1
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к .поршневым двигателям внутреннего сгорания.
Известны поршневые двигатели внутреннего сгорания, содержащие размещенный в 5 цилиндре порщень, коленчатый вал, кривошип которого связан с поршнем через основной и дополнительный шатуны, и коромысло, связанное с основным « дополнительным шатунами и установленное в регу- ю лнруемой опоре, закрепленпой на корпусе так, что при положении поршня в «верхней мертвой точке опора расположена на продолжении общей осевой линии основного шатуна и коромысла, а ось дополнитель- 15 ного шатуна совпадает с осью кривошипа и перпендикулярна к оси основного шатуна 1.
Иедостаток этих двигателей состоит в том, что положение и соотношения звеньев 20 кривошипно-шатунного механизма таковы, что при уменьшении хода поршня соответственно уменьшается объем камеры сгорания, а после «верхней мертвой точки объем камеры интенсивно увеличивается, что 25 ведет к ухудшению протекания процесса сгорания и снижению технико-экономических показателей двигателя.
Целью изобретения является оптимизация рабочего процесса путем регулирова- зо
ния продолжительности остановки поршня в «верхней мертвой точке.
Поставленная цель достигается тем, что основной и дополнительный шатуны сочленены с коромыслом общ-им шарниром, а размеры радиуса кривошипа, основного и дополнительного шатунов, коро.мысла и величины регулирования опоры определяются из следующих соотношений:
,,3; ,4-4-0,8;
oiiiдш
.-.0,,65; -7,,
корро
где Гк - радиус кривошипа;
/ош -длина основного шатуна;
дш - длина дополнительного щатуна;
IKOP - длина коромысла;
/1н, - величина регулирования опоры.
На фиг. 1 показан поперечный разрез предложенного двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 - его кинематическая схема для режима номинальной мощности; на фиг. 3 - то же, для холостого хода.
Двигатель состоит из цилиндра 1, содерл ащего порщень 2, основной шатун 3 длиной /ош, который сочленен общим щарниром 4 одновременно через дополнительный шатун 5 длиной /дш с кривощипом 6 коленчатого вала 7 и коромыслом 8 длиной /кор.
опирающимся на регулируемую опору 9 с величиной регулирования /ро. Размеры радиуса Гк кривошипа 6, шатунов 3 и 5 коромысла 8 и величина регулирования опоры 9 определяются соотношениями:
0,2 4-0,3; - 0,,8;
0,,65; 7,.
кор
ро
Двигатель работает следуюш,им образом.
В блоке цилиндров 1 поршень 2 совершает возвратно-поступательное двилсение, которое передается основным шатуном 3 одновременно через дополнительный шатун 5 коленчатому валу 7 и коромыслу 8. Так как длина /кор коромысла 8 больше радиуса Гк кривошипа 6 коленчатого вала 7, последний совершает равномерное врашательное движение, а коромысло 8 - возвратно-колебательное. При подходе поршня 2 к «верхней мертвой точке ось образует с осью основного шатуна 3 почти прямую линию. На последнем участке траектории общ,его шарнира 4 в пределах примерно 30° угла поворота коромысла 8 поршень 2 остается неподвижным. В этот .момент кривошип 6 коленчатого вала 7 повернется на угол б, и далее при обратном ходе на таком же участке угла поворота коленчатого вала 7 поршень 2 остается неподвижным, т. е. остановка поршня 2 длится в зоне угла поворота 2 б коленчатого вала 7.
При смеш,ении опоры 9 так, чтобы ось коромысла 8 составляла с осью главного шатуна 3 при положении поршня 2 в «верхней мертвой точке небольшой угол Д, можно либо сократить продолжительность остановки поршня 2, либо увеличить ее. Продолжительность остановки поршня 2 в «верхней мертвой точке для номинального режима, когда оси основного шатуна 3 и коромысла 8 лежат на одной прямой линии, а ось дополнительного шатуна 5 совпадает с осью кривошипа 6 коленчатого вала 7 и перпендикулярна к этой линии при выполненных конструктивных соотношениях и диапазоне изменения степени сжатия 8-16, составляет 25-45° угла поворота коленчатого вала 7. Для холостого хода продолжительность остановки поршня 2 в «верхней мертвой точке изменяется в пределах О-10. Значения этих углов могут быть суш,ественно расширены без заметного изменения объема камеры сжатия в период процесса сгорания путем отклонения оси коромысла 8 от оси основного шатуна 3 в пределах ±4°.
Таким образом, с изменением положения опоры коромысла 8 и одновременным отклонением оси коромысла от оси основного шатуна 3 при положении поршня 2 в «верхней мертвой точке процесс сгорания протекает .практически при постоянном объеме. Это означает, что доля тепла, подведенного при постоянном объеме, и экономичность цикла возрастают, снижается токсичность и канцерогенность отработавших газов.- Так как остановка поршня 2 происходит в основном за счет сокраш;ения его обратного хода, нроцессы очистки цилиндра 1 и подготовки свежего заряда существенно ускоряются, уменьшаются потери тепла при
сжатии и улучшаются пусковые качества двигателя. Кроме того, максимальные динамические нагрузки, действующие на поршень 3, воспринимаются основным шатуном 2 и коромыслом 8 при практически неподвижных элементах в шарнирных сопряжениях, что сушественно разгружает все подшипниковые узлы коленчатого вала 7 и обеспечивает плавное их нагружение. Поэтому работоспособность, надежность и
долговечность этих узлов возрастают. Появляется возможность дальнейшей форсировки двигателя по параметрам рабочего процесса, скоростного и нагрузочного режимов.
Формула изобретения
Двигатель, внутреннего сгорания, содержащий размещенный в цилиндре поршень, коленчатый вал, кривошип которого связан
с поршнем через основной и дополнительный шатуны, и коромысло, связанное с основным и дополнительным шатунами и установленное в регулируемой опоре, закрепленной на корпусе так, что при положении поршня в «верхней мертвой точке опора расположена на продолжении обшей осевой линии основного шатуна и коромысла, а ось дополнительного шатуна совпадает с осью кривошипа и перпендикулярна
к оси основного шатуна, отличающийся тем, что, с целью оптимизации рабочего процесса путем регулирования продолжительности остановки поршня в «верхней мертвой точке, основной и дополнительный шатуны сочленены с коромыслом общим шарниром, а размеры радиуса кривошипа, основного и дополнительного шатунов, коромысла и величины регулирования опоры определяются из следующих соотношений:
- 0,,3; - 0,4 ч-0,8;
Л) IIVilll
- :-- 0,55 -- 0,65; - 1 7,5 - 15,
корро
где /к - радиус кривошипа;
/от - длина основного шатуна; дш длина дополнительного шатуна; /кор -длина коромысла; /ро - величина регулирования опоры.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. «Designing а variable stroke engine, Automotor. Eng, 1977, 85, № 6, с. 50-55.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2166653C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2053393C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2036321C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ДВИГАТЕЛЬ БАСКАКОВА) | 2005 |
|
RU2295048C2 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ МНОГОТОПЛИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С УВЕЛИЧЕННЫМ ХОДОМ ПОРШНЯ МЕТОДОМ ИЗМЕНЕНИЯ СТЕПЕНИ СЖАТИЯ И МНОГОТОПЛИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С УВЕЛИЧЕННЫМ ХОДОМ ПОРШНЯ | 1998 |
|
RU2121590C1 |
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА | 1991 |
|
RU2016202C1 |
Двигатель внутреннего сгорания с продолженным расширением | 1985 |
|
SU1280157A1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2007 |
|
RU2361103C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЕГО ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ | 2004 |
|
RU2272161C2 |
ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ПЕРЕМЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ СЖАТИЯ | 2001 |
|
RU2256085C2 |
Авторы
Даты
1981-11-07—Публикация
1977-11-09—Подача