Объемный гидравлический забойный двигатель Советский патент 1982 года по МПК E21B4/02 

Описание патента на изобретение SU941526A1

1

Изобретение может быть использовано при бурении нефтяных и газовых скважин, горном деле.

Известен объемный гидравлический забойный двигатель, включающий корпус, многоцилиндровый привод и распределительный узел 1 .

Наиболее близким к изобретению техническим решением является объемный гидравлический забойный двигатель, включающий корпус, многоцилиндровый привод, распределительный узел, толкатели на щтоках порщней с винтовыми поверхностями правого и левого направления для взаимодействия с двумя фигурными выступами цилиндра, приводной вал 2.

Недостатком данного двигателя является деформация (разрушение) рабочего профиля толкателей и фигурных выступов приводного вала. При запуске и работе двигателя без нагрузки вследствие автономности работы цилиндров привода какой-либо толкатель заклинивает на плоскости (параллельной образующей приводного вала) фигурного выступа. При сходе с плоскости деформируется необратимо рабочий профиль толкателя и фигурных выступов вала.

Если, например, частота хода (время двойного хода) какого-либо толкателя с учетом потерь холостого хода механической части двигателя (приводного вала, опоры (шпинделя) и т. п.) меньше частоты свободного хода остальных толкателей (с учетом только собственных потерь), то заклинивание двигателя происходит с частотой К fmax-fmin К - частота заклинивания (по аналогии с частотой биения),

10 гпах и fmin частоты хода толкателей. Кроме того, недостатком является аварийный износ рабочих поверхностей фигурных выступов вала и толкателей вследствие пластической деформации из-за больших удельных давлений.

15 Цель изобретения - повышение надежности запуска и долговечности двигателя. Цель изобретения достигается тем, что двигатель снабжен дополнительными цилиндрами с фигурными выступами, причем цилиндры с фигурными выступами установлены на приводном валу посредством храповых муфт, свободного хода, начало сцепления которых в каждом цилиндре смещено относительно других цилиндров на угол 2д/п, где п - количество толкателей, а общее количество цилиндров равно числу толкателей. Кроме того, храповая муфта свободного хода каждого цилиндра имеет рабочие пары различной длины. При этом каждый толкатель имеет подпружиненный шарик, а цилиндры выполнены с продольными канавками для фиксации шариков. На фиг. 1 изображен двигатель, продольный разрез; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1 (муфты свободного хода не показаны); на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 разрез Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5 - схема расположения рабочих пар храповик-зуб муфт свободного хода верхней, средней и нижней гильз. Гидравлический объемный двигатель состоит из корпуса 1 с продольными пазами 2, упорных подшипников 3 и 4, многоцилиндрового привода 5 с распределительным узлом, включающего штоки б-8 поршней с толкателями 9, снабженными винтовыми поверхностями правого 10 и левого 11 напряжения, цилиндров 12, которые снабжены фигурными выступами 13 и 14 с винтовыми поверхностями 15 и 16 ответной формы и последовательно расположены на приводном валу 17 на храповых муфтах свободного хода 18. На поверхности цилиндров 12 выполнены продольные канавки 19, а плоскости 20 фигурных выступов 13 и 14 выполнены параллельными образующей цилиндра. В направляющих 21 толкателей 9 выполнены каналы 22, в которые помещены шарики 23 с пружиной 24. По контуру толкателей 9 выполнена дорожка качения (канавка) 25, снабженная шариковым рядом 26. Двигатель работает следующим образом. Энергоноситель приводит в действие штоки 6-8 с толкателями 9, которые, совершая возвратно-поступательные перемещения, входят в периодический контакт с винтовыми поверхностями зацепления 15 и 16 фигурных выступов 13 и 14 цилиндров 12 и вращают последние по часовой стрелке. Вращающий момент от цилиндров 12 передается на вал 17 двигателя при помощи храповых муфт свободного хода 18. Начало сцепления муфт свободного хода 18 каждого цилиндра 12 с валом 17 сдвинуто относительно друг друга по фазе на угол 2 11 /3 (при трех толкателях) для предотвращения остановок вала двигателя, например, если начало сцепления для каждой силовой пары толкатель-цилиндр совпадает по фазе то вал двигателя остановится при одновременном переключении толкателей 9 на обратный ход (см. фиг. 5). Для сдвига начала сцепления рабочие пары храповик-зуб муфты свободного ход 18 выполняются различной длины 1 (1 - максимальная длина рабочей пары, см. фиг. 5). Для предотвращения упора толкателя 9 в вершину фигурного выступа 14 при запуске двигателя цилиндры 12 при сборке устанавливаются в положение, когда подпружиненный шарик 23 в направляющей толкателя 9 фиксируется в какой-либо из канавок 19 цилиндра. Для снижения коэффициента трения и увеличения вращающегося момента по контуру толкателей 9 выполнена дорожка качения 25, снабженная шарика.ми 26. Осевые усилия от штоков 6-8 привода 5 воспринимаются упорными подшипниками 3 и 4. Изобретение исключает разрушение рабочих поверхностей фигурных выступов цилиндра и толкателей при запуске и работе двигателя без нагрузки. Кроме того, замена пары трения скольжения на пару трения качения при одних и тех же габаритах двигателя увеличивает вращаюцд,ий момент в 1,5-2 раза. Формула изобретения 1.Объемный гидравлический забойный двигатель, включающий корпус, многоцилиндровый привод, распределительный узел, толкатели на штоках поршней с винтовыми поверхностями правого и левого направления для взаимодействия с двумя фигурными выступами цилиндра, приводной вал, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности запуска и долговечности, двигатель снабжен дополиительны.ми цилиндрами с фигурными выступа.ми, приче.м цилиндры с фигурными выступами установлены на приводном валу посредством храповых муфт свободного хода, начало сцепления которых в каждом цилиндре смещено относительно других цилиндров на угол 2il/n, где п - количество толкателей, а общее количество цилиндров равно щагу толкателей. 2.Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что храповая муфта свободного хода каждого цилиндра имеет рабочие пары различной длины. 3.Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что каждый толкатель имеет подпружиненный шарик, а цилиндры выполнены с продольными канавками для фиксации щариков. Источники инфор.мации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 69420, кл. Е 21 В 4/02, 1941. 2.Авторское свидетельство СССР № 463770, кл. Е 21 В 4/02, 1972 (прототип).

/

J

/J

12

фуг. 1

1

-/ ff7O e/7// /77tyJ

Похожие патенты SU941526A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ АКТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВАЛ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1997
  • Щетинин М.Н.
RU2126892C1
Пружинный стартер двигателя внутреннего сгорания 1989
  • Фаерштейн Рувим Иосифович
SU1740763A1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Стробыкин Виталий Николаевич
  • Стробыкин Олег Витальевич
RU2021909C1
Одноплунжерный топливный насос для многоцилиндровых двигателей 1955
  • Рябинин Н.П.
SU104310A1
ИНЕРЦИОННЫЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРУЖИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ 1999
  • Персидский С.А.
RU2151323C1
Устройство для комбинированного управления двигателем и муфтой сцепления транспортного средства 1988
  • Галевский Евгений Александрович
  • Васильев Валерий Павлович
  • Артамонов Владимир Иванович
SU1523415A1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1
ИНЕРЦИОННЫЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРУЖИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ 1999
  • Персидский С.А.
RU2153099C1
Коробка передач транспортного средства 1983
  • Коробка Константин Антонович
SU1177179A1
Устройство для испытания пластов 1977
  • Пустов Валерий Викторович
  • Аракелян Эдуард Иванович
SU791965A1

Иллюстрации к изобретению SU 941 526 A1

Реферат патента 1982 года Объемный гидравлический забойный двигатель

Формула изобретения SU 941 526 A1

2f

6-6

Ф1/г.д

О /3 /д f /J /j

у-

Ф1/г.

fPt/Z.5

SU 941 526 A1

Авторы

Рыжов Евгений Иванович

Даты

1982-07-07Публикация

1980-08-14Подача