Изобретение относится к машиностраонию к может быть использовано при проектировании механических ва-. , рйаторов скорости.
Известны зубчатые вариаторы, у которых на многозаходных спиралях, расположенных на конусном блоке, нарезаны поперечные зубья, эти зубья и зубья на сопряженной цилиндрической шестерне имеют в середине большую, а по краям меньшую толщину .
Недостатками этих вариаторов являются сохранение стУпенчатого регулирования и низкая несущая способность зубьев, контактирующих выпуклыми сторонами.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является зубчатая передача с регулируемым передаточным числом, содержащая ведущее и сопряженное с ним ведомое колеса, выполненные в зависимости от линейного или углового взаимного переме щения коническими или сферическими с произвольным поперечным профилем зубьев и установленные с возможностью изменения взаимного расположения в пространстве 2.
Однако такая передача не обеспечивает больщого диапазона регулирования.
Цель изобретения - расширение диапазона регулирования.
10
Это обеспечивается тем, что параметры продольной конфигурации зубьев колес выбраны из соотношения, обеспечивающего постоянство нормального шага
15
для конического колеса
.
Л-Пй 1
S
R pntt К RcosKo
5Ко 1 КСОЭ г eoS
ТпТ О
20
Sin S
Ltbini
- координаты точки на коК . U.
где нусе;
KQ - угол Наклона к оси вращения у большего торца, R - радиус большего торца конуса; iS - конусный угол; п - количество заходов; ДЛ - торцовый углово шаг; для сферических колес 1 р -coskoarc Л-пЛЛ cosKo где Л , ip - координаты точки на сф ре; угол наклона к оси вра ния у экватора; количество заходов; Л А.- торцовый угловой шаг. На фиг. 1 показана схема передач при коническом выполнении зубчатых колес; на фиг. 2 - схема передачи п сферическом выполнении колес. Коническая передача (фиг. 1) сос ит из конического колеса 1, установ ленного на своем валу 2 в корпусе 3 и косозубого цилиндрического колеса 4, установленного на шлицевом валу Между цилиндрическим колесом 4 и шлицевым валом 5 размещен униварсальный шарнир 6- для обеспечения разво.рота .этого колеса относительно оси вращения. Продольный профиль зубьев кониЧ2СКОГО колеса 1 выполнен в соответ ствии с соотношением: . АПАЛ.р-ГГ71Г 1 К R COS-K/Rcosl o |V RcosK . . , Rcos ho arc cos in(S Usin S J Зубья цилиндрического колеса 4 выполнены косозубыми с углом наклона, равным углу наклона зубьев на коническом колесе. Сферическая передача (фиг. 2) со тоит из сферического колеса 7 и дву одинаковых сферических колес 8 и 9, размещенных в корпусе 3 йа своих ва лах 10, 11, 12. При этом между вало 10 сферического колеса 7 и корпусом 3 в центре колеса установлен универ сальный шарнир I3. Продольная конфигурация зубьев на колесе 7 и коле сах 8, 9 выполненаВ соответствий с сботношением: . -U -cosKga arc sm Л-пдД - cosKo )L -1 С(;)е:рическое колесо 7 имеет возможность изменять свое положение относительно колес 8, 9. Передача работает следующим обра зом. С коническим колесом (фиг. 1): При вращении ведущего конического колеса 1 крутящий момент передается йа цилиндрическое колесо 4. Для изменения частоты вращения ведомого шлицевого вала 5 колесо 4 передвигается вдоль него, в результате чего изменяется радиус зацепления, а следовательно, и частота вращения. Со сферическими колесами (фиг. 2), При вращении ведущего колеса 9 крутящий момент передается на сферическое колесо 7, а затем - на второе ведомое колесо 8. Для плавного изменения частоты вращения выходного вала, колесо 7 разворачивают относите-, льно шарнира 13, изменяя радиус зацепления относительно обоих колес. Как в перяом, так и во втором варианте шарниры служат также для дополнительного разворота колес с целью компенсации изменения угла наклона зубьев относительно оси вращения. Формула изобретения Зубчатая передача с регулируемым передаточным числом, содержащая ведущее и сопряженное с ним ведомое колеса, вьшолненные в зависимости от линейного или углового взаимного перемещения коническими или сферическими с произвольным поперечным профилем зубьев, установленные с возмож- . ностью изменения взаимного расположения в пространстве, отличающаяся тем, что, с целью расши-. рения диапазона регулирования, параметры продольной конфигурации зубьев колес выбраны из соотношения, обеспечивающего постоянство нормального шага для конического колеса V.RuOS Kg arc cos Usih
де )L , u- координаты точки па
конусе; KO - угол наклона зубьев у
большего торца; 6 - конусный угол; R - радиус большего торца
конуса;
ti - количество заходов; дЛ,- угловой торцовый шаг; для сферических колес
I
Л-ИдА, cosKo larcsin ij -t osKnOrc Sinq)
8878366
где X , координаты точки на сфере;К„ угол наклона зубьев у
экватора; 5 - количество заходов;
ДД.- угловой торцовый шаг.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе «в
1. Авторское свидетельство СССР x If 415427, кл. F 16 Н 3/36, 197Г.
2. Авторское свидетельство СССР «5 по заявке Г 2618311/25-28,
кл. F 16 Н 3/42, 1978 (прототип)
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатая передача | 1981 |
|
SU1128024A1 |
Зубчатая передача с регулируемым передаточным числом | 1980 |
|
SU968543A2 |
Вариатор скорости | 1978 |
|
SU892053A1 |
Зубчатая передача | 1984 |
|
SU1240977A1 |
Способ передачи вращения в цилиндроконической зубчатой передаче и цилиндроконическая зубчатая передача | 1983 |
|
SU1128025A1 |
Зубчатая передача | 1984 |
|
SU1227862A1 |
ЗАЦЕПЛЕНИЕ КОЛЕС С КРИВОЛИНЕЙНЫМИ ЗУБЬЯМИ (ВАРИАНТЫ) И ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА НА ЕГО ОСНОВЕ | 2007 |
|
RU2338105C1 |
ШАРНИР РАВНЫХ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ С ПЛОСКИМ УГЛОВЫМ СМЕЩЕНИЕМ ОСЕЙ 360° | 2008 |
|
RU2373440C1 |
Механизм передачи крутящего момента агрегатам турбореактивного двигателя (ТРД), центральная коническая передача (ЦКП) ТРД, главная коническая шестерённая пара ЦКП ТРД, корпус ЦКП ТРД, ведущее зубчатое коническое колесо ЦКП, ведомое зубчатое коническое колесо ЦКП, узел ЦКП ТРД | 2016 |
|
RU2636626C1 |
Зубчатый редуктор | 1988 |
|
SU1551891A1 |
фуг.
Авторы
Даты
1981-12-07—Публикация
1979-04-12—Подача