(54) ПРИВОД НАГНЕТАТЕЛЯ ТУРБОКОМПРЕССОРА
1
Изобретение относится к машиностроению, а именно двигателестроению, в частности к устройству и регулированию двигателей внут еннего сгорания с гидроприводом нагнетателя турбокомпрессора.
Известны приводы нагнетатели турбокомпрессора транспортного двигателя, содержащие зубчатую передачу и гидромуфту для автоматического плавного регулирования передаточного отношения привода в раьочем диапазоне Оборотов двигателя L1.
Однако при применении таких приводов в высокофорсированных транспорт ных двигателях не обеспечивается требуемый высокий коэффициент приспособляемости из-за резкого ухудшения характеристик высоконапорных агрегатов наддува при уменьшении оборотов.
Кроме того, известные регулируемые передачи имеют недостаточную экономичность при больших скольжениях гидромуфт, затрудняют запуск транспортного двигателя или не обеспечивают плавного изменения передаточного отношения в рабочем диапазоне скоростей. ТРАНСПОРТНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Цель изобретения - повышение эффективности привода и эксплуатационных показателей двигателя.
Поставленная цель достигается тем,
5 что в схему привода параллельно ветви с гидромуфтой включена муфта обгона с зубчатой передачей, имеющей меньшое передаточное отношение, по сравнению с максимальным передаточным отноше О нием гидромуфты, и работающей при запуске и на режиме максимальной мощности.
На фиг.1 приведена принципиальная
15 схема автоматического привода турбонагнетателя; на фиг. 2 - зависимость оборотов нагнетателя от оборотов вала двигателя.
Привод турбокомпрессора содержит
20 .турбину 1, нагнетатель 2, редуктор 3, зубчатую передачу 4, гидромуфту 5, муфту 6 обгона, дополнительную зубчатую передачу 7 и центробежный регулятор 8, установленный на одном валу
25 с гидромуфтой 5. Вал 9 подключен к валу 10 двигателя через зубчатые колеса 11. Подвод масла производится через трубопровод 12, а опорожнение гидромуфты 5 осуществляется через
30 сбрасывающие жиклеры 13. Привод нагнетателя работает следующим образом. Мощность, равная дисбалансу мощности нагнетателя 2 и турбины 1, передается от вала 10 двигателя к нагнетателю 2 по одной из двух ветвей: через муфту б обгона (эта ветвь имеет минимальное передаточное отношение, например.10); или через гид ромуфту 5 (эта ветвь имеет максимальное передаточное отношение,например, 12). При запуске в гидромуфте 5 масла нет, поэтому привод нагнетателя осуществляется через заклиненную муфту б обгона. После запуска гидромуфта .5 заполняется маслом и скольжение в не устанавливается в пределах 2-3%. При этом передаточное отношение привода становится больше, чем при работе на первой ветви, муфта б обгона расклинивается и первая ветвь отключается. В зависимости от степени заполнения гидромуфты 5 можно получить любое промежуточное передаточное отношение. Заполнение гидромуфты 5 регулируется специальным центробежным регу Л.ЯТОРОМ 8. Регулирование гидромуфты 5 осуществляется... в ра&очем диапазоне оборотов вала двигателя пр (фиг.2). При этом максимальное передаточное отношение 1 обеспечивается в диапа зоне от Оборотов запуска п до оборотов максимального крутящего момента , а минимальное передаточное отношение -i, - на оборотах максимальной мощности . После набора оборотов, несколько превышающих обороты максимального крутящего момента , в работу вступает центробежный регулятор дросселирует масло в трубопроводе 12, Гидромуфта 5 опорожняется через Сбрасывающие жиклеры 13. Скольжение ее увеличивается, передаточное отношение привода уменьшается до значения, равного передаточному отношению первой ветви. При этом муфта б обгона заклинивается и привод снова начинает работать на первой ветви, а гидромуфта 5 опорожнивается. Схеметически зависимость оборотов Пц от оборотов двигателя, п. представлена кривой на фиг.2. Применение предлагаемой конструкции позволит повысить экономичность привода и двигателя, улучшить за-/ riycK и тяговые характеристики двигателя за счет автоматического плавного регулирования передаточного отношения привода в рабочем диапазоне оборотов двигателя. Формула изобретения Привод нагнетателя турбокомпрессора транспортного двигателя, содержащий зубчатую передачу и гидромуфту для автоматического плавного регулирования передаточного отношения привода в рабочем диапазоне оборотов двигателя, отличающийс я тем, что, с Целью повышения эффективности привода и эксплуатационных показателей двигателя, в схему привода параллельно ветви с гидромуфтой включена муфта обгона с зубчатой передачей, имеющей меньшее передаточное отношение, по сравнению с максимальным передаточным отношением гидромуфтыг и работающей при запуске и на режиме максимальной мощности. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 68747, кл. F 02 В 39/08, 1945.
floM 7ioc/ia
Ппах
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1726804A1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2288383C2 |
Силовая установка транспортногоСРЕдСТВА | 1975 |
|
SU815323A1 |
ПОРШНЕВАЯ КОМПРЕССОРНАЯ УСТАНОВКА И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ | 2020 |
|
RU2740389C1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1995 |
|
RU2097215C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ВЫХОДНОГО ВАЛА НАГРУЗКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1989 |
|
RU2013621C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
Привод турбокомпрессора транспортного двигателя внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1332051A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА | 1998 |
|
RU2194182C2 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ | 2011 |
|
RU2565463C2 |
Авторы
Даты
1981-10-30—Публикация
1962-08-06—Подача