I
Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в гидромеханических передачах.
Известна гидромеханическая передача, содержащая гидротрансформатор, включающий насосное колесо, лопасти которого имеют входной и выходной углы, равные соответственно 80-150 и 65-150 , осевое и центростремительное турбинные колеса с муфтой свободного хода и установленный на своей муфте свободного хода реактор, входной и выходной лопастей которого равны соответственно 80-150 и 10-45°, и планетарную зубчатую передачу, центральные шестерни которой соединень с турбинными колесами, а водило с сателлитами - с выходным валом передачи t1}.
Однако КПД такой гидромеханической передачи недостаточно высок, так как углы наклона лопастей турбинных колес ие являются оптимальными.
Цель изобрете1шя - повышение КПД гидромеханической передачи.
Цель достигается тем, что осевое турбинное колесо имеет лопасти с входным и выходньм углами, равными соответственно 40-98 и 142-168, а центростремительное турбинное колесо - лопасти с входным и выходным углами - 40-108 и 138-162°, реактор имеет два колеса, причем входной и
10 выходной углы лопастей первого по ходу потока колеса равны соответственно 120-150 и 80-125, а второго 60-100 и 10-45°.
На фиг. 1 представлена схема гид15ромеханической передачи с ре,актором, имеющим одно колесо на фиг. 2 - то же, с двумя колесами,, на фиг. 3 развертка лопастей гидромеханической передачи с реактором, имеющим одно
20 колесоJ на фиг. 4 - то же, q двумя колесами.
Гидромеханичес ая передача содержит гидротрансформатор I, включающий насосное колесо 2, лопасти 3, которо го имен,т входной и выходной углы равные соответственно f j80-150 и 65-150, осевое и центростремительное турбинные колеса 4 и 5 с муфтой 6 свободного хода и установленный на своей муфте 7 свободного хода реактор 8 входной и выходной углы лопастей 9 которого равны соответственно Pjf 80-150° и 10-45 , и планетарную зубчатую передачу 10, центральные шестерни 11, 12 которой соединены с турбин ными колесами 4, 5, а водило 13 с сателлитами 14, 15 - с выходным валом 16 передачи 10, причем осевое турбинное колесо 4 имеет лопасти 17. с входным и выходнъ м углами, равными соответственно 40-98 и fny 142-168, а центростремительное турбинное колесо 5 лопасти 18 с входньм и выходным углами 108 и г 138-162. Реактор 8 может иметь два колеса 19, 20, причем входной и выходной углы лопастей 21 первого по ходу потока колеса 19 равны соответственно f) 120-150 и 80-125°, а i, лопасти 22 второго колеса 20 - 60-100% 10-45°. Гидромеханическая передача работает следующим образом. -Двигатель (не показан) приводит во вращение насосное колесо 2 гидротрансформатора 1, которое создает поток жидкости внутри гидротрансформатора 1. Жидкость с насосного колеса 2 направляется на осевое турбинное колесо 4, создавая крутящий момент, направленный в ту же сторону, в которую вращается насосное колесо 2. Благодаря этому крутящему моменту, турбинное колесо 4 приходит во вращение. Жидкость же с лопастей 17 колеса 4 поступает к лопастям 18 центростремительного турбинного колеса 5. При этом при неподвижном положении колёса 5 или при сравнительно малой скорости его вращения поток жидкости действует на тыльную сторону лопастей 18, создавая отрицательный крутящий момент, т.е. направленный в сторону, противоположную, направлению вращения колеса 2. Этот крутящий момент воспринимается муфтой 6 свободного хода. По мере роста скорости вращения осевого турбинного колеса 4 изменяется направление пото .ка жидкости, стекающей с лопастей 04 17 этого колеса 4 и, начиная с некоторой скорости вращения этого колеса 4, жидкость действует на лицевую сторону лопастей 18 колеса 5, создавая положительный крутящий момент, направленный в ту же сторону, что и направление вращения насосного колеса 2. Крутящие моменты суммируются передачей 10. С лопастей 18 турбинного колеса 5 жидкость поступает на лопасти 9 реактора 8, где изменяет направление своего течения и поступает опять к лопастям 3 насосного колеса 2. Для уменьщения гидравлических потерь при малых передаточных отнощениях целесообразно использовать реактор с двумя колесами 19 и 20 (фиг.З), установленными на муфтах 7 свободного хода. Гидромеханическая передача имеет большой КПД в широком диапазоне передаточных отношений и высокие преобразукядие свойства. Формула изобретения 1. Гидромеханическая передача, содержащая гидротрансформатор, включающий насосное колесо, лопасти которого имеют входной и выходной углыравные соответственно 80-150 и 65-150°, осевое и центростремительное турбинные колеса с муфтой свободного хода и установленный на своей муфте свободного хода реактор, входной и выходной углы лопастей которого равны соответственно 80-150 и 10-45°, и планетарную передачу, центральные шестерни которой соединены с турбинными колесами, а водило с сателлитами - с выходиым валом передачи, о т л и ч а ющ а Я С Я тем, что, с целью повышения КПД, осевое турбинное колесо имеет лопасти с входньгм и выходным углами, равными соответственно 4098 и 142-168, а центростремительное турбинное колесо - лопасти с входным и выходным углами - 40-108 и 138-162 2. Передача по п.1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что реактор имеет два колеса, причем входной и выходной углы лопастей первого по ходу потока колеса равны соответственно 120-150 и 80-125, а второго - 60100 и 10-45. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США 2763163, ш. 74-677, 1957.
/«
u
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1991 |
|
SU1818259A1 |
Гидромеханическая передача | 2020 |
|
RU2737452C1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 2019 |
|
RU2716378C1 |
Гидромеханическая передача самоходной машины | 2020 |
|
RU2741352C1 |
Гидротрансформатор | 2021 |
|
RU2761683C1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 2018 |
|
RU2695471C1 |
Гидромеханическая передача | 2019 |
|
RU2719741C1 |
Гидромеханическая передача | 2018 |
|
RU2695477C1 |
ГИДРОТРАНСФОРМАТОР | 1997 |
|
RU2125196C1 |
Гидромеханическая передача | 1990 |
|
SU1789802A1 |
s f
fr Jvi.
19 7 20 7
15
a
Фиг. г
ff/.J
y.
Авторы
Даты
1981-12-07—Публикация
1979-03-26—Подача