Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано регулируемых приводах. Известна зубчатая передача,содер жащая коническое косозубое колесо с равновысокими и равноширокими зубья ми и впадинами и взаимодействуницее с ним цилиндрическое колесо, устано ленное на валу с возможностью осево го перемещения lJ Однако известная зубчатая переда ча характеризуется недостаточной передаваемой мощностью из-за индивидуальной заделки зубьев. Цель изобретения - повышение передаваемой мощности передачи. Указанная цель достигается тем, что в зубчатой передаче, содержащей коническое косозубое колесо с равно высокими и равноширокими зубьями и впадинами,и взаимодействующее с ни цилиндрическое колесо, установленное на валу с возможностью осевого перемещения, зубья цилиндрического зубчатого колеса срезаны через один передача снабжена кинематически свя занным с первым валом дополнительны валом и установленным на нем аналогичным первому цилиндрическим колесом, взаимодействующим также с ко ническим колесом и смещенным в осевом направлении относительно первог на величину ctg /, . где t - торцовый шаг на коническом колесе; t - шаг цилиндрического колеса;3 - угол наклона линии зуба ко нического колеса. Так как торцовый шаг tg увеличивается пропорционально радиусу кони ческого колеса, а на цилиндрических колесах шаг Ь„ остается постоянным, то при перемещении последних к большему торцу конического коле.са происходит накапливание разности (tp - t) при каждом пересопряжении зубьев. Когда сумма этих разностей равная t, то с помощью привода осуществляется сопряжение двух смежных зубьев цилиндрического коле са с одним зубом конического. В связи с этим число зубьев на коническом колесе изменяется на единицу, при этом изменяется и передаточное отношение .зубчатой передачи. На фиг.1 изображена конструкция зубчатой передачи; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. I ; на фиг,. 3 - цилиндрическое колесо со смещением зубьев; на фиг. 4 - развертка конического зубчатого колеса. Зубчатая передача состоит из,ведущего конического колеса 1 , с которым находятся в зацеплении проме.жуточные конические зубчатые колеса 2 и 3, жестко установленные на промежуточных валах 4 и 5. На последних установлены подвижные в осевом направлении опоры 6 и 7 с закрепленными на них при помощи сферичесг ких шлицевых шарниров цилиндричес- . ких зубчатых колес 8 и 9, у которых зубья срезаны через один (фиг.З). Зубья цилиндрических колес 8 и 9 находятся в зацеплении с равновысокими и равноширокими зубьями конического ведомого колеса 10. В опорах 6 и 7 установлены каретки 11 и 12, сблокированные между собой фиг . 1 , пунктирная линия). Каретки 11 и 12 перемещаются вдоль образующей конического колеса при помощи винтового привода 13 для изменения передаточного отношения. Вкаретках 11 и 12 установлены реечные толкатели 14 (фиг.2), находящиеся в зацеплении с зубчатыми: колесами 15. Внутри каждого зубчатого колеса 15 установлены кулачки 16, взаимодействующие с толкателями 17, число которых равно числу зубьев цилиндрического зубчатого колеса. Реечный толкатель 14 взаимодействует с копиром 18, закрепленным в корпусе передачи. На опорах 6 и 7 размещены упоры 19, с которыми взаимодействуют толкатели 17. Зубчатая передача работает следующим образом. При вращении ведущего конического колеса 1 с постоянной угловой скоростью вращение передается на промежуточные конические колеса 2 и 3. С промежуточных валов 4 и 5 при помощи шлицев вращение передается опорам 6 и 7 и далее цилиндрическим колесам 8 и 9. Поскольку колеса : 8 и 9 имеют срезанные через один и развернутые один относительно другого зубья, оии попеременно передают вращение ведомому коническому колесу 10. Причем нормальный t j. цилиндрических колес 8 и 9 в первоначальный момент совпадает с торцовым шагом конического колеса, передаточное отношение равно -. 1где Zj - число зубьев конического колеса; суммарное число зубьев обоих цилиндрических колес. Для изменения передаточного отношения при помощи винтового привода . 1 3 перемещаются цилиндрические колеса 8 и 9 в одно из промежуточных положений между большим и меньшим торцами конического колеса 10. На развертке фиг,.4эти положения показаны точками контактов зубьев а . S , Ь , 2 Ч б . При атом торцовый шаг конического колеса Ц, больше шага t цилиндрических колес 8 и 9. Для того, чтобы обеспечить сопряжение, необходимо, по определенному закону расставить вдоль валов 4 и 5 колеса 8 и 9. А именно, если колесо 8 контактирует в точке о , то колесо 9 должно быть смещено вдоль вала 5 на величину U I(tg-t)ctg которая следует из треугольника ABC, и зафиксировано в точке б и т.д., где |3 угол наклона зубьев. Операция смещения колеса 9, а затем и 8 производится с помощью привода 13, который смещает каретки 11 и 12 вдоль валов 4 и 5. При этом рейка толкателя 14 наезжает на копир 18, разворачивает зубчатое колесо 15 на угол, прбпорционалъный радиусу конического колеса в месте контакта с цилиндрическими колесами. Одновременно с разворотом колеса 15 кулачки 16 наезжают на зацепы толкателей 17, заставляя их устанавливаться по закону, обеспечивающему размещение 244 зубьев в указанных вьш1е точках контакта при наезде на них упоров 19. Изменение передаточного отноше- , ния формируется следующим образом. С каждым шагом при пересопряжении зубьев накапливается величина, равная (tig-t), когда сумма этих величин станет равной шагу t (), происходит контакт двух смежных зубьев на цилиндрических колесах 8 и 9 с одним зубом конического колеса (фиг.4, точки и Ч на развертке). Поэтому коли- . честно .зубьев на колесе 10.увеличивается на единицу. Продвигая цилиндрические колеса дальше к большему торцу конического колеса, разность () накапливается быстрее из-за роста t и момент, когда два смежных зуба на цилиндри- : ческих колесах 8 и 9 коснутся одного зуба конического колеса, будет наступать чаще, передаточное отношение можно выразить i -Zl V где п - количество пар смежных зубьев цилиндриче.ских колес, контактируемых с одним зубом конического колеса. , Смещение цилиндрических колес вдоль своих осей вращения происходит попеременно в фазе, когда зубья не находятся в зацеплении с кони- ; ческю1 колесом i что исключает продольное смещение зубьев под нагрузкой. Предлагаемая зубчатая передача с регулируемым передаточным отношением, звенья которой имеют постоянное число сопряженных зубьев, даст возможность изменять передаточное отношение на ходу без продольного скольжения зубьевпод нагрузкой, что повысит передав аемую мощность.
fpuZ.t
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ передачи вращения в цилиндроконической зубчатой передаче и цилиндроконическая зубчатая передача | 1983 |
|
SU1128025A1 |
Зубчатая передача | 1984 |
|
SU1227862A1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2003 |
|
RU2241162C2 |
ЭКСЦЕНТРИКОВО-ЦИКЛОИДАЛЬНОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ЗУБЧАТЫХ ПРОФИЛЕЙ С КРИВОЛИНЕЙНЫМИ ЗУБЬЯМИ | 2010 |
|
RU2416748C1 |
ЗАЦЕПЛЕНИЕ КОЛЕС С КРИВОЛИНЕЙНЫМИ ЗУБЬЯМИ (ВАРИАНТЫ) И ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА НА ЕГО ОСНОВЕ | 2007 |
|
RU2338105C1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2001 |
|
RU2193707C1 |
Зубчатая передача с регулируемым передаточным числом | 1979 |
|
SU887836A1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2003 |
|
RU2234627C1 |
Стенд для испытания зубчатых колес по замкнутому силовому контуру | 1988 |
|
SU1597660A1 |
ГИПОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2019762C1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая коническое косоэубое колесо с разновысокими и равноширокими зубья ми и впадинами и взаимодействующее с ним цилиндрическое колесо, установленное на валу с возможностью осевого перемещения, отличающаяс я тем, что, с целью повьшения передаваемой мощности, зубья цилиндрического зубчатого колеса срезаны через один, передача снабжена кинематически связанным с первым валом дополнительным валом и установленным на нем аналогичным первому цилиндри-. ческим колесом, взаимодействующим также с коническим колесом и смещенным в осевом направлении относительно первого на величину it (tj -t) - ctg/3, где tj - торцовый, шаг на : коническом колесе; trt - шаг цилиндрического колеса; |5 угол наклона линии зуба конического колеса.
I | |||
Зубчатая передача с регулируемым передаточным числом | 1980 |
|
SU968543A2 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1984-12-07—Публикация
1981-06-25—Подача