Тепловой аналог электродвигателя Советский патент 1982 года по МПК H02H7/85 

Описание патента на изобретение SU936187A1

I

Изобретение относится к электро- технике, предназначено для создания тепловой модели электродвигателя, которая может быть использована в устройствах тепловой защиты электродвигателей.

Известно устройство для релейной защиты от перегрева, позволяющее воспроизводить температуру обмоток электродвигателя, основанное на том,- что если на вход контура, состоящего из сопротивления и емкости, постоянная времени которого равна постоянной времени нагрева электродвигателя, подавать напряжение, пропорциональное квадрату тока нагрузки электродвигателя, то напряжение на емкости будет пропорционально текччературе обмоток электродвигателя и изменяться по тому же закону ij.

Это устройство выполненное с активно-емкостным контуром, на входе которого устанавливается квадратор для воздействия напряжения вторичной

обмотки трансформатора тока в квадрат, не находит широкого применения, так как обладает .целым рядом существенных недостатков.

В связи с тем, что электродвигатель в тепловом отношении является неоднородным телом и его кривые нагрева и охлаждения представляют собой суммы экспонент, замена которых эквивалентной экспонентой приво10дит к тому, что несмотря на то, Мто общая длительность теплового переходного процесса двигателя и его теплового аналога будет одинаковой . имеются существенные отклонения на

IS начальных этапах переходного процесса, особенно для кривой охлаждения. Поэтому при работе двигателя с переменной нагрузкой или повторнократковременным режиме происходит

20 постоянное накопление ошибки рассогласования, которое приводит в конечном счете к значительному расхождению показания теплового аналога и истинной температуры обмоток электродвигателя. Это существенно ограничивает функциональные возможности устройства защиты от перегрева и снижает точность его работы. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является ус ройстйо для защиты электродвигателя от перегрева, содержащее тепловой аналог, представляющий собой активно-емкостный контур, причем с целью учета процессов теплообмена между обмотками и активным железом активное сопротивление контура шунтировано нелинейным сопротивлением. Подобный подход дает более точное совпадение кривых нагрева и охлаждения двигателя с кривыми теплового аналога }. Основным недостатком данного устройства является то, что в схеме теплового аналога используется нели нейный элемент, вольт-амперная характеристика которого должна менять ся для двигателей разного типа, раз ной мощности и даже режима работы (охлаждения и нагрева. Этрэначительно снижает функциомаяьные возможности устройства. Выбор необходи го нелинейного элемента для теплово го аналога связан с анализом перехо ных процессов в нелинейных цепях, что снижает точность подбора кривых теплового аналога, а следовател но, и точность работы устройства. Кроме того, значительное расхождени кривых нагрева и охлаждения в предл гаемой схеме учитывают добавлением только активного сопротивления, что снижает точность подбора кривой охлаждения и: срабатывания устройств в повторно-кратковременном режиме работы двигателя. Цель изобретения - более точное моделирование теплового состояния электродвигателя. Для достижения поставленной цели тепловой аналог выполнен в виде сло ной активно-емкостной цепи, состоящей только из линейных элементов. На фиг. 1 приведена схема предла гаемого теплового аналога; на фиг. 2 - схема его включения в устройство тепловой защиты. Тепловой аналог представляет собой сложную активно-емкостную цепь (фигЛа), в которой последовательно с сопротивлением 1 и емкостью 2 вкл 74 чена параллельная ветвь из активных сопротивлений 3, t и емкости 5, причем в ветви активного сопротивления i имеется ключ 6. На фиг. 1 Гключ 6 заменен вентилем 7. Устройство защиты, двигателя от перегрева, выполненное на основе предлагаемого теплового аналога, состоит из трансформатора тока 8, квадратора 9 теплового аналога 10 и исполнительного механизма 11. Трансформатор тока включен в силовую цепь электродвигателя. Напряжение его вторичной обмотки подается на вход квадратора, в котором формируется сигнал, прямо пропорциональный греющим потерям электродвигателя. Этот сигнал подается на вход теплового аналога. Параметры аналога подбираются таким образом, что изменение напряжения на обкладках конденсатора 2 прямо пропорционально температуре обмотки двигателя. Когда напряжение на зажимах конденсатора 2 достигает значеНия, соответствующего предельно допустимой температуре нагрева обмотки электродвигателя, исполнительный механизм подает сигнал на снижение нагрузки или отключение двигателя. При работе электродвигателя ключ 6 замкнут, ja при отключении его - разомкнут, за счет чего учитывается различие кривых нагрева и охлаждения двигателя. Известно, что электродвигатель в тепловом отношении представляет собой неоднородное тело, которое можно представить в виде нескольких .тел, обладающих различными теплоемкостями и соединенных между собой тепловыми сопротивлениями, величина которых различна при включенном и отключенном двигателе, поэтому кривые теплового переходного процесса представляют собой сумму экспонент с различными постоянными времени, зависящими от теплоемкости тел и тепловых сопротивлений. Распространенное представление двигателя в виде двух тел позволяет учесть основные различия теплоемкостей обмоток и активного железа. Кривые нагрева и охлаждения в этом случае представляют собой сумму двух экспонент с малой и большой постоянными времени, условно называемыми постоянными меди и стали. Экспериментальные кривые нагрева и охлаждения подтверждают справедливость такого подхода и хорошо аппроксимируются двумя экспонентами с малой и большой постоянными времени, Попытка аппроксимировать кривые теплового переходного процесса одной экспонентой приводила к тому, что, хотя общая длительность переходного теплового процесса истинной и аппроксимирующей кривых бьша одинаковой, наблюдались значительные отключения на промежуточных этапах переходного процесса, особенно для кривой охлаждения, поэтому если для длительного режима работы двигателя с постоянной нагрузкой это не приводит к существенным ошибкам, то при переменной нагрузке или в повторно-кратковременном режимах р1абот электродвигателя происходит постоян ное накопление ошибки и сигнал на выходе теплового аналога значительн отличается от истинной температуры обмотки двигателя. Предлагаемый тепловой аналог содержит два реактивных элемента ( кон денсаторы 2 и 5), поэтому кривые переходного процесса .в нем представ ляют сумму двух экспонент с малой и бояьиюй постоянными времени, ;что обеспечивает хорошее совпадение с криШ)1ми нагрева и охлаждения 76 электродвигателя на всех этапах переходного процесса при любых режимах работы двигателя. Кроме того, предлагаемый тепловой аналог выполнен на базе только линейных элементов что значительно облегчает настройку и подбор необходимых параметров аналога, а следовательно и большую точность работы устройства защиты от перегрева электродвигателя в целом. Формула изобретения Тепловой аналог электродвигателя, содержащий резистивно-емкостный контур, отличающийся тем, что, с целью более точного моделирования теплового состояния электродви гателя, последовательно с вышеупомянутым контуром включена цепь из параллельно соединенных двух сопротивлений и конденсатора, причем в ветвь одного из сопротивлений включен ключ или вентиль. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Риман Я.С. Защита подземных электроустановок угольных шахт. М., Недра, 1977, с. 150-152. 2.Авторское свидетельство СССР N19773, кл. Н 02 Н 7/08, 1966.

иг.г

Похожие патенты SU936187A1

название год авторы номер документа
Тепловой аналог электродвигателя 1981
  • Дудник Михаил Захарович
  • Федоров Михаил Михайлович
  • Михайлов Владимир Евгеньевич
  • Мариночкин Виктор Павлович
SU1001294A2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЕРЕГРЕВА И УВЛАЖНЕНИЯ 1992
  • Корчемный Николай Александрович[Ua]
  • Юсупов Нариман Абдулаевич[Ua]
  • Филоненко Анатолий Федорович[Ua]
RU2033674C1
УСТРОЙСТВО для ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТПЕРЕГРЕВА 1967
SU197734A1
Устройство для защиты электродвигателя от перегрева и увлажнения 1988
  • Корчемный Николай Александрович
  • Юсупов Нариман Абдулаевич
  • Гирченко Михаил Тихонович
  • Филоненко Анатолий Федорович
SU1683115A1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОУСТАНОВКИ ОТ ПЕРЕГРЕВА 2015
  • Булычев Александр Витальевич
  • Ефимов Николай Самсонович
  • Козлов Владимир Николаевич
RU2586110C1
Устройство для тепловой защиты электродвигателя 1983
  • Дудник Михаил Захарович
  • Федоров Михаил Михайлович
  • Михайлов Владимир Евгеньевич
  • Мариночкин Виктор Павлович
SU1089692A1
Устройство для тепловой защиты электродвигателя 1981
  • Кузьмин Петр Петрович
  • Новиков Петр Иванович
  • Шошмин Владимир Александрович
SU1083282A1
Устройство для защиты электроустановки от перегрузки 1977
  • Панченко Владимир Ильич
  • Буряк Станислав Федорович
  • Плющ Александр Федотович
  • Остренко Виктор Сергеевич
  • Кругляк Татьяна Александровна
SU674146A1
Устройство тепловой защиты электродвигателя следящей системы 1989
  • Аистов Владислав Владимирович
  • Бродский Лазарь Ефимович
  • Кутузов Владимир Кузьмич
  • Лобаков Владимир Петрович
SU1601685A2
Устройство для защиты электродвигателя от перегрева 1986
  • Булычев Александр Витальевич
  • Третьяков Владимир Львович
SU1374325A1

Иллюстрации к изобретению SU 936 187 A1

Реферат патента 1982 года Тепловой аналог электродвигателя

Формула изобретения SU 936 187 A1

SU 936 187 A1

Авторы

Дудник Михаил Захарович

Федоров Михаил Михайлович

Михайлов Владимир Евгеньевич

Паркесов Владимир Георгиевич

Соломченко Николай Николаевич

Даты

1982-06-15Публикация

1980-07-18Подача