Устройство для регулирования величины сопротивления в цепи тягового двигателя Советский патент 1982 года по МПК B60L15/04 

Описание патента на изобретение SU912561A1

(54)

1

Устройство относится к электрооборудованию транспортных средств с электротягой, в частности к устройствам для регулирования режимов пуска и электрического торможения тяговых двигателей электроподвижного состава постоянного тока.

Известно устройство для регулирования величины сопротивления в цепи тягового двигателя, содержащее включенные последовательио с якорем и обмоткой возбуждения тягового двигателя нерегулируемые, шунтированные тиристорами, и регулируемый резисторы, между двумя выводами последнего иэ которых включен контактор, и блок управления тиристорами 1.

Недостатком известного устройства является его сложность, связанная с использованием импульсного регулирования сопротивления резистора, что обуславливает применение помимо основных тиристоров, шунтирующих резисторы, и специальных коммутационных узлов, входных и выходных сглаживающих фильтров, и приводит к снижению надежности. Цепь изобретения - повышение надежности.

Поставленная цель достигается за счет того, что устройство снабжено дополнительными тиристорами, а регулируемый резистор выполнен секционированным с дополнительными вьшодами, к которым подключены катоды соответствующих дополнительных тиристоров, аноды которых подключены к одному выводу регулируемого резистора.

На чертеже показана принципиальная элек10трическая схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит последовательно соединенные резисторы 1-3, датчик тока 4, якорь 5 и обмотку возбуждения 6 тягового двига15теля, дополните/гьные тиристоры 7- И, аноды которых подключены к точке соединения одного вывода резистора 1 и источника питания, а катоды - к выводам между секциями, на которые разбит резистор I. Между одним

20 и соединенным с резистором 2 другим выводом резистора 1 включен контактор 12. Резисторы 2 и 3 шунтированы сответствеино тиристпрами 13 и 14. УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИЮВАНИЯ ВЕЛИЧИНЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ В ЦЕПИ ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ 39 Блок управления тиристорами выполнен на со диненном выходами датчиком 4 тока сравнивающем узле 15, к которому подключен задатчик 16. Выход узла 15 сравнения соединен с генератором 17 одиночных импульсов, который подсоединен к первому тактовому распре делителю 18, пять выходов которого соединены с соответствующими входами первого форми{Я вателя 19 импульсов, шестой и седьмой выходы соответственно соединены с одним входом релейного блока 20 и вторым тактовым распределителем 21, выходы которого подключены ко входам второго формирователя импульсов, выходы кЬторого соединены с управляющими электродами тиристоров 13 и 14 и другими входами релейного блока 20. Управляющие электроды тиристоров 7-11 соединены с соответствующими выходами первого блока 19 формирователей импульсов. Устройство работает следующим образом. При торможении двигателя поддерживают постоянным его ток. Когда сигнал датчика 4 тока меньше сигнала задающего устройства 16 с выхода узла 15 сравнения на генератор 17 одиночных импульсов поступает разрешающий сигнал и на его выходе формируется первый одиночный импульс. Первый одиночный импульс поступает на вход первого так- тового распределителя 18 и на его первом выходе формируется первый импульс, поступающий на вход первого формирователя 19. Это приводит к включению тиристора 7, шунтирующего первую ступень резистора 1, и величина сопротивления в цепи обмотки якоря 5 и обмотки Б возбуждения уменьшается. Это приводит к увеличению тока двигателя и, соответственно, к увеличению сигнала датчика 4 тока, который становится больше сигнала задатчика 16. При зтом разрешающий сигнал на выходе узла 15 сравнения исчезает. С ростом скорости вращения двигателя его ток уменьшается, и сигнал датчика 4 тока второй раз становится меньше сигнала задатчика 16. На выходе узла 15 сравнения вновь появляется разрешающий сигнал, и генератор 17 одиночных импульсов формирует второй одиночный импульс, который также поступает на вход первого тактового распределителя 18, и на его втором выходе формируется второй импульс, поступающий на первый формирователь 19. Это приводит к включению тиристора 8. Описанный процесс повторяется и сопровождается последовательным включением тиристоров 9, 10 и 11. Тиристор 11 включается пятым по счету разрешающим сигналом, поступающим с узла 15 сравнения. Шестой разрешающий сигнал формирует на шестом выходе первоIO тактового распределителя 18 управляющий сигнал, который поступает на релейный блок 20, что приводит к включению контактора 12 и шунтированию последней шестой ступени резистора 1. При этом ток через тиристоры 7-11 становится меньше тока удержания, так как в общей цепи указанных тиристоров остается включенной шестая ступень резистора 1, а практически весь ток якоря 5 замыкается через силовой контакт . контактора 12, минуя тиристоры 7-11, что обеспечивает необходимые условия для восстановления запираюищх свойств тиристоров. Ток двигателя возрастает, а когда с ростом частоты вращения двигателя сигнал датчика 4 тока вновь становится меньше сигнала задатчика 16, то появляющийся при этом сигнал на седьмом выходе первого тактового распределителя поступает на вход второго тактового распределителя 21, который управляет вторым формирователем 22. На его первом выходе появляется сигнал, который включает тиристор 13 и одновременно воздействует на релейный блок 20, обеспечивая размыкание контактора 12 одновременно с включением тиристора 13. Тиристор 13, включаясь, закорачивает резистор 2, а контактор 12, размыкаясь, вновь вводит в цепь тягового двигателя резистор 1. К тиристорам 7-11 прикладывается напряжение, так как к этому моменту времени их запирающие свойства полностью успели восстановиться. Так как величину сопротивления резистора 2 принимают несколько большей, чем величину сопротивления резистора 1, то при включении тиристора 13 ток двигателя несколько возрастает. Когда с ростом скорости он опять уменьшается, то появление разрешающего сигнала на выходе узла 15 сравнения приводит к появлению одиночного импульса на первом выходе первого тактового распределителя. При этом опять включается тиристор 7 и закорачивает первую ступень резистора 1. Процесс последовательного включения тиристоров 8-11, как и ранее, заканчивается замыканием контактора 12. После чего включается тиристор 14, шуятирующий резистор 3, а одновременно с этим размыкается контактор 12. Вновь в цепь двигателя вводится резистор 1, и повторяется процесс последовательного выведения его ступеней тиристорами 7-11. При наличии разрешающею сигнала на выходе узла 15 сравнения генератор 17 одиношых импульсов формирует импульсы с частотой 4-5 Гц. Это обеспечивает хронометрический набор реостатных позицт и пуск тягового двигателя. Высокая надежность работы предлагаемого устройства обеспечивается за счет того, что его тиристоры работают не в импульсном, а в режиме одиночных переключений, что позволяет предельно упростить силовую схему устройства и обеспечить его экономическую эффективность. Формула изобретения Устройство для регулирования величины сопротивления в цепи тягового двигателя, содержащее включенные последовательно с якорем и обмоткой возбуждения тягового двигател нерегулируемые,шунтированные тиристорами,и р гулируемый резисторы, между двумя вьц дами последнего из которых включав контактор, и блок управления тиристорами, о тличаюшееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено дополнительными тиристорами, а регулируемый резистор выполнен секционированным с дополнительными вьюодами, к которым подключены катоды соответствующих дополнительных тиристоров, аноды которьис подк ючены к одному вьтоду регулируемого резистора. / Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР N 518391, кл. В 60 L 15/04, 09.07.76.

Похожие патенты SU912561A1

название год авторы номер документа
Устройство для управления тяговым электроприводом постоянного тока транспортного средства 1984
  • Колоколов Юрий Васильевич
  • Вейцман Леонид Юдкович
  • Абрамов Игорь Андреевич
  • Жусубалиев Жаныбай Турсунбаевич
SU1270039A1
Реверсивный электропривод 1991
  • Калюжный Владимир Владиславович
  • Сердюков Юрий Павлович
  • Кантиус Лев Иосифович
SU1791951A1
Многодвигательный электропривод 1990
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Киселев Виктор Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чудаков Александр Иванович
  • Зеленченко Алексей Петрович
SU1812610A1
Многодвигательный электропривод 1987
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Плакс Алексей Владимирович
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чудаков Александр Иванович
SU1601730A1
Электропривод постоянного тока 1984
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Чандер Олег Константинович
  • Чудаков Александр Иванович
SU1239820A1
Устройство для управления электроприводом,например, моторного вагона 1982
  • Гаврилов Яков Иосифович
  • Зубков Юрий Анатольевич
  • Копытин Виктор Иванович
  • Рюмин Игорь Александрович
  • Мнацаканов Валерий Александрович
  • Скибинский Валерий Александрович
SU1052433A1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА С ТИРИСТОРНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 2004
  • Мазнев А.С.
  • Евстафьев А.М.
RU2260520C1
Электропривод транспортного средства 1984
  • Ефремов Иван Семенович
  • Суслов Борис Ефимович
  • Коськин Олег Алексеевич
SU1207837A1
Устройство для регулирования скорости электроподвижного состава 1989
  • Преображенский Сергей Михайлович
  • Хвостов Владимир Степанович
  • Мариночкин Виктор Павлович
  • Фейгин Вадим Витальевич
  • Артемьев Юрий Николаевич
SU1643219A1
Способ управления тяговым электроприводом в тормозном режиме 1986
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чудаков Александр Иванович
  • Белокрылин Александр Юрьевич
  • Шилов Леонид Николаевич
SU1460765A1

Иллюстрации к изобретению SU 912 561 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для регулирования величины сопротивления в цепи тягового двигателя

Формула изобретения SU 912 561 A1

тг

6

k. jg

/

SU 912 561 A1

Авторы

Мнацаканов Валерий Александрович

Даты

1982-03-15Публикация

1980-07-24Подача