(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕЛЕЙНОЙ ЗАЩИТЫ СЕКЦИИ ШИН
НИЗКОГО НАПРЯЖЕНИЯ КОМПЛЕКТНОЙ ТРАНСФОРМАТОРНОЙ
f2
Изобретение относится к электроэнергетике, в частности, к релейной ксфшяектных распределительных подстанций.
По основному авт. св. № 792460 известно устройство для релейной защиты секций шин низкого йапряжения комплектной тpaнcфopмatopнoй подстанции и отходявшх от нее линий/ состоящее из дифференциально-токовой защиты (ДТЗ) секции шин и максимально токовых защит (МТЗ) каждой линии, датчиков тока каждого присоединения, релейного органа ДТЗ и релейных органов МТЗ, в котором выходы датчиков тока ЛИНИЙ подключены ко входам релейных органов МТЗ, выходы датчиков тока всех присоединений соединены последовательно Между собой и со входом релейного opfaHa ДТЗ, а выходы релейных органов ДТЗ и МТЗ под. ключены к отключающим блокам выключателей, датчики тика выполнены на преобразоватед ях напряжения, напряжение на выходе которых однополярно и пропорционально отношению тока присоединения к его номинальному току, релейный орган ДТЗ выполнен однополярным по входному напряжению, выходы датчиков тока линий включены ПОДСТАНЦИИ
между собой согласно, а выход датчи-ка тока ввода - встречно. Датчики тока - преобразователи, в устройстве могут быть Выполнены на трансреакто- ре, ко вторичной обМоткё которого Подключены последовательно включенные и резистор, выходам которого служат выходными зажимами датчика тока 1. Y
Недостатком данного устройства является то, что в зависимости от фазы включения входного тока из-за -приме. нения однополупериодного вацрямления, а также вследствие присущего трансре. акТору сдвига фаз между вторичной ЭДС и током сигнал на срабатываниезащиты может задерживаться на неко. торый угол ло отношению к моменту появления аварийного тока, что приводит к снижению быстродействия устройства. При больших токах аварийного режима, вследствие неодновременного . насыщения датчиков тока ввода и линий форма напряжения на их выходах может быть различной, что приводит к неселективной работе устройства.
цель Изобретения - повышение быст;родействйя и исключение возможности30 неселективной работы при неодновременнном насыщении датчиков тока ввода и линий. Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для релейной защиты секции шин низкого напряжения комплектной трансформаторной подстан ции каж.дый датчик тока - преобразователь, выполнен на трансформаторе тока, вторичная обмотка которого подключена к одной диагонали диодного выпрямительного моста, ко второй диагонали которого подключен резистор, параллельно резисторам датчиков тока линий подключега конденса торы. На чертеже представлен принципиальная электрическая схема пред,ложенного устройства. Устройство содержит на всех присо динениях шин низкого напряжения автоматические выключатели 1-3,- вводной 1, соединенный с вторичной обмоткой силового трансформатора 4, и .линейные 2 и 3, через, которые пи таются нагрузки .5 и 6. Линии, защищены максимальными токовьми защитами, включающими в себя датчики 7 и 8, выходы которых подключены к входамрелейных органов 9 и 10, а выходы релейных органов соединены с отключающими органами выключателей 2 и 3. Секция шин низкого напряжения, расположённая между выключателями 1-3, защищена дифференциальной токовой защитой, включающей в себя датчики- 7,8 и И, выходы которых со динены последовательно между собой и с входом релейного органа 12, при чем выходы датчиков 7 и 8 включены между собой согласно, а по отноше иию к датчику 11 - встречно. Релейные органы 9, 10 и 12 срабатывают только при одной полярности подве денного входного напряжения, указан ной на схеме. Датчики тока, представ ляют собой трансформаторы тока 13-1 вторичные обмотки которых подключен к первым диагоналям диодных выпрямительных мостов 16-18, ко вторым диагоналям которых подключены ре&ис торы 19-21. В датчиках тока линий 7 и 8 параллельно резисторам Д.9 и 20 подключены конденсаторы 22 и 23. Выходом датчиков тока являются выво ды резисторов, напряжение на которы оДнополярно и Пропорционально отношению тока присоединения к его номинальному току. Сопротивление резисторов много меньше входного сопротивления релейных органов. Обмот ки трансформаторов включены синфазн т.е при одинаковом направлении про ходящих через присоединения токов сигналы на выводах, обозначейных то кой, имеют одинаковую полярность. Устройство работает следующим об разом. При замыкании в точке А ток аварийного режима проходит через выключатели 1 и 3, а напряжение на резисторах 19 и 21 имеет полярность, указанную на схеме. Учитывая, что знагчение этих напряжений пропорционально отношению тока через выключатели 1 и 3 к номинальному току присоединений, а номинальный ток ввода больше номинального тока линии, напряжение на резисторе 21 больше, чем на резисторе 19. Разностное напряжение на входе релейного органа 12 препятствует его срабатыванию. Часть этого напряжения, приложенная ко входу рв лёйного органа 9, также препятствует срабатыванию последнего. Следовательно, срабатывает только релейный орган 1U, и замыкание оудет селективно отключено выключателем 3. При замыкании в точке Б часть напряжения на резисторе 19 будет приложена к входам релейных органов 9; и 10 в полярности, способствувзщей их срабатыванию, однако с учетом соотношения между сопротивлением резисторов и входньим сопротивлением релейных органов величина напряжения на резисторах ; 20 и 21 будет недостаточна для срабатывания релейных органов 9 и 10, Следовательно, срабатывает только релейный орган 12, и замыкание будет селективно отключено выключателем 1. Вследствие применения в датчиках тока трансформаторов тока и двухполупериодного мостового выпрямителя фаза аварийного тока и напряжений на резисторах 20 и 21 и входах релейных органов 9 и 10, а следовательно, и разностного напряжения на входе релейного органа 12 совпадаю (если пренебречь угловой погрешностью датчиков тока), т.е. задержки в срабатывании релейных органов нет. При больших токах аварийного режима, например, в точке А, когда датчики, тока линий и ввода могут насыщаться неодновременно, более вероятно насыщение датчика тока линии, так как при одном и том же токе в линии и на вводе кратность этого тока по отношению к номинальному току присоединения для линии больше,, чем для ввода. Учитывая соотношение постоянной времени цепи заряда, и разряда конденсаторов 22 и 23, напряжение на входе релейного органа ДТЗ имеет полярность, препятствующую его срабатыванию, т.е. происходит селективное отключение. . Предложенное техническое решение позволяет повысить быстродействие и исключить возможность неселективной работы устройства. Формула изЬбретения Устройство для релейной защиты , секции шин низкого напряжения комп
Авторы
Даты
1982-04-15—Публикация
1979-06-13—Подача