Устройство для возбуждения электрической машины Советский патент 1981 года по МПК H02P9/14 H02P7/30 

Описание патента на изобретение SU879729A1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления током возбуждения электрических мсШ1ин, преимущественно для регулирования синхронных двигателей малой и средней мощности. Известно устройство для возбуждения электрической машины, содержащее однофазный ненасыщенный линейный дрос сель, однофазный подмагничиваемдй трансформатор тока и корректор напряженияНедостатком этого устройства является низкая точность регулирования большой вес и габариты. Известно также устройство для управления возбуждением электрических машин, которое содержит дроссель, дат чик тока и корректор напряжения, осу ществляющий электрическое суммироваиие сигналов 2. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к данному изобретению является устройство для возбуждения электрической машины, содержание суммирующий транс форматор, на магнитопроводе которого размещены обмотка напряжения и токовая обмотка, соединенные с фазными выводами якорных обмоток электрической машины, однофазный полууправляекый мостовой выпрямитель, вход переменного тока которого подключен к фазным выводам якорной цепи электрической машины, а выход постоянного тока - к обмотке воэбуяздения, блок управления тиристорами полууправляемого мостового выпрямителя, вход которого связан с выходом суммирующего трансформатора, а выход - с цепями уп равления тиристорами 3J. Недостатком этого устройства является большая сложность схемы управления, содержащей большое количество полупроводниковых элементов, дополнительных ИСТОЧНИКОВ питания, развязывающих устройств и т.д. Цель изобретения - упрощение устройства. Цель достигается тем, что в предложенное устройство дополнительно введены два диода и RC-цепочка, а блок управления тиристорами полууправляемого мостового выпрямителя выполнен и на двух герконёос, при этом обмотки управления размещены иа магнитопроводе суммирунадего трансформатора, каждая из них зашунтирована диодом, контакты герконов включены между анодом и управляющим электродом тиристоров полууправляемого мостового выпрямителя, а обмотка напряжения суммирукадего трансформатора подключена к выводам якорной цепи электрической машины через КС-цепь.

На фиг. 1 приведена принципиальная схема устройства} на фиг. 2 - векторная диагрг1мма МДС обмоток суммирующего трансформатора; на фиг. 3 - эпюры МДС при изменении токов в обмотках суммирующего трансформатора.

Устройство для возбуждения электрической машины состоит из суммирующего трансформатора 1, на магнитопроводе которого расположены токовая обмотка 2, обмотка напряжения 3 и обмотки 4 и 5 управления герконами 6 и 7, замкнутые на диоды 8 и 9. Контакты герконов включены между анодами и управляющими электродами тиристоров 10, 11, образующих совместно с диодами 12 и 13 полууправляемый однофазный мостовой вцпрямитель, выход которого подключен к обмотке возбуждения 14 электрической машины, например электродвигателя 15. Обмотка напряжения 3 суммирующего трансформатора подключена к фазным выводс1М якорной цепи электрической машины 15 через фазовращающую цепочку 16, выполненную в виде последовательно соединенных резистора 17 .и конденсатора 18, На фиг. 2 .и 3: F(2- МДС от тока в обмотке 2; э МДС от тока в обмотке 3, Ту- суммарная МДС управления , Тф МДС,.при.которой срабатывают герконы; Одг Og, Ос векторы напряжений якорной обмотки электрической машины, Ч. - угол сдвига между векторами Од и Fv угол открытия тиристоров 10 и 11.

Работает устройство для возбуждения электрической машины, в качестве которой использован синхронный электродвигатель, следукядим образом.

Переменное трехфазное напряжение сети прикладывается к клеммам А, В, С, О электродвигателя 15. Одновременно с этим питание получает мостовой выпрямитель и обмотки управления 2 и 3.

Величина постоянного напряжения на выходе выпрямителя регулируется путем управления углом открытия тиристоров 10 и 11. Этот процесс осуществляется герконами б и 7 управление которыми производится магнитным полем обмоток 4 и 5. Момент включения герконов определяется величиной и фазой суммарной МДС управления обмоток 3 и 2.

На фиг. 2 и 3 показано, как происходит регулирование угла открытия тиристоров при изменении нагрузки электродвигателя 15/ Ха актеризуемой двумя параметрами pj. 3 связанными с напряжением и током двигателя. Так для одних значений этих параметров угол открытия тиристоров, соответствующий точке пересечения характеристик и Fy , равен d , а при другом значении этих параметров Oh уменьшается до oi . Аналогичным образом регулирование угла oL может осуществляться путем изменения величины и фазы обоих МДС Fg и Ря.

Для согласования момента включения герконов с полупериодами напряжения положительной полярности на тиристорах

0 обмотки 4 и 5 замкнуты на диоды 8, 9. При этом включение герконов происходит в пределах полупериода напряжения одной полярности под действием пульсирующего электромагнитного поля этих обмоток..

5 Внешний вид выходных характеристик регулйтора определяется фазовым сдвигом векторов Fg и Fg относительно дйуг друга и относительно напряжения Од на тиристорах 10, 11. Поэтому

0 чтобы получить требуемую форму выходной характеристики, обмотки 2 и 3 необходимо включить в соответствующие фазы питающей сети. Наличие в цепи обмотки 3 фазовращающей цепочки 16

5 позволяет производить подрегулировку величины и фазы МДС этой обмотки и устанавливать начальный угол открыти тиристоров, соответствующий холостому ходу электродвигателя 15.

Предложенное устройство позволяет

создать простую и. надежную схему управления при сохранении высокой точHOd H регулирования, а также позволяет использовать устройство в каче- стве регулируемого источника питания

5 в неавтоматическом режиме при отключенной обмотке 2.

Формула изобретения

Устройство для возбуждения электрической машины, содержащее суммирующий трансформатор, на магнитопроводе которого размещена обмотка на, пряжения и токовая обмотка, соединенные с фазными выводами якорных обмоток электрической машины, однофазный полууправляемый мостовой выпрямитель, вход переменного тока которого подключен к фазным выводам якорной

цепи электрической машины, а выход постоянного тока - к обмотке возбуждения, блок управления тиристорами полууправляемого мостовбго выпрямителя, вход которого связан с выходом

5 суммирующего трансформатора, а выходс цепямр управления тиристоров, о т личающееся тем, что, с целью упрощения устройства, дополнительно введены два диода и RC-цепоч0 ка, а блок управления тиристорами выполнен на двух герконах, при этом обмотки управления герконов расположены на магнитопроводе суммирующего трансформатора и каждая из них за5 шунтирована диодом, контакты герконов включены между анодом и управляющим электродом тиристоров полууправляемого мостового выпрямителя, а обмотка напряжения суммирующего трансформатора подключена к выводам якорной цепи электрической машины через RC-цепь,

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР 231653, кл. Н 02 Р 9/14, 1968.

2.Максимов Ю.И. и др. Эксплуатация судовых синхронных генераторов, М,, 5 Транспорт, 1969, с. 134-135.

3 Максимов Ю.И. и др. Эксплуатация пудовых синхронных генераторов. М,, Транспорт, 1976, с. 125.

1%

Йиг«7

Похожие патенты SU879729A1

название год авторы номер документа
Электропривод переменного тока 1984
  • Безруков Валерий Павлович
  • Иванов Гирт Геннадьевич
  • Куцевалов Виталий Михайлович
SU1252891A1
Синхронный электропривод 1987
  • Безруков Валерий Павлович
SU1534745A1
Синхронный электропривод 1987
  • Безруков Валерий Павлович
SU1534746A1
Синхронный электропривод 1989
  • Безруков Валерий Павлович
SU1646033A1
Электропривод 1980
  • Алехин Анатолий Елисеевич
  • Петров Яков Венедиктович
  • Бобровский Анатолий Степанович
  • Суздорф Виктор Иванович
SU921016A1
Устройство для регулирования тока возбуждения электродвигателя постоянного тока 1980
  • Рейнгольд Юрий Рудольфович
  • Бенедиктов Александр Александрович
SU936319A1
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО НАПРЯЖЕНИЯ В ПОСТОЯННОЕ (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Аслан-Заде Ариф Гасан Оглы
RU2408131C1
СИЛОВАЯ ВЫПРЯМИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ВОЗБУЖДЕНИЯ ОДНОФАЗНОГО ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА И СПОСОБ ЕЁ УПРАВЛЕНИЯ 2018
  • Иванов Владислав Сергеевич
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Линьков Алексей Олегович
  • Портной Александр Юрьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Яговкин Дмитрий Андреевич
  • Устинов Роман Иванович
  • Дурных Валерий Владимирович
RU2735290C2
ТРЕХФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (ВАРИАНТЫ) 2000
  • Мириманян В.Х.
  • Неруш А.В.
RU2178944C2
УДВОИТЕЛЬ ЧАСТОТЫ С ФАЗНЫМ ВХОДОМ 1992
  • Райкин Поль Соломонович
RU2017309C1

Иллюстрации к изобретению SU 879 729 A1

Реферат патента 1981 года Устройство для возбуждения электрической машины

Формула изобретения SU 879 729 A1

SU 879 729 A1

Авторы

Безруков Валерий Павлович

Куцевалов Виталий Михайлович

Ковалюк Леонид Александрович

Даты

1981-11-07Публикация

1979-06-25Подача