Изобретение относится к геофизическим исследованиям скважин.
Известен способ электрического каротажа сухих скважин индукционным методом, заключающийся в перемещении зонда по скважине,возбуждении в горных породах пульсирующего электромагнитного поля и измерении ЭДС, возникаюцей в приемных под действием изменения этого поля 1.
Недостатками известного способа являются необходимость применения специальной аппаратуры индукционного каротажа, отличающейся большой слож ностью, а сложность методики измерений и интерпретации, а также невозможность изучения скважин методами естественных полей.
Наиболее близким к предлагаемому является способ электрического каротажа сухих скважин по методу скользящих контактов, заключающийся в переремещении зонда по скважине и измерении параметров естественного и возг буждаемого током питающих электродов искусственного электрических полей. При этом способе электрическая связь зонда со стенками скважины осущест.вляется с помощью различного рода гибких или подпружиненных электродов,
иногда довольно сложной конструкции 2 .
Указанный способ обладает невозможностью каротажа скважин, имеюцих каверны и значительные неровности стенок. Существенные недостатком способа является также частое нарушение контакта со стенками скважины при значительной шероховатости послед10ней. Это проявляется на каротажных, диаграммах в виде частых .всплесков , что весьма затрудняет обработку и иКтерпретацию результатов каротажа.
15
Цель изобретения - повышение эффективности и точности измерений электрических параметров при каротаже сухих скважин, имеющихкаверны и неровности стенок.
20
Поставленная цель достигается тем, что при каротаже способом, заключающимся в перемоцении зонда по скважине и измерении параметров естественного и возбуждаемого током пита25 Ю1ДИХ электродов искусственного электрических полей, скважина заполняется электропроводной пеной.
Пену получают путем вспенивания раствора пенообразователя, например барботированием сжатым воздухом 10%
30 раствора синтонола. с целью повышения электропроводности пены в раствор добавляют соль электролита, например 20 г/л хлористого кальция. Способ осуществляется следующим образом.. Доставку зонда к забою скважины производят с доставочных штанг, представляпцих собой алюминиевые трубы со стыковочными устройств ми на концах. Пеовая от зонда штанга должна иметь в боковой;части отверстие для вьЕхода пены. В случае применения для доставки зонда бурильных труб между зондом и первой трубой включают переходник, имеющий в «оковой части отверстие для выхода пены, подсоединив к зонду каротажный кабель с помсяцью разъема и первую доставочную штангу, вводят его в скважину. Наращивая/колонну доставочных штанг, зонд доставляют к забсоо скважины. , После доставки каротажного зонда к забою скважины последнюю .штангу сбвЯЕИНяют юлангом с выходом пеногене ратора и включают последний. Пена иэ леш генератора по шлангу и достаВОЧНБ04 штангам поступает к забою скважины и заполняет ее. Подачу пены производят до полного заполнения скважины (до появления пены из устья Пеногенератор выключают и отсоединяют шланг. Включают электрокаротажную станцию и, наматывая каротажный кабель на барангдлебедки, производят электрический каротаж скважины. Мето дика проведения собственно электрического каротажа заполненной пеной скважиныпрактически не отличается от методики каротажа водозаполненных скважин. Предлагаемый способ позволяет производить ста ндартной электро-. каротажной аппаратурой с применением стандартных каротажных зондов каротаж скважин, которые не могут быть заполнены жидкостью из-за сильного поглощения последней или положительных углов наклона скважин. Предлагаемым способом целесообраз но проводить электрический каротаж скважин, пробуренных из подземных вьфаботок по пласту угля. Эти скважины в большинстве случаев являются сухими и отличаются повышенной каверноэностью из-за малой крепости угля. . Каротаж скважин предлагаемьм способом позволяет своев.р€ менно выявлять нарушенность угольных пластов с целью предупреждения непредвиденной встречи угледобывающих комплексов с тектоническими нарушениями. Это повышает экономическую эффективность и безопасность очистных работ. При каротаже предлагаемым способом сухой модельной скважины получены диаграммы, аналогичные полученным при каротаже той же скважины, Заполненной водой, в то время как при карота:же этой скважины, по методу скользящих контактов, отмечались искаже-. ния в записи диаграмм и -перерывы в записи на неровных участках скважины. Формула изобретения Способ электрического каротажа .сухих скважин, заключающийся в перемещении зонда по скважийе и измерении паргшетров естественного и воэбуждаемогб током питающих электродов искусственного электрических полей, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности и точности измерений электрических параметров, сквгикину заполняют электропроводной пеной. Ис:гочники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Плюснин М.И. Индукционный каротаж, М., Недра, 1968, с.78-80. 2.Справочник геофизика. Т. 2, М., Гостоптехиздат, 1966, с. 152154 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ электрического каротажа сухих скважин | 1983 |
|
SU1140079A2 |
СПОСОБ ГЕОНАВИГАЦИИ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ СКВАЖИН | 2001 |
|
RU2230343C2 |
Способ электрического каротажа скважин через металлические трубы | 1990 |
|
SU1798754A1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПО ДАННЫМ МЕТОДА СОПРОТИВЛЕНИЙ В СКВАЖИНАХ, ЗАПОЛНЕННЫХ СКВАЖИННЫМ ФЛЮИДОМ С НИЗКОЙ ПРОВОДИМОСТЬЮ | 2007 |
|
RU2462735C2 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМБИНИРОВАННОГО ИНДУКЦИОННОГО КАРОТАЖА И КАРОТАЖА С ФОРМИРОВАНИЕМ ИЗОБРАЖЕНИЙ | 2007 |
|
RU2447465C2 |
СПОСОБ ГЕОНАВИГАЦИИ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ СКВАЖИН И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2008 |
|
RU2395823C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КАРОТАЖА В РУДНЫХ СКВАЖИНАХ | 2010 |
|
RU2456643C2 |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА НЕФТИ В ПЛАСТЕ МЕТОДОМ ДИЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СПЕКТРОСКОПИИ | 2016 |
|
RU2670083C2 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДЕЛЬНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОТРОПНОГО И АНИЗОТРОПНОГО ПЛАСТА ПРИ НАЛИЧИИ ПРОНИКНОВЕНИЯ | 2004 |
|
RU2380727C2 |
Способ электрического каротажа | 1990 |
|
SU1749872A1 |
Авторы
Даты
1982-06-07—Публикация
1980-12-31—Подача