Недостатком этого устройства является относительная спожность, которая обус повпена наличием на каждом присоединении двух комплектов датчиков тока для ДТЗ и МТЗ. Целью изобретения является упрощение устройства путем исключения вторых датчиков тока линий. Цепь достигается тем, что в устройстве для релейной защиты секции шин, соетоящем из ДТЗ секции шин и МТЗ каждой линии и содержащем датчики тока каждого присоединения (ввода и линий), релейный орган ДТЗ и релейный орган МТЗ, в которбм выходы датчиков тока линий подключены к входам релейных органов МТЗ, выходы датчиков тока всех присоединений соединены последовательно между собой и с входом релейного органа ДТЗ, а выходы релейных органов ДТЗ и МТЗ подключены к отключающим блокам выклю чателей, датчики тока выполнены на пре- обрааователях, напряжение на выходе кото рых одноподярно и пропорционально отнош НЕЮ тока присоединеьшя к его номинально му току, релейньй орган ДТЗ выполнен .однополярным по входному напряжению, выходы датчиков тока линий включены между собой согласно, а выход датчика тока ввода - встречно. В частном случае каждый датчик тока может быть выполнен посредством индукционного преобразователя тока в напряже ние (трансреактора), к вторичной обмотке которого подключены последовательно включенные диод и резистор, причем выво ды последнего являются выходными зажимами датчика тока. В случае выполнения КТП двухтрансформаторной датчик тока может содержать две параллельные цепи, каждая из которьк состоит из последовательно соединенных диода и резистора и предназначена для подключения к ДТЗ одной из двух секций шин низкого напряжения подстанции. Схема предлагаемого устройства приведена на чертеже. На всех присоединени51х шин низкого напряжения установлены автоматические выключатели 1,2 и 3, вводной 1, соединенный со вторичной обмоткой силового .трансформатора 4 и линейные 2 и 3, че-. рез которые питаются нагрузки 5 и 6. Линии защшцены максимальными тоКовым защитами, включающими в себя датчики тока 7 и 8, выходы которых подключены к входам релейных органов 9 и Ю а вы ходы релейных органов соединены с отклю чающими блоками выключателей 2 и 3, екция шин низкогонапряжения, расаоложенная между выключателями 1, 2 и 3, защищена дифференциально-токовой защитой, включающей в себя датчики 11, 7 и 8, выходы которых соединены послецовательно между собой и с входом релейного органа 12, причем/выходы датчиков 7 и 8 включены между собой согласно, а по отношению к датчику 11 - встречно. Релейные органы 2,9,12 и 10 срабатывают только при одной полярности подведенного напряжения, указанной на схеме. Датчики тока представляют собой трансреакто- ры 13,14 и 15, параллельно вторичной обмотке которых подключены последовательно соединенные между собой соответственно диоды 16,17 и 18 и резисторы 19,20 и 21. Выходом датчиков тока являются выводы резисторов, напряжение на которых однополярно и пропорционально отношению Тока присоединения к его номинальному току. Сопротивление резисторов много меньше входного сопротивления релейных opra-t нов. Первичные обмотки трансформаторов включены синфазно, т.е. при одинаковом направлении проходяших через присоединения токов, сигналы на выводах, обозначенных точкой, имеют одинаковую полярность. При аварийных режимах устройство работает следующим образом. При замыкании в точке А ток проходит через выключатели 1 и 3, а напряжение на резисторах 19 и 21 имеет полярность, указанную на схеме. Учитывая, что значение этих напряжений пропорционально отношению тока через выключатели 1 и 3 к номинальному току присоединений, а номинальный ток ввода больше номинального тока линии напряжения резистора 21 больше, чем на резисторе 19. Разностное напряжение на входе релейного органа 12 препятствует его срабатыванию. Часть этого напряжения, приложенная к BXofiy релейного органа 9, также препятствует срабатыванию последнего. Следовательно, сработает релейный орган 10 и замыкание будет селективно, отключено выключателем 3. При замыкании в тхэчке Б часть напряжения на резисторе 19 будет приложена к входам релейных органов 9 и 10, в полярности способствующей их срабатыванию, однако с учетом соотношения между сопротивлением резисторов и входным сопротивлением релейных органов величина напряжешсп на резисторах 20 и 21 будет недостаточна для срабатывания ре;юйных органов S и 1О. Следовательно, сработает только релейный орган 12 и замыкание будет селективно отключено выключателем 1.
Если комплектная трансформаторная подстанция имеет два сиЯовых трансфер- j матера, вторичные обметки кетерых через вводные выключатели подключены к двум секциям шин низкого напряжения, соеди1неиным между собой секционным выключате-, пем, датчик тека последнего должен иметь; два выхода, для чего он имеет две параллельные цепочки из последовательно соединенных диода и резистора.
Экономическая эффективность изобретения определяется тем, что существенно и сокращается число датчиков тока присоединений, используемых для подключения к репейной защите, что особенно важно для кемллектных трансформаторных подстанций ввиду уменьшения габаритов и веса указан 2о ных датчиков тока.
Формула изобретения
1. Устройство для релейной защиты секции шин низкого напряжения комплект- 25 ной трансформаторной подстанции и отходящих от нее линий, состоящее из дифференциально-токовой защиты (ДТЗ) секции шин и максимально токовых защит (МТЗ) каждой линии, содержащее датчики тока каждо- зо го присоединения, релейный орган ДТЗ и релейные органы МТЗ, в котором выходы датчиков тока линий подключены к входам релейных органов МТЗ, выходы датчиков тока всех присоединений соединены песяедо- /jj ватепьно между собой и с входом релейного органа ЛТЗ, а выходы релейных органов ДТЗ и МТЗ подключены к отключаЕощим блокам выключателей, отлича ю -
щ е е с я тем, что, с целью упрощения, датчики тека выполнены на преобразователях напряжения, напряжение на выходе которых еднепелярно и пропорционально етношению тока арисоепинения к еге номинальному току, релейный орган ДТЗ выполнен еднопелярным по входному напряжению, выходы датчиков тока линий вкгаочены между собой согласно, а выход датчика тока ввода - .встречно.
2.Устройстве по п.1, е т л и ч а ющ е е с я тем, что каждый датчик тока- преобразователь выполнен на трансреакто- ре, к вторичной обмотке .котороге подключены последовательно включенные диод и резистор, причем выводы последнего служат выходными зажимами датчика тека
3.Устрействе пе пп. 1 и 2, отличающееся тем, что в случае выполнения подстанции, двухтрансформаторный датчик тека секционного выключателя содержит две параллельные цепи, каждая из кетерых состоит из последовательно соединенных диода и резистора и предназначена для подключения к ДТЗ одной из секций шин низкого напряжения подстанции.
Источники информации, принятые во внимание при экспртизе
1.Липкин Б. Ю, Электроснабжение . промышленных предприятий и установок, М,, Высшая школа 1975.
2.Федосеев А, М, Основь релейной защиты. М.-Л., ГЭИ, 1961.
3.Бантиданов Л. Н. Тарасов В. И. Электрооберудевание электрических ст энций и педстанций. Т.2, М.-Л. 19651959 (прототип).
Авторы
Даты
1980-12-30—Публикация
1978-01-23—Подача