(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
1
Изобретение относится к области вьГчислительной техники и может быть использовано для обучения водителей в тре нажерах транспортных средств и в исследовательских стендах.
Известно устройство для моделирования двигателя внутреннего сгорания, содержащее интегратор, выполненный на усилителе, выход которого одновременно подключе« к входам модели регулято- ,Q pa и функционального преобразователя характеристик двигателя, выход которого подключен к первому рходу интегратора, а выход модели регулятора подключен ко второму входу функционального щэе- 1,5 образователя характеристик двигателя
Недостатком устройства является то, I что оно не моделирует пусковые характеристики двигателя и влияние темпера- , туры -масла на запус и глушение дви- 1го гателя.
Наиболее близким по технической сущности к .предлагаемому является устройство, содержащее регулятор подачд топлива, интегратор, сумматоры, инверторы, делитель напряжения, блоки воспроизведения нелннейностей, инерционный блок и блоки сравнения 21.
К недостатку этого устройства также -следует отнести невозможность моделирования пусковых характеристик.
Цель изобретения - расширение функ.циональных возмолсностей за счет воспроизведения пусковых характеристик двигателя.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство для моделирования двигателя внутреннего сгорания, содержащее интегратор, блоки воспроизведе-.ния нелинейностей, сумматор, источник питания, блок сравнения и выпрямительный элемент, введены усилитель и датчик темдературы масла, выход которого соединен с первым входом сумматора, второй вход которого подключен к выходу источника питания, выход сумматора соединен с первым входом блока сравнения, выход которого через выпрямительный элемент подключен к первому входу интегратсра, выход которого непосредственно соединен со вторым входом блока сравнения, с первым входом первого блока воспроизведения нелинейноети и цепочку из последовательно соединенных усилителя и второго блока воспроизведения нелинейности подключен к второму входу первого -блока воспроиз ведения нелинейности, выход которого соединен с вторым входом интегратора. На чертеже представлена схема устройства для моделирования двигателя внутреннего сгорания. Оно содержит интегратор 1, выпрямительный элемент 2, блок 3 сравне- . ния, блоки 4 и 5 воспроизведения нелинейностей, сумматор 6, датчик 7 температуры масла, источник питания 8 и усилитель 9. Блок 4 и усилитель 9 образую модель регулятора Ю, в которой входно величиной является напряжение, пропорциональное обс эотам выходного вала дви гателя, а выходной - напряжение, пропорциональное перемещению управляющег элемента, функциональная зависимость . блока 5 представляет собой зависимость крутящего момента двигателя от оборотов коленчатого вала. Устройство работает следующим образом. Основное уравнение, на котором основауа работа устройства, имеет вид ,)-Мс, где - момент инерции, приведенный к валу двигателя; (SU - угловая скорость вращения вала д вигателя; 1(1) крутящий момент, действующий на вал доигателя, зависящий от угловой скорости вала двигател и количества топлива; f с - момент сопротивления вращению Указанно1е уравнение решается с помощью интегратора 1. Зависимость .ПСаО) формируется блоком 5, на один вход которого с интегра.тора 1 поступает нагфяжение, пропорциональное оборотам вала двигателя, а на другой - напряжение, зависящее от подачи топлива. Это напряжение формирует ся с помощью модели регулятора 1О. Моделирование пусковых характеристик .двигателя основано на том, что Щ5И оборотах вала двигателя ниже минимально устойчивых резко повьшается момент со гфотивления. Это осуществляется с помощью блока 3, на один вход которого С сумматора 6 поступает напряжение, пропорциональное минимально устойчивым оборотам вала двигателя, зависящее от напряжения, пропорционального температуре масла двигателя. На другой вход блока 3 с интегратора 1 поступает на- пряжение, пропорциональное оборотам вала двигателя. Если это напряжение больще напряжения минимально устойчивых оборотов, то на выходе блока 3 имеется нагфяжение такой полярности, т.е. блок 3 сравнения не влияет на работу двигателя. Если напряжение, которое не пропускается выпрямительным элементом 2, с выхода интегратора 1 становится меньше напряжения с Выхода сумматора 6, то напряжение на выходе блока 3 сравнения меняет знак и через выпрямительный элемент 2 поступает на вход интегратора 1, т.е. резко возрастает момент сопротнвле ния. Зависимость напряжения, пропорционального минимально устойчивым оборотам двигателя, обеспечивается с помощью сумматора 6 и датчика 7 температуры масла таким образом, что, чем меньще, напряжение, пропорциональное температуре масла, тем выше напряжение, определяющее минимально устойчивые обороты двигателя. Предлагаемое устройство позволяет моделировать пусковые характеристики двигателя в зависимости от температуры масла. Формула изобретения Устройство для моделирования двигателя внутреннего сгорания, содержащее интегратор, блоки воспроизведения нелинеиностей, сумматор, источник питания, блок сравнения и выпрямительный элемент, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет воспроизведения пусковых характеристик двигателя, в устройство введены усилитель и датчик температуры масла, выход которого соединен с первым входом сумматора, второй вход которого подключен к выходу источника питания, выход сумматора соединен с первым входом блока сравнения, выход которого через выпрямительный элемент подключен к первому входу интегратора, выход которого непосредственно соединен с вторым входом блока сравнения, с первым входом первого блока вос15)оизведения нелинейности и через цепочку на последовательно соединенных усилителя и второго блока воспроизведения нелинейности подключен к второму входу первого блока воспроизведения rteлинейности, выход которого соединен с вторым входом интегратора. Источники информации, принятые во внимание ирк экспертизе &4 6 1,Известия Высших учебных заведений, сер. Машиностроение. Издание МВТУ им. Баумана. 1965, № 12, с. 48. 2.Авторское свидетельство СССР № 64О326, кл. Q Об G7/62, 1976 (прототип).
Авторы
Даты
1982-07-07—Публикация
1979-03-28—Подача