Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях самоходных транспортных средств.
Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей гидромеханической передачи с двухтурбинным гидротрансформатором.
Предлагаемая конструкция гидромеханической передачи позволяет осуществить режимы переднего и заднего хода транспортного средства, а также режим динамического тормоза с помощью двух элементов упраЁления.
На чертеже представлена кинематическая схема предлагаемой передачи.
Гидромеханическая передача содержит корпус 1,в котором установлен гидротрансформатор 2, включающий насосное колесо 3, осевое и центростремительное турбинные колеса 4 и 5 соответственно с муфтой свободного хода 6 и установленный на своей муфте свободного хода 7 реактор 8. Насосное колесо 3 связано с входным валом 9. Гидротрансформатор 2 соединен с планетарной зубчатой передачей 10, имеющей шестерни внешнего зацепления. Планетарная передача 10 содержит центральные шестерни 11 и 12, водило 13 с сателлитами 14 и 15. Центральная шестерня 11 соединена с центростремительным турбинным колесом 5. водило 13 - с осевым турбинным колесом
00
00
го ел ю
4, центральная шестерня 12 - с выходным валом 16. Для управления гидромеханической передачей предназначены два тормоза; тормоз 17 - для водила 13 и тормоз 18 - для наружной обоймы муфты свободного хода 6, связанной с центростремительным турбинным колесом 5.
Планетарная передача 10 может быть выполнена также с двумя внутренними зацеплениями или с парными сателлитами, тормоза 17 и 18 могут быть выполнены как в нормально замкнутом исполнении, так и в нормально разомкнутом.
Гидромеханическая передача работает следующим образом.
Выключенному состоянию трансмиссии соответствует опорожнение гидротрансформатора 2.
На режиме стоянки транспортного средства с работающим двигателем оба тормоза 17 и 18 включены. Не показанный на схеме двигатель приводит во вращение входной вал 9 и насосное колесо 3, но крутящий момент на выходной вал 16 не передается, так как турбинные колеса 4 и 5 остановлены, причем последнее - через муфту свободного хода 6.
На режиме переднего хода тормоз 17 выключен, тормоз 18 включен. Приводимое от входного вала 9 насосное колесо 3 создает поток и напор рабочей жидкости, которая направляется на осевое турбинное колесо 4 и создает на нем крутящий момент, направленный в ту же сторону, в которую вращается насосное колесо 3. Благодаря этому крутящему моменту турбинное колесо 4 приходит во вращение. Далее жидкость поступает на центростремительное турбинное колесо 5. При этом при неподвижном положении колеса 5 или при сравнительно малой скорости его вращения поток жидкости создает на колесе 5 отрицательный крутящий момент, направленный в сторону, противоположную направлению вращения насосного колеса 3. Этот крутящий момент воспринимается муфтой свободного хода 6. Центральная шестерня 11 планетарной передачи 10 неподвижна, водило 13 - ведущее звено, центральная шестерня 12 - ведомое. . По мере роста скорости вращения осевого турбинного колеса 4 момент на центростремительном турбинном колесе 5 меняет свой знак - становится положительным и направленным в ту же сторону, что и на- правление вращения насосного колеса 3. Крутящие моменты турбинных колес 4 и 5 суммируются п-ранетарной передачей 10.
При больших передаточных отношениях гидротрансформатора 2 - порядка 0,8- 0,85 - муфта свободного хода 7
расклинивается, и реактор 8 начинает свободно вращаться в потоке рабочей жидкости - гидротрансформатор 2 переходит на режим гидромуфты. С целью снижения потерь мощности на этом режиме насосное 3 и турбинные колеса 4 и 5 могут блокироваться, а тормоз 18 выключаться.
Одновременное включение тормозов 17 и 18 во время движения транспортного
0 средства позволяет осуществить режим гидродинамического торможения. Замедление скорости транспортного средства происходит за счет торможения турбинного колеса 5 потоком рабочей жидкости, выходящего
5 из неподвижного турбинного колеса 4.
На режиме заднего хода включен тормоз 17, тормоз 18 выключен. Неподвижное турбинное колесо 4, играющее теперь роль осевого реактора, направляет поток рабо0 чей жидкости на турбинное колесо 5, на котором возникает отрицательный крутящий момент. Так как муфта свободного хода 6 отключена, то этот момент передается центральной шестерне 11 планетарного меха5 низма 10, а далее - через шестерни 14,15 и 12 - выходному валу 16; водило при этом остановлено.
Предлагаемая гидромеханическая передача при сохранении высоких преобразу0 ющих свойств имеет более широкие эксплуатационные возможности и компактную конструкцию за счет более полного использования возможностей двухтурбйнного1 гидротрансформатора и планетарной-пе ре5 дачи. Применение ее позволит уменьшить массу и стоимость трансмиссии самоходного транспортного средства.
Формула изобретения . Гидромеханическая передача транс0 портного средства, содержащая гидротрансформатор, включающий насосное колесо,
осевое и центростремительное турбинные
колеса с муфтой свободного хода и установ. ленный на своей муфте свободного хода ре5 актор, и планетарную передачу, о т л и ч а ю- щ а я с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, наружная обойма муфты свободного хода центро- стремительного турбинного колеса
0 снабжена управляющим тормозом, планетарная передача выполнена с двумя однородными зубчатыми зацеплениями и положительным внутренним передаточным отношением, причем центральные шестёр5 ни планетарной передачи соединены с центростремительным турбинным колесом и выходным валом передачи, а водило планетарной передачи соединено с осевым турбинным колесом и снабжено отдельным управляемым тормозом.
т
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая передача транспортного средства | 2018 |
|
RU2695471C1 |
Гидромеханическая передача | 2020 |
|
RU2737452C1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 2019 |
|
RU2716378C1 |
Гидромеханическая передача самоходной машины | 2020 |
|
RU2741352C1 |
Гидротрансформатор | 2021 |
|
RU2761683C1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 2023 |
|
RU2803101C1 |
Гидромеханическая передача | 2019 |
|
RU2719741C1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1990 |
|
SU1756179A1 |
Гидромеханическая передача | 2020 |
|
RU2740941C1 |
Гидромеханическая передача | 1979 |
|
SU887850A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях самоходных транспортных машин и средств. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения маневренности транспортного средства за счет введения режима заднего хода, а также введения режима стояночного тормоза. Указанная цель достигается тем, что в гидромеханической передаче транспортного средства, содержащей гидротрансформатор, включающий насосное колесо, осевое и центростремительные турбинные колеса с муфтой свободного хода и установленный на своей муфте свободного хода реактор, и планетарную передачу, наружная обойма муфты свободного хода центростремительного турбинного колеса снабжена управляемым тормозом, планетарная передача выполнена с двумя однородными зубчатыми зацеплениями и положительным внутренним передаточным отношением, причем центральные шестерни планетарной передачи соединены с центростремительным турбинным колесом и выходным валом передачи, а водило планетарной передачи соединено с осевым турбинным колесом и снабжено серим управляемым тормозом. 1 ил. т С
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1976 |
|
SU650848A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Гидромеханическая передача | 1979 |
|
SU887850A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1993-05-30—Публикация
1991-02-07—Подача