1
со сд
00 00 СП
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов | 1989 |
|
SU1714647A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ ОПЕРАТОРА | 1991 |
|
RU2020606C1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности оператора | 1989 |
|
SU1714646A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ И ОЦЕНКИ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА | 1991 |
|
RU2018971C1 |
Устройство для тренировки и контроля профессиональных навыков оператора | 1990 |
|
SU1714650A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1987 |
|
SU1550632A2 |
Устройство для оценки сенсомоторной деятельности обучаемого | 1989 |
|
SU1688271A1 |
Устройство для тренировки операторов | 1989 |
|
SU1721620A1 |
Тренажер операторов систем управления | 1982 |
|
SU1038962A1 |
Устройство для контроля профессиональных навыков радиотелеграфистов | 1983 |
|
SU1137500A1 |
Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для исследования внимания, и может быть использовано при оценке профессиональной пригодности и тренировке операторов Цель изобретения - расши: рение дидактических возможностей устройства путем выявления и трени- - ровки навыка непроизвольного внимания, Устройство содержит распредели
Фие.1
31
тель импульсов, формирователь 2 импульсов, блок 3 задания эталонов числа сигналов, регистратор Ц выделе ния контрольного сигнала, блок 5 предъявления информации, звуковой ре гистратор 6 (указания выборки), блок 7 сравнения и пульт Р. обучаемого. Введение в устройство блока 3 и реИзобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для исследования внимания, и может быть использовано при оценке профессионалной пригодности и тренировке операторов „
Известен тренажер психофизиологических реакций человека, содержащий задающий генератор, узел регистрации реакций, блок счетчиков, блок коммутаторов, блок управления, генератор временных меток и логическую .схему ИЛИ. В этом устройстве раздражитель предъявляется в-виде звуковых образцов функций Уолма и определяется время, затрачиваемое испытуемым на его восприятие и усвоение.
Известно устройство для тренировки памяти обучаемого, содержащее счетчик правильных ответов, табло информации, дешифратор, индикатор, кольцевой распределитель импульсов, блок управления, блок сравнения, регистр эталонных ответов, переключатель и пульт обучаемого. Это устройство позволяет судить о скорости наращивания объема оперативной памяти при зрительном поиске.
Известные устройства не позволяют выявить наличие навыка непроизволного внимания.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является тренажер, содержащий последовательно включенные блок управления, блок программы, регистр памяти и электроакустический преобразователь и пос ледовательно включенные пульт обучаемого и блок анализа ответов, входы другой группы которого и первый, второй выходы соединены соответственно с выходами группы и с первым, третьим входами блока управления второй вход которого подключен к вы ходу пульта обучаемого, а первый 7358854
гистраторов ,6 обеспечивает воз- можность случайного предъявления групп сигналов-раздражителей с случайным указанием „ ; контрольного CHI- нала после предъявления всей группы и фиксацией верхних ответов, что позволяет определить наличие навыка непроизвольного внимания. 8 ил.
5 трё тий выходы - к соответствующим входам регистра памяти
Однако данное устройство не позволяет выявлять и тренировать навыки непроизвольного внимания, что су0 жает его дидактические возможности. - Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства путем выявления и тренировки навыка непроизвольного внимания за
5 счет случайного указания выбора в каждой из предъявляемых групп контрольного сигнала, подлежащего воспроизведению
Поставленная цель достигается
тем, что в известное устройство, содержащее последовательно включенные блок управления, блок формирования сигналов (блок программы и регистр памяти), блок звукового предъявления (электроакустический преобразова5 тель) и последовательно включенные пульт обучаемого, выход которого соединен с четвертым входом блока управления, и блок совпадения (анализа ответов), введены блок выделения
0 контрольного сигнала, вход группы которого соединен с выходом группы блока формирования сигналов, а выход группы - с входами второй группы блока совпадения, блок задания числа
5 сигналов и блок указания выборки, вход группы которого соединен с выходом группы блока задания числа сигналов, а выход - с первыми входами блока выделения контрольных сигна0 лов и блока задания числа сигналов, пергый выход которого подключен к второму входу блока выделения конт- рольных сигналов и к первому входу блока указания выборки, а второй вы5 ход - к вторым входам блока звукового предъявления и блока указания вы борки, при этом второй, третий выходы и первый - третий входы блока уп- равления соединены с соответствующи-51
ми входами и выходами блока формирования сигналов, четвертый выход - с вторым входом блока задания числа сигналов, пятый выход - с третьими входами блоков задания числа сигналов, звукового предъявления и указания выборки, а шестой выход - с четвертым входом блока указания выборки, пятый вход которого подключен к выходу пульта обучаемого, а выход блока совпадения соединен с четвертым входом блока задания числа сигналов.
Указанные элементы и связи после предъявления группы сигналов (раздражителей) обеспечивают из нее случайную выборку одного сигнала, который испытуемый (обучаемый) должен воспроизвести, причем правиль ные ответы увеличивают число сигналов в группе.
На представлена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг.2 - функциональная схема расп ределителя импульсов; на фиг.З - функциональная схема формирователя импульсов} на фиг.k - функциональная схема блока задания эталонов; на фиг.5 - функциональная- схема пер вого регистратора; на фиг„6 - функциональная схема блока предъявления звуковой информации; на фиг.7 Функ циональная схема второго регистратора; на фиг.Р. - временные диаграммы, поясняющие работу устройства.
Устройство содержит распределитель 1 импульсов (управления); фор-- мирователь 2 импульсов (раздражителей), блок 3 задания эталонов числа сигналов в группе, регистратор 4 выделения контрольного сигнала, блок 5 предъявления звуковой информации, регистратор 6 указания выборки сигнала, на который необходимо дать ответ, блок 7 сравнения и пульт 8 обучаемого.
Распределитель содержит генератор 9 тактовых импульсов (двухчастот ный), элемент ИЛИ-НЕ 10, одновибра- тор 11, элемент И Т2, первый 13 и второй 1Ц элементы ИЛИ и элемент 15 задержки.
Формирователь 2 включает счетчик- дешифратор 16, шифратор 17, регистр 18 сдвига и первый 19 и второй 20 элементы задержки.
Блок 3 содержит первый - четвертый счетчики 21-24 (с регулируемым циклом счета), группу элементов И
20
35885б
25;,-25€, элемент ИЛИ 26, первый 27 и второй 28 элементы И, элемент 29 задержки и светодиоды 30,-30g (сигнальные).
5 Регистратор 4 имеет группу элементов И и группу триггеров 32,-324.
Блок 5 включает генератор 33 тональной частоты (1000 и 500 Гц), первый 34 и второй 35 элементы И, элемент ИЛИ 36 и головные телефоны 37г
Регистратор 6 содержит первый 38 и второй 39 счетчики, первую и «торую 41 ,-4Ц группы элементов И
15 группу триггеров , группу индикаторов 434-43 (цифр), первый - третий элементы ИЛИ 44-46, элемент 47 запрета и элемент 48 задержки. Устройство работает следующим образом.
Включают питание Счетчик-дешифратор 16, регистр 18, счетчики 21, 23 и 2 устанавливаются в исходное состояние, триггеры 32 и 42 - в нулевое положение, счетчик 22 - в первое положение, засвечивая светодиод 30, указывающий на предъявление групп из трех сигналов (раздражителей) и готовность устройства к работе.
30 Испытуемый (обучаемый) нажимает кнопку Пуск на пульте 8 (не показана). Импульс с ее выхода (фиг„8а) через элемент ИЛИ 44 и информационный вход элемента 47 запрета, на уп- .
35 равляющий вход которого подан нулевой потенциал с выхода элемента 48, время задержки которого несколько превышает длительность короткого импульса с выхода одновибратора 11,
40 поступает на вход счетчика 21, обеспечивая появление на его выходе единичного потенциала, через элемент ИЛИ 13 - на вход счетчика-дешифратора 16, вызывая появление на первом
д5 его выходе .логической единицы
(фиг.8б,1), которая подается на первый вход элемента И 31ц и на соответствующие входы шифратора 17, обеспечивая на его выходе формирование
50 двоичного числа 10101010. Одновременно этот же импульс через элемент ИЛИ 14 и элемент 19 задержки поступает на вход регистра 18, осуществляя перевод последнего в режим пасс раллельной записи, а пройдя через элемент 20 задержки, поступает на вход С„ регистра 18, обеспечивая параллельную запись двоичного формализованного числа с выхода шифратор
717
17 в регистр 18. Тактовые импульсы, - поступающие с первого выхода генератора 9 на вход С регистра 18, производят выдвижение двоичных комбина- ций коротких импульсов (точек) с его последнего выхода на управляющий вход элемента И 34«
Тональная частота с первого выхода генератора 33, поданная на инфор- мационный вход элемента И 34, подается с его выхода в виде сигнала (фиг„8в) из четырех коротких тональ - ных импульсов, которые поступают через элемент ИЛИ 36, на вход головных телефонов 37«
Испытуемый воспринимает и запоминает предъявленную информациюс
По окончании предъявления первого сигнала группы на выходе элемента ИЛИ-НЕ Ю появляется единичный импульс, который поступает на вход од- новибратора 11. Передний фронт этого импульса вызывает появление на выходе одновибратора 11 короткого им- пульса (фиГсВг), который поступает на счетный вход счетчика 39, обеспечивая на его первом выходе единичного потенциала. Единичный потенциал с выхода счетчика 39 прикладывается к второму входу элемента И 40f, к первому входу которого приложен единичный потенциал с первого выхода счетчика 38, обеспечивая положение на его выходе единичного импульса, который подается на вход триггера 42,(, перебрасывая последний в единичное положение, т,е. подается единичный потенциал на первый вход элемента И 41 и через элемент ИЛИ 46 поступает на счетный вход счетчика 23, фиксируя подачу на контроль первого сигнала. Одновременно импульс с выхода одновибратора 11 поступает на вход элемента 15 задержки, через элемент И 31 - на вход триггера 324 обеспечивая появление единичного потенциала на его выходе, который прикладывается к соответствующему входу блока 7, и на счетный вход счетчика 21, фиксируя поступление первого сиг нала (раздражителя) группы.
Задержанный импульс с выхода элемента 15 (фиг.8д) поступает на управляющий вход элемента И 12, на информационный вход которого поданы импульсы с второго выхода генератора 9 (их частота в 100 раз больше, чем на первом выходе), через элемент
5
0
85
Q
, 0 5 0 5 0
е
8
ИЛИ 14 - на вход элемента 19 и на вход элемента И 27.
Импульсы с выхода элемента И 12 через элемент ИЛИ 13 поступают на вход счетчика-дешифратора 16, устанавливая последний в случайное положение, и через элемент ИЛИ 44 на вход элемента 47 запрета, но дальше не проходят, так как на его управляющий вход подан единичный потенциал с выхода элемента 48 задержки.
Задержанный импульс с выхода элемента 19 (после занятия счетчиком- дешифратором 16 соответствующего положения), а затем с выхода элемента 20 обеспечивает появление на выходе регистра t8 следующего сигнала груп- пьи
Пусть счетчик-дешифратор 16 установился в четвертое положение (фиг,:Яб,4), На выходе регистра 18 появляется сигнал, состоящий из коротких (точек) и длинных (тире) импульсов, который начинается с длинного импульса. Испытуемый запоминает структуру сигнала и очередность предъявленияс
Поступление следующего сигнала фиксируется аналогичное
После предъявления на слух третьего сигнала первой группы на первом выходе счетчика 21 появляется единичный потенциал, который через элементы И 25 и ИЛИ 2о поступает на вход - элемента И 35 обеспечивая подачу короткого сигнала (частоты 500 Гц), предупреждающего испытуемого о конце первой группы и начале второй, на вторые входы элементов И 41, засвечивая на индикаторе 43 цифру 1 (фиг.8е), указывающую испытуемому о воспроизведении первого сигнала-раздражителя в группе, и на первый вход элемента И 27, подготавливая цепь для сброса о
Испытуемый (обучаемый), восприняв светящуюся цифру 1м на индикаторе 43, вспоминает и воспроизводит первый сигнал группы, нажимая на соответствующую кнопку ответа (не показана) на пульте 8.t
,При верном ответе поступление на соответствующий вход блока 7 импульса с кнопки ответа 8 пульта вызывает появление импульса на выходе блока 7, который поступает на вход счетчика 24, фиксируя правильный ответ.
Неверные гответы на сигналы-раздражители не фиксируются.Задержанный импульс с выхода элемента 15 (фиг.8д), поданный на второй вход элемента И 27, обеспечивает появление на выходе последнего импульса сброса, который возвращает счетчики 21, 38 и 39 и триггеры 32 и в исходное состояние, а поступив на входы элементов И 12 и ИЛИ 1, предъявляет испытуемому первый CHI- нал-раздражитель следующей (второй) группы.
Импульсы с выхода элемента И 12, поданные на вход счетчика-дешифратора 16, одновременно подаются через элементы ИЛИ № и 7 запрета на счетный вход счетчика 38, обеспечивая случайное появление единичного потенциала наодном из его выходов например третьем Единичный потенциал с -третьего выхода счетчика 38 прикладывается к первому входу эле- мента И 0$ и через элемент ИЛИ kS к входу элемента 8 задержки о Задержанный импульс с выхода элемента 8 поступает на управляющий вход элемен- та 7, блокируя счетный вход счетчика з8„
После предъявления десяти групп сигналов-раздражителей на выходе счетчика 23 появляется импульс, который поступает на первый вход элемента И 28 и на вход элемента 29 задержки о Если испытуемый в каждой из двести групп сигналов дал верный от-- вет путем нажатия соответствующих кнопок ответа на пульте 8: К - короткие импульсы (точки), Л - длинные импульсы (тире), КД - смесь
коротких и длинных импульсов, начинающаяся с длинного импульса, то на выходе счетчика 2k появляется импульс, который поступает на второй вход элемента И 28. Импульс с выхода элемента И 28 подается на счетный вход счетчика 22, обеспечивая появление на его выходе единичного потенциала , который поступает на второй вход элемента И 252., высвечивает све тодиод ., и на управляющий вход счетчика 38, расширяя число выходов на один.
Задержанный импульс с выхода элемента 2S поступает на обнуляющие входы счетчиков 23 и 2k, возвращая их в исходное положение.
Следующая группа, предъявляемая испытуемому, состоит из четырех CHI- налов-раздражителей.
10
15
20
735885-10
Если после предъявления десяти групп число верных ответов, зафиксированных счетчиком 2, не соответствует числу предъявленных сигналов-i раздражителей, то импульса на выходе элемента И 28 не б.удет, т.е. счетчик
22остается в том же положении Задержанный импульс с выхода элемента
23возвращает счетчики 23 и 2k в ис-i ходное состояние. Испытуемому (обучач емому) в следующем цикле предъявляются группы, содержащие прежнее число сигналов-раздражителей,
flo окончании испытаний (тренировки) горение соответствующего светодиот да 30 указывает на наличие (тренируе- мость) навыка непроизвольного запоминания i
Использование изобретения в уст- ройствах для исследования психофизиологических реакций и оценки профессиональной пригодности позволит оценить и натренировать навыки непроизвольного внимания путем предъявления групп звуковых сигналов-раздражителей, различающихся длительностью импульсов, составляющих сигнал {короткие, длинные, их смесь, в которой необходимо запомнить также и
30 первый импульс), размещенных в группе случайно, с последующим увеличением числа сигналов в.группе при верном различении и воспроизведении контрольного сигнала из группы, ука- . зываемого случайно после предъявления всей группы. Степень навыка непроизвольного внимания оценивается количеством сигналов в группах, которые верно воспроизвел обучаемый
40 (испытуемый). Предлагаемый набор сигналов обеспечивает определение навыка непроизвольного запоминания у детей.
25
35
ормула изобретения
Устройство для оценки работы one ратора, содержащее формирователь импульсов, первый вход которого соединен с соответствующим выходом распределителя импульсов, а первый выход- с соответствующим входом блока предъявления звуковой информации, пульт обучаемого, выход которого подключен
к первому входу распределителя им- t пульсов, а выходы группы - к соответ-, ствующим входам первой группы блока сравнения, отличающееся тем, что, с целью расширения дидак-
1
тйческих возможностей устройства, в него введены первый регистратор, входы группы которого соединены с соответствующими выходами формирователя импульсов, а выходы с соответст-i вующими входами второй группы блока сравнения, блок задания эталонов и второй регистратор, входы группы которого соединены с соответствующими выходами блока задания эталонов, а выход - с первыми входами первого регистратора и блока задания эталонов, первый выход которого подключеу к второму входу первого регистратора и к первому входу второго регистратора, а второй выход - к соответствующим входам блока предъявления звуковой информации и второго регистра,
Сг 1Я
С1 ° I
JA 3 wr fj Фиг.З
3588512
при этом второй и третий выходы и второй, третий и четвертый входы распределителя импульсов соединены соответственно с вторым и третьим входами и вторым, третьим и первым выходами формирователя , импульсов, четвертый выход - с вторым входом блока задания эталонов, пятый выход- с третьими входами блока задания эталонов, блока предъявления информации и второго регистратора, а шестой выход - с четвертым входом второго регистратора, пятый вход, которого подключен к выходу пульта обучаемого, а- выход блока сравнения соединен с четвертым входом блока задания эталонов.
10
15
Фи&1
ФигЛ
v
v«
JJ
35
J4
J7
Г Т
/уг
Фие.8
Авторское свидетельство СССР V , кло G 09 В 9/00, 1978 | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Походная разборная печь для варки пищи и печения хлеба | 1920 |
|
SU11A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
( УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА |
Авторы
Даты
1992-05-23—Публикация
1990-07-30—Подача