Реечный рулевой механизм транспортного средства Советский патент 1982 года по МПК B62D3/12 

Описание патента на изобретение SU933522A1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к реечным рулевым механизмам транспортных средств.

Известен реечный рулевой механизм, содержащий зубчатую рейку, смонтированную в подшипниках в корпусе с возможностью осевого перемещения,вал с шестерней, который установлен.в подшипниках, также размещенных в корпусе по обе стороны шестерни и рейки} цилиндрический подшипник к эксцентричным отверстием, установленный в корпусе с возможностью вращения вокруг своей оси под действием тангенциально расположенной пружины, связывающей указанный подшипник с корпусом 1.

Недостатком такого механизма является то, что износ зубьев рейки в середине наибольший, а регулировка зацепления .шестерня-рейка производится в положении шестерни над серединой зубчатой части рейки,когда радиальные силы в зацеплении достигают минимальной величины, и тангенциальная пружина своим усилием проворачивает подшипник и приближает зубья рейки к зубьям шестерни. С ростом радиального усилия подшипник может заклиниваться силой трения; зависящей от величины радиальной силы, при этом по5твляется возможность защемления зубьев шестерни зубьями рейки вследствие неравномерного износа зубьев рейки в середине и на остальной длине зубчатой части рейки. Кроме того, поверхность подшипника в зоне контакта с боковой

10 поверхностью рейки изнашивается, что может привести к невозможности поворота втулки под действием усилия тангенциальной пружины и соответственно невозможности регулировки.

15

Целью изобретения является обеспечение автоматической регулировки заранее заданной величины зазора между зубьями рейки и шестерни и повышение надежности в эксплуатации

20 путем устранения заклинивания механизма.

Поставленная цель достигается тем, что в реечном рулевом механизме транспортного средства вал шес25терни по крайней мере с одной стороны установлен в эксцентричном подшипнике, между наружной поверхнрстью которого и внутренней поверхностью корпуса помещен с зазором трапецо30идальный элемент, установленный подвижно, подпружиненный против усилия тангенциальной пружины в направляютих корпуса и имеющий наклонные к направляющим две поверхности,расположенные в плоскостях, пересекающихся с окружностью наружной поверх ности подшипника,, при этом между од ной из наклонных поверхностей и внутренней поверхностью корпуса помещен элемент качения, причем трапецоидальный элемент, элемент качения и выступ на наружной повер сност эксцентричного подшипника связаны с тангенциальной пружиной через жесткую прокладку, а направляющие в кор пусе выполнены в плоскостях, параллельных плоскости, проходящей через ось наружной поверхности подшипника На фиг.1 изображен предлагаемый рулевой механизм, продольный разрез на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на. фиг.З - разрез Б-Б фиг.1; на фиг.4 разрез В-В фиг.З. Рулевой механизм типа рейкашестерня содержит корпус 1,в которо установлена в подшипниках 2 рейка 3 рулевого механизма. Зубья этой рейки входят в зацепление с зубьями шестерни 4, помещенной в цилиндрический подшипник 5 с эксцентричным отверстием. Подшипник 5 установлен на подшипниках 6 в корпусе 1. Шестерня 4, размещена в отверстии эксцентричного подшипника 5 в двух подшипниках 7, один из которых може воспринимать осевую нагрузку, ось 8 отверстия а эксцентрична оси 9 нару ного диаметра подшипника 5 на величину е . Подшипник 5 выступом 10 в боковой поверхности опирается через опорную шайбу 11 на тангенциаль но установленную пружину 12. На эту шайбу опирается и элемент 13 трапецоидальной формы, который шиее клиновый паз 14, где установлен цилиндрический ролик 15, стопорящий движение элемента 13 в одном из направлений. По торцу этот элемент поджШ1«ается опорной пружиной 16. Между поверхностью 17 элемента 1 и фигурной поверхностью 18 подшипника 5 имеется зазор (Л , величина которого не изменяется при перемещении элемента 13 и вращении подшипника 5 под действием усилия пружины 12. Пружина 12 опирается торцом на резьбовую пробку 19, которая контрится контргайкой 20, со стороны пружины 16 отверстие корпуса 1 закрывается заглушкой 21. При износе поверхности зубьев пары рейка-шестерня подшипник 5, опирающийся на шайбу 11, под действием усилия пр жины 12 .поворачивает ся в подшипниках 6, при этом центр вращения шестерни 4, двигаясь относительно оси 9 подшипника 5 по радиусу, определяемому величиной эксцентриситета е , приближается к зубьям рейки 3, компенсируя появившийся износ зубьев рейки и шестерни. Угол поворота шестерни определяется величиной износа поверхности зубьев пары рейка-шестерня. При осевом перемещении шайбы 11, вызванном износом зубьев рейки и шестерни, перемещается элемент 13. Между поверхностью 17 последнего и поверхностью 18 подшипника 5 при осевом перемещении элемента 13 и вращений этого подшипника сохраняется зазор с . Ролик 15 при движении элемента 13 в этом направлении проскальзывает по поверхности отверстия корпуса 1,не оказывая сопротивления движению этого элемента. Вследствие неравномерности износа зубьев рейки 3 в середине и по на правлению к концам зубчатой части рейки, а также .непрямолинейности оси рейки, межцентровое расстояние между осью рейки 3 и осью вращения шестерни 4 должно увеличиваться при движении этой рейки в крайние положения или при увеличении непрямолинейности участка зубчатой части рейки. . В этом случае под действием радиального усилия, действующего в зацеплении рейка-шестерня, подшипник 5 вращается в направлении, противоположном усилию пружины 12, увеличивая межцентровое расстояние. При этом выступ 10 на поверхности подшипника 5, действуя на шайбу 11, сжимает пружину 12, а поверхность 18 подшипника 5 опирается на поверхность 17 элемента 13, зазор a уменьшается до нуля. Ролик 15 стопорит движение элемента 13, воспринимающего нагрузку от радиальной силы, действующей в зацеплении рейка-шестерня. Зазор между наружной поверхностью подшипника, поверхностью трапецеидального элемента выбран, исходя из требуемого эксплуатационного зазора в зацеплении шестерни с рейкой. Этот зазор необходим для исключения возможного заклинивания относительного перемещения рейки и шестерни при работе рулевого механизма и он (зазор) автоматически поддерживается,, благодаря перемещению трапецоидального элемента в направляющих корпуса, удерживающих его на Зсщанном расстоянии от поверхности подшипника, а также благодаря взаимодействию трапецеидального элемента, ролика и выступа на эксцентричном подшипнике с общей для них поверхностью прокладки, размещенной на торце тангенциально (по отношению к подшипнику) установленной пружины. , Кроме того,трапецеидальный элемент упруго поджат к подпружиненной прокладке, а поверхность выступа на подшипнике, обращенная к наклонной поверхности элемента, выполнена с большнм радиусом (чем радиус подшип ника} и плавно сопрягается с цилиндрической поверхностью подшипника. Таким образом, предлагаемый механизм обеспечивает автоматическую регулировку зазора в зубчато-реечно паре, компенсируя износ в зацеплении. В результате повышается надежность в работе реечного рулевого механизма, так, как исключается воз можность заклинивания движения рейки, или шестерни вследствие автомати ческого обеспечения в паре шестерня рейка требуемого рабочего зазора, что повышает безопасность автомобиля в целом. Формула изобретения 1. Реечный рулевой механизм тра портного средства, содержащий зубчатую рейку, установленную в подшипниках в корпусе с возможностью осевого перемещения, вал с шестерней, установленный в подшипниках, также размещенных в корпусе по обе стороны шестерни и рейки, цилиндри ческий подшипник с эксцентричным о верстием, смонтированный в корпусе с возможностью вращения вокруг сво оси под действием тангенциально установленной пружины, связывающей указанный подшипник с корпусом, о тличающийся тем, что, с целью автоматической регулировки зазора в зацеплении и повБшемия надежности в эксплуатации, вал шестерни, по крайней мере с одной стороны установлен в эксцентричном подшипнике, между наружной поверхностью которого и внутренней поверхностью корпуса помещен с зазором трапецеидальный элемент, установленный подвижно, подпружиненный против усилия тангенциальной пружины в направляющих корпуса и имеющий наклонные к направляющим две поверхности, расположенные в плоскостях, пересекающихся с окружностью наружной поверхности подшипника, при этом между одной из наклонных поверхностей и внутренней поверхностью корпуса помещен элемент качения, причем трапецеидальный элемент, элемент качения и выступ на наружной поверхности эксцентричного подшипника связаны с тангенциальной пружиной через жесткую прокладку. 2. Механизм по п.1, отлич аю щ и и с я тем, что направляющие в корпусе выполнены в плоскостях, параллельных плоскости, проходящей через ось наружной поверхности подшипника. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент Великобритании № 1451731,. кл. В 62 D 3/12, 1976 (прототип).

Похожие патенты SU933522A1

название год авторы номер документа
Реечное рулевое управление транспортного средства 1978
  • Эрих Яблонски
SU976842A3
ШАРОВОЙ КРАН 2016
  • Вахрамов Николай Александрович
RU2617520C1
МНОГОСЛОЙНЫЙ ПОЛЗУН И НАПРАВЛЯЮЩАЯ ЗУБЧАТОЙ РЕЙКИ РЕЕЧНОГО РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА АВТОМОБИЛЯ, В КОТОРОМ ОН ПРИМЕНЯЕТСЯ 2009
  • Янасе Сумихиде
  • Накамару Такаши
  • Ватаи Тадаши
  • Такамура Сатоши
  • Ямашита Еиичи
RU2476343C2
Автомобильный реечный рулевой механизм с переменным передаточным отношением (варианты) 2019
  • Греш Кирилл Олегович
RU2710066C2
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ И РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ РЕЕЧНОГО ТИПА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В АВТОМОБИЛЕ 2007
  • Хиросе Масахико
  • Хашимото Масааки
  • Охара
  • Танака Такахиро
  • Каида Хидетоши
  • Шимура Масао
RU2409772C2
ВИБРОСТЕНД 2000
  • Рогов В.А.
RU2188404C1
ШАРОВОЙ КРАН 2016
  • Вахрамов Николай Александрович
RU2616435C1
ЗАПИРАЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ЗАМКА 1994
  • Рычков Г.Н.
  • Рычков И.Г.
RU2098583C1
ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ РУЛЕВОГО ПРИВОДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Гинцбург Л.Л.
  • Каплин В.И.
  • Гнипович В.И.
  • Гурфинкель Е.А.
  • Усов Л.А.
RU2091263C1
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ 2014
  • Хафермальц Йенс
  • Фюхзель Деннис
RU2617294C1

Иллюстрации к изобретению SU 933 522 A1

Реферат патента 1982 года Реечный рулевой механизм транспортного средства

Формула изобретения SU 933 522 A1

SU 933 522 A1

Авторы

Захаров Владимир Никанорович

Языков Сергей Николаевич

Даты

1982-06-07Публикация

1980-08-20Подача