герметизация седла 2. После этого двигатель 9 отключают.

Технико-экономический эффект заключается в упрощении конструкции механизма срабатывания затвора, повышении надежности работы и упрощении его наладки.

Формула изобретения

Шиберная задвижка, содержащая корпус с седлом, запорный орган, снабженный механизмом срабатывания и установленный на каретке, смонтированной на направляющих корпусах и взаимодействующей с винтовым приводом, гайка которого установлена с возможностью осевых перемещений относительно каретки, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и повыщения надежности работы, механизм срабатывания запорного органа выполнен в виде установленного на каретке двуплечего рычага, одно плечо которого снабжено головкой, воздействующей на запорный орган, а другое - роликом, причем на гайке винтового, привода установлен кулачок, а на корпусе - цланка со скосом, взаимодействующие с роликом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе /5/5 W

1.Авторское свидетельство СССР № 553381, кл. F 16 К 3/00, 1978.2.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2407523/08, кл. F 16 К 3/00, 1978 (прототип).

И-yJ.

п

21

8

Фиг.2 S

23

26 .3 S 16 }з 7

SU 872 884 A1

Авторы

Кузнецов Дмитрий Дмитриевич

Чернов Юрий Дмитриевич

Даты

1981-10-15Публикация

1979-12-14Подача