I
Изо1бретение относится к хранению :музейных экспонатов из льна,преимущественно в этнографических музеях под открытым небом, и может быть ис-. пользовано для консервации экспонатов из льняных тканей в музеях, где отсутствуют кондеционеры и экспозиционные условия имеют резкие перепады относительной влажности окружающего воздуха.,д
Поскольку экспонаты из льняных тканей в этнографических музеях под открытым небом находятся в открытой экспозиции в незащищенном виде, с течением времени они загрязняются и подвергаются воздействию резких перепадов относительной влажности окружающего воздуха.
Для удаления поверхностных загрязнений экспонаты подвергают химической чистке или стирке, что ускрряет их старение и разрушение.
Воздействие перепадов относительной влажности окружающего воздуха вызывает возникновение перенапряженных участков ткани из-за разного взаимодействия с влагой воздуха разрушенных и менее разрушенных участков льняного экспоната.
Перенапряженность приводит сначала к раздвигу нитей, а в конечном итоге к разрушению экспоната.
Известен способ консервации экспонатов из льна в мемориально-художественных музеях - экспонирование в витринах, заключающийся в том, что экспонаты помещают в специально оборудованные закрытые витрины с определенным микроклиматом Г1 .
Однако этот способ консервации музейных экспонатов не исключает полностью воздействия на экспонат из льняной ткани перепадов относительной влажности окружающего воздуха, что, приводит к постепенному разрушению экспонатов, к невозможности их длительного хранения. Кроме того, этот способ практически невозможно приме39нить в этиографимеских музеях под открытым небом из-за специфики экспо зиции этих музеев, где экспонаты являются элементами интерьера в этнографическом здании музея и помещать их в закрытые витрины нельзя.В этих условиях экспонаты подвергаются более сильным воздействиям разрушающих факторов и сроки их хранения значительно сокращаются. Целью изобретения является увеличение срока хранения экспонатов из льна в этнографических музеях под открытым небом. Поставленная цель достигается тем /что для консервации экспонатов из . л)на более разрушенные участки экспоната обрабатывают путем тампонирования 1 - водным латексом сополимера бутилакрилата, металметакрилата и метакриловой кислоты при мольном соотношении 55:О и соот ветственно, а затем весь экспонат по ле воздушной сушки 1-2 раза пропиты.вают композицией, содержащей вес. % Полиметилдиэтилбутоксисилоксанол 2-6 Латекс сополимера бутилакрилата,метилметакрилата и метакрилатовой кислоты при мольном соотношении соответственно (в расчете на сухое веще- . 2-6 ство) Полиэтилгидроксилоксан0,5-1,0 Хлористый магний 0,0001-0,001 ВодаОстальное При обработке экспоната из льна экспозицией, содержащей указанные компоненты в количестве, меньшем ука занных пределов, поверхность экспона та не имеет однородной пористости, что в дальнейшем приводит к раздвижк нитей и разрушению экспоната. При обработке экспонатов из льна (Композицией, содержащей указанные компоненты в количестве, большем ук занных пределов, ткань приобретает излишнюю жесткость, поверхность при обретает блеск, меняется гриф ткани, что недопустимо для музейных экспонатов. Для приготовления пропиточной ком- позиции используют 50%-ный латекс акрилового сополимера бутилакрилата, метилметакрилата и метакриловой кислоты при мольном соотношении марки МБМ-5С, водную эмульсию полиметилдиэтилбутоксилоксанола (эмульсия МБ-2)и 50|-ную водную эмульсию полиэтилгидросилоксана (кремнийорганическая жидкость ГКЖ-94). Пример. Для тампонирования более разрушенных участков экспоната из льняного холста артикула 09/60 берут водный латекс сополимера бутилакрилата, метилметакрилата и метакриловой кислоты при мольном соотношении , после высушивания на воздухе весь экспонат пропитывают композицией, содержащей, вес. %: Полиметилдиэтилбутоксисилоксанол t Латекс сополимера бутилакрилата,метилметакрилата и метакриловой кислоты при мольном соотношении 5540:5 соответственно (в расчете на сухое вещество) Полиэтилгидросилоксан0,7 Хлори стый ма гни и 0,0005 ВодаОстальное и высущивают при комнатной температуре. После просушки проводят повторную обработку. В результате обработки экспоната из льняного холста поверхность приобретает однородную пористость, за счет чего при перепадах относительной влажности не создаются перенапряженные участки, так как поверхность ткани одинаково реагирует (удлиняется или укорачивается) на перепад относительной влажности . В таблице приведены данные по измерению пористости льняного холста после консервации.
Контрольный образец
более разрушенный участок
менее разрушенный участок
Образец после тампонирования (более разрушенный участок)
Образец после пропитки предложенной композицией
более разрушенный участок
менее разрушенный участок
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Композиция для проклейки художествен-НОгО льНяНОгО ХОлСТА | 1979 |
|
SU840084A1 |
ПРЕПАРАТ ДЛЯ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПРЕДМЕТОВ И ВНУТРЕННИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПОМЕЩЕНИЙ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ОТ ГРИБКОВОЙ И БАКТЕРИАЛЬНОЙ МИКРОФЛОРЫ | 2005 |
|
RU2324500C2 |
СОРБЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ХРАНЕНИЯ И ЭКСПОНИРОВАНИЯ | 2003 |
|
RU2242278C1 |
Композиция для отделки текстильных материалов | 1982 |
|
SU1051147A1 |
Композиция для склеивания, покрытия и пропитки волокнистых материалов | 1977 |
|
SU747871A1 |
Мембранный способ хранения биологически инертных объектов, например музейных экспонатов и архивных материалов | 1988 |
|
SU1558446A1 |
Самоблестящая полировальная композиция | 1981 |
|
SU1028701A1 |
Способ отделки льняных тканей | 1978 |
|
SU806800A1 |
Состав для огнестойкой отделки льносодержащих текстильных материалов | 1983 |
|
SU1157150A1 |
Клеевая композиция для получения нетканых материалов | 1982 |
|
SU1087545A1 |
Искусственное старение образцов проводят в камере с относительной влажностью 100% и температурой 80°С 300 ч. Пористость образцов определяют д и после старения. Из данных таблицы видно, что пористость льняной ткани, получившей консервационную обработку после искусственного старения практически не меняется, у необработанной ткани пористость после старения возрастает примерно на 12%, а в дальнейшем происходит раздвижка нитей, что ведет к разрушению экспоната. При наблюдении за образцами, находящимися в экспозиционных условия (Латвийский этнографический музей) с переменной относительной влажностью окружающего воздуха, установлено что в течении лет экспонаты/из льняного холста не изменяют своей однородной пористости, приобретенной в результате консервации. Кроме того, после описанной обработки экспонат из льняной ткани приобретает равномерное упрочнение, его прочность увеличивается в 3 раза по сравнению с необработанным. Экспонаты, обработанные описанным способом консервации, становятся более стойкими к воздействию биофакторов (на 35%). Экспонирование таких экспонатов в течение 3-х лет в Латвийском этнографическом музее под открытым небом выявило, что экспонаты приобретают стойкость к загрязнению, поэтому исключается необходимость подвергать их ежегодной обработке по удалению поверхностных загрязнений, что также увеличивает срок хранения экспонатов. Таким образом, использование предагаемого способа консервации экспоатов из льна обеспечивает по сравнеию с существующим способом увеличеие срока хранения экспонатов из ль няных тканей за счет придания поверх ности нитей льяного холста однородно поверхности и снижения разрушающего воздействия на них перепадов относительной влажности окружающего воздуха. Кроме того срок хранения экспо натов увеличивается также за счет ис ключения разрушающего воздействия ежегодных обработок по удалению поверхностных загрязнений. Формула изобретения Способ консервации экспонатов из льна, отличающийся тем, что, с целью увеличения срока хранения экспонатов, более разрушенные участки экспоната обрабатывают путем тампонирования водным латек сом сополимера бутилакрилата, метилиетакрилата и метакриловой кислоты при мольном соотношении соответственно, сушат на ёоздухе, а ем весь экспонат 1-2 раза пропиают композицией, содержащей,вес. Пoлимeтилдиэтилбутоксисилоксанол 2-6 Латекс сополимера бутилакрилата,метилметакрилата и метакриловой кислоты при мольном соотношениисоответственно (в расчете на сухое вещество) 2-6 ПолиэтилгидросилоксанOlS-bOХлористый магний 0,0001-0,001 ВодаОстальное Источники информации. нятые во внимание при экспертизе 1. Е.К.Кроллау. Температурножностный режим музейных зданий, Информцентр по проблемам кульы и искусства, 1976, с. 31.
Авторы
Даты
1982-05-07—Публикация
1979-11-28—Подача