Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрогенераторам подвижньис объектов, главным образом автомобилей и тракторов.
Известна электрическая мгшшна,содержащая статор и зубчатый роторг размещенный между статором и неподвижным магнитопроводом и установленныда на оси 1.
Недостатком такой конструкции является ее сложность , что связано с трудностью ее разборки.
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является электрическая машина, содержащая, статор и зубчатый пакет ротора, установленный коаксиально в зазоре между статором и неподвижнЕлл магнитопроводом с кольцевой обмоткой возбуждения на втулке,соединенной с вентилятором и шкивом и установленной на наружных обоймах подшипников,опирающихся на неподвижный вал, закрепленный одним концом в центральном отверстии магнитопровода 2.
Данная конструкция электрической машины характеризуется низкой долговечностью работы конструкции по подшипниковому узлу из-за его повышенного нагрева, тал как теплоотвод
от внутренних обойм подшипников ввиду отсутствия циркуляции охлаждающего воздуха у неподвижного вала, на котором они расположены, невозможен .
Цель изобретения - повьвиение долговечности.
Указанная цель достигается тем,
10 что на втулке в зоне между подшипниками выполнены разнесенные аксиально два ряда радиальных каналов, причем суммарные объему каналов в разных рядах различны. Креме того, на одном из рядов отверстий втулки мо15жет быть установлена решетка центро«5ежного вентилятора. ,
На фиг. 1 изображена конструкция прех(лагаемой электрической машины; на фиг. 2 - ее вариант с крыльчаткой.
20
Электрическая машина включает статор 1, неподвижный магнитопровод 2 с кольцевой обмоткой возбуждения 3, пакет ротора 4, закрепленный на втулке 5, выполненной совместно с венти25лятором 6 и шкивом 7, подшипники 8 и 9, неподвижный вал 10. Во втулке 5 имеется два ряда радиальных каналов 11 и 12 разного общего объема. Для увеличения эффективности охлаждения
30 предлагается над рядом отверстий 12 расположить крыльчатку центробежного вентилятора 13. Генератор работает следующим образом. При приведении во вращение ременной передачей через шкив 7 его ротора приходит во вращение втулка 5 и соединенный с ней зубчатый пакет ротора 4, перемещение которого создает в статоре 1 изменение магнитного потока, возникающего в магнитопрово;де 2, и появляется электродвижущая сила. При этом все части генератора, в том числе подшипники 8 и 9, нагреваются и требуют охлаждения как по внутренним, так и по нарухсным обоймам. Охлаждение внутренних обойм под шипников 8 и 9 осуществляется валом 10 при вращении втулки 5. Поскольку суммарные объемы рядов отверстий 11 и 12 во втулке 5 отличаются между собой, то при вращении этой втулки 5 разное количество воздуха выбрасывается центробежной сило через эти отверстия в единицу времени, между отверстиями возникает разность давления, которое заставляет воздух всасываться через ряд отверстий, например 12,-с большим объемом. При этом внутри втулки 5 возникает циркуляция воздуха, которая охлажда ет вал 10 и внутренние обоймы подшипников 8 и 9, снижая их нагрев и увеличивая долговечность. Использование предлагаемого изобретения повышает срок службы подшипников в среднем на 20%, что дает экономический эффект ориентировочно 20 тыс. руб. в год на генераторах типа 21.3701. . Формула изобретения 1.Электрическая машина, содержащая статор и ротор, закрепленный на втулке, установленной на наружных обоймах двух подшипников, расположенных на одном конце вала, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, на втулке в зоне между под.шипниками расположены в аксиальном направлении два ряда радиальных каналов, причем суммарные объемы каналов разных рядов различны. 2.Машина поп, 1, отличающаяся тем, что над.одним из рядов отверстий втулки установлена крыльчатка центробежного вентилятора . Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент Франции 1568828, кл. Н 02 К,1967. 2.Авторское свидетельство СССР № 677043, кл. Н 02 К 19/20, 1972.
8 S
И
Раг.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Индукторный генератор | 1972 |
|
SU677043A1 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2277281C2 |
ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С НЕЗАВИСИМЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ С ЖИДКОСТНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ | 2020 |
|
RU2741053C1 |
Индукторный генератор | 1985 |
|
SU1336162A1 |
БЕСКОНТАКТНЫЙ КОГТЕОБРАЗНЫЙ ГЕНЕРАТОР | 2001 |
|
RU2194350C1 |
ЖИДКОСТНОЗАПОЛНЕННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1994 |
|
RU2080728C1 |
ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2022 |
|
RU2782339C1 |
Самотормозящийся сдвоенный аксиальный асинхронный электродвигатель | 2017 |
|
RU2642435C1 |
СТАБИЛИЗИРОВАННЫЙ СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР | 1996 |
|
RU2159983C2 |
БЕСКОНТАКТНЫЙ СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР | 2003 |
|
RU2231199C1 |
Авторы
Даты
1982-06-15—Публикация
1980-07-28—Подача