ПРОПОРЦИОНЕР Советский патент 1994 года по МПК B64D37/00 

Описание патента на изобретение SU900540A1

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам, связанным с подачей топлива к двигателю, и касается устройств, обеспечивающих пропорциональную выработку топлива из двух баков.

Известен пропорционер, являющийся наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату, содержащий кожух с патрубком для соединения с расходной магистралью, продетую через кожух гильзу с поперечными перегородками внутри нее и с окнами по обе стороны перегородок, надетую с зазором на гильзу втулку с внутренними перегородками, образующими вместе с перегородками гильзы рабочие полости, связанные каждая с полостью соответствующего входного патрубка гильзы магистралями, имеющими входы навстречу потоку и по потоку жидкости.

Данный пропорционер обладает недостаточной точностью поддержания заданного отношения расходов, которая существенно зависит от величины расхода и давления в магистралях подкачки.

Целью изобретения является повышение точности поддержания заданного отношения расходов и расширение диапазона рабочего давления и расхода.

Эта цель достигается тем, что в пропорционере, содержащем кожух с патрубком для соединения с расходной магистралью, продетую через кожух гильзу с поперечными перегородками внутри нее и с окнами по обе стороны перегородок, надетую с зазором на гильзу втулку с внутренними перегородками, образующими вместе с перегородками гильзы рабочие полости, связанные каждая с полостью соответствующего входного патрубка гильзы магистралями, имеющими входы навстречу потоку и по потоку жидкости, гильза и втулка снабжены дополнительными перегородками, образующими четыре рабочие полости, две из которых, прилегающие к центральной перегородке гильзы, связаны с полостями входных патрубков гильзы магистралями, входы в которые расположены навстречу потоку жидкости, а две другие рабочие полости - магистралями, входы которых направлены по потоку.

Кроме того, входные патрубки гильзы выполнены в виде трубок Вентури. В патрубке кожуха установлен струйный насос, сопло которого через обратные клапаны связано с полостями входных патрубков гильзы.

На фиг. 1 изображен пропорционер, общий вид; на фиг. 2 - сечения А-А и Б-Б на фиг. 1.

Пропорционер содержит полую гильзу 1 с тремя поперечными глухими перегородками В, внутри четырьмя рядами симметричных окон Г, двумя рядами отверстий Д в ее стенке и входными патрубками Е в виде трубок Вентури.

Гильза 1 продета через полый кожух 2, имеющий три камеры Ж, таким образом, что отверстия D находятся в крайних камерах Ж, а окна Г с перегородками В - в средней камере Ж кожуха 2, оканчивающейся входным патрубком 3 расходной магистрали, полость которого является камерой смешения струйного насоса 4, сопло 5 которого магистралью 6 связано с крайними камерами Ж кожуха 2 через обратные загруженные двухлепестковые клапаны 7. На гильзу 1 в средней камере Ж кожуха 2 надета тонкостенная втулка 8, к которой винтами 9 прикреплены две глухие перегородки 10. От наиболее узких мест трубок Вентури во входных патрубках Е гильзы 1 отходят магистрали, представляющие собой две вставленные одна в другую трубки 11 и 12, выход одной из которых направлен по потоку, а другой против потока жидкости в патрубках Е. Эти магистрали проходят сквозь перегородки В гильзы 1 и рабочие полости 13, образованные стенками перегородок В и 10 и стенками гильзы 1 и втулки 8. В стенке трубок 11 выполнены отверстия И, а в стенке трубок 12 - отверстия К для сообщения полостей трубок 11 и 12 с соответствующими рабочими полостями 13.

Работает пропорционер следующим образом. В случае необходимости обеспечения одновременной перекачки топлива с равными расходами из двух баков в один общий расходный бак самолета один из входных патрубков Е гильзы 1 подсоединяется к насосу одного бака, а другой - к насосу другого бака. Патрубок 3 подключается к впускному топливному клапану расходного бака, поддерживающему в расходном баке заданный уровень топлива. При работе двигателя, питающегося из расходного бака, топливо в этот бак поступает из обоих баков через патрубки Е и окна Г гильзы 1, среднюю камеру Ж кожуха 2 и далее через патрубок 3.

При этом расходы топлива через патрубки Е будут одинаковыми, поскольку обе перегородки 10 и узкая часть трубок Вентури имеют одинаковую площадь и, следовательно, равнодействующая сил давления, действующих на рабочий орган пропорционера, состоящий из жестко связанных между собой тонкостенной втулки 8 и перегородок 10, будет равна нулю.

В случае если, например, расход топлива через верхний патрубок Е окажется большим, чем через нижний, равнодействующая сил давлений, действующих на верхнюю перегородку 10, окажется большей, чем на нижнюю, и втулка 8 переместится вверх за счет перетекания топлива из одних рабочих полостей 13 в другие через отверстия К и И трубок 11 и 12 и полости патрубков Е. При этом сопротивление топливу, протекающему через верхний патрубок Е, увеличивается, а через нижний уменьшается, что приводит к выравниванию расходов топлива через них и равенству нулю равнодействующей сил давления, действующих на рабочий орган пропорционера.

В случае, если, например, топливо к верхнему патрубку Е не поступает, то втулка 8 переместится в крайнее нижнее положение и полностью перекроет нижние и откроет верхние окна Г. В этом случае, в связи с понижением давления топлива в средней камере Ж кожуха 2, откроется нижний обратный клапан 7, и топливо будет поступать в расходный бак через нижние отверстия В в стенке гильзы 1, нижнюю камеру Ж кожуха 2, клапан 7, магистраль 6, сопло 5 и патрубок 3. В этом случае, если расход топлива через нижний патрубок Е будет достаточным для поддержания заданного уровня топлива в расходном баке, топливо из верхнего патрубка Е в расходный бак поступать не будет и пропорциональность подачи топлива из обоих баков нарушится.

В случае, если расход топлива на двигатель окажется больше, чем расход топлива через нижний патрубок Е, недостающее для поддержания заданного уровня топливо в расходный бак будет поступать уже из верхнего патрубка Е через верхнее окно Г в гильзу 1, среднюю камеру Ж кожуха 2 и патрубок 3 за счет вступления в работу струйного насоса 4. Этот режим работы пропорционера может быть использован для выравнивания количества топлива в обоих очередных баках. Если же какой-либо из насосов выключился самопроизвольно (например, вышел из строя), то для обеспечения последующей пропорциональной выработки топлива из обоих баков достаточно обеспечить работу пропорционера с максимально возможной производительностью, т.е. чтобы клапан выпуска топлива в расходный бак был полностью открыт, что обеспечивается периодическим отключением оставшегося в исправности насоса в другом баке.

Таким образом, описанный пропорционер обладает работоспособностью в широком диапазоне изменения расходов в магистралях подкачки и в расходной магистрали и высокой точностью обеспечения заданного отношения расходов.

Использование изобретения повышает надежность работы топливной системы самолета.

Похожие патенты SU900540A1

название год авторы номер документа
ПРОТИВОПЕРЕГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ВЫРАБОТКИ ТОПЛИВА ИЗ ЗАДАННЫХ ТОЧЕК ПРОСТРАНСТВА 1978
  • Шевцов В.Ф.
  • Тверецкий В.А.
SU764290A1
ПРОПОРЦИОНЕР 2002
  • Черемушкин Олег Васильевич
RU2248030C2
УСТРОЙСТВО ОХЛАЖДЕНИЯ РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Черёмушкин Олег Васильевич
RU2363856C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Черемушкин Олег Васильевич
RU2371595C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ЧЕРЁМУШКИНА О.В. 2008
  • Черёмушкин Олег Васильевич
RU2396185C1
СИСТЕМА ПЕРЕКАЧКИ ТОПЛИВА 1977
  • Шевцов В.Ф.
  • Тверецкий В.А.
  • Малышев В.В.
  • Борисов В.Д.
  • Попов А.А.
SU689538A1
ТОПЛИВОВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ 2002
  • Черемушкин Олег Васильевич
RU2236992C1
Рекуперативный воздухонагреватель с использованием в качестве топлива жидких горючих отходов 2002
  • Магсумов Т.М.
RU2224185C1
БУНКЕР ДЛЯ СЫПУЧИХ МАТЕРИАЛОВ 1991
  • Прибытько Н.Г.
  • Прибытько А.Н.
RU2027341C1
Гидробак 1980
  • Ремизович Юрий Владимирович
  • Орел Анатолий Иванович
  • Соловьев Александр Сергеевич
  • Федоров Адольф Петрович
SU918578A1

Иллюстрации к изобретению SU 900 540 A1

Формула изобретения SU 900 540 A1

1. ПРОПОРЦИОНЕР, содержащий кожух с патрубком для соединения с расходной магистралью, продетую через кожух гильзу с поперечными перегородками внутри нее и с окнами по обе стороны перегородок, надетую с зазором на гильзу втулку с внутренними перегородками, образующими вместе с перегородками гильзы рабочие полости, связанные каждая с полостью соответствующего входного патрубка гильзы магистралями, имеющими входы навстречу потоку и по потоку жидкости, отличающийся тем, что, с целью повышения точности поддержания заданного отношения расходов и расширения диапазона рабочего давления и расхода, гильза и втулка снабжены дополнительными перегородками, образующими четыре рабочие полости, две из которых, прилегающие к центральной перегородке гильзы, связаны с полостями входных патрубков гильзы магистралями, входы в которые расположены навстречу потоку жидкости, а две другие рабочие полости - магистралями, входы которых направлены по потоку. 2. Пропорционер по п.1, отличающийся тем, что входные патрубки гильзы выполнены в виде трубок Вентури. 3. Пропорционер по п.1, отличающийся тем, что в патрубке кожуха установлен струйный насос, сопло которого через обратные клапаны связано с полостями входных патрубков гильзы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года SU900540A1

ПРОТИВОПЕРЕГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ВЫРАБОТКИ ТОПЛИВА ИЗ ЗАДАННЫХ ТОЧЕК ПРОСТРАНСТВА 1978
  • Шевцов В.Ф.
  • Тверецкий В.А.
SU764290A1
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1

SU 900 540 A1

Авторы

Шевцов В.Ф.

Борисов В.Д.

Тверецкий В.А.

Даты

1994-10-30Публикация

1980-06-27Подача