Изобретение относится к криогенной технике, в частности к способс1М хранения и транспортировки. жидкого, водорода с использованием водородного ожижите.1я Г и может быть применено на передвижных и неподвижных объектах с автономным хранением жидкого водорода, использующих силовые установки с тепловыми двигателями, например, на транспортных средствах с двигателем внутреннего сгорания.
Для хранения жидкого водорода с минимальными потерями применяются способы, заключающиеся в конденсации испаряющегося водорода водородными ожижителями l
. Недостаток таких способов - сложность оборудования для их реализации, в частности компрессорного оборудования.
Известны также способы хранения жидкого водорода с одновременной конденсацией испаряющегося водорода, сжимаемого в термосорбционных компрессорах .путем нагрева интерметаллических соединений t2j.
Наиболее близким к предлагаемому является способ, включающий сжатие испаряющегося водорода в термосорбционном компрессоре путем нагрева гидрида интерметаллического соединения, последующее охлаждение сжатого водорода в теплообменниках -и дросселирование зЗНедостатком способа является необходимость использования дополнительного источника энергии для нагрева гидрида, что потребует на пере10движных объектах дополнительной энергоустановки либо отбора энергии у имеющейся энергоустановки. Это в свою очередь приводит к усложнению и удорожанию хранения жидкого водо15рода на передвижных объектах.
Цель изобретения - упрощение и удешевление способа хранения жидкого водорода на передвижных и подвижных объектах, снабженных силовой уста20новкой с тепловым двигателем.
Для достижения указанной цели в известном способе хранения жидкого водорода, включающем сжатие испаряющегося водорода в термосорбционном
25 компрессоре нагрев гидрида интерметаллических соединений или металлов осуществляют теплом, выделяющимся при работе двигателя, в том числе отработавшими газами или охлаждающей водой двигателя, а также тем.
, что в качестве гидридов используют соединения ,, FeTiH.
Известно, что при работе двигателя 6 охлаждающую воду поступает 2035% тепла от сгорания топлива, а тепло, уносимое с отработавшими газами, составляет 30-40% тепла топлива.
При этом температура охлаждающей воды и отработавших газов двигателя достаточна для создания в термосорбционном компрессоре давления (более 4,0-6,0 МПа) , необх6д: 1мого для ожиженин водорода при помощи дросселирования.
На чертеже изображена схема осуществления предлагаемого способа хранения жидкого водорода :в установке для хранения.
Установка включает криогенный сосуд 1, теплообменники 2 и 3, термосорбционный компрессор 4, тепловой двигатель 5, предварительный теплообменник 6, азотную ванну 7 и дроссельное устройство 8.
Жидкий водород хранят в сосуде 1 под Давлением 0,2-0,4МПа при температуре соответственно 23-26 К. Из сосуда 1 испаряющийся водород направляют в низкотемпературный теплообменник, из которого газообразный водород при 76-78 К поступает в следующий теплообменник 3, откуда он при 285-295 К попадает в термосорбционный компрессор 4, в котором повышают давление водорода до 4,5-6,0 МПа, используя энергию отработавших газов или охлаждающей воды теплового двигателя 5. После термосорбционного компрессора сжатый водород с температурой 410-425 К последовательно охлаждают в предварительном теплообменнике 6 и теплообменнике 3 до 140-150 К холодным испаряющимся водородом, в .азотной ванне 7 до 79-80 К жидким азотом и в низкотемпературном теплообменнике 2 до 40-45 К парами испаряющегося водорода, после чего в дросселирующем устройстве 8 дросселируют его в сосуд 1, тем самым осуществляя ожижение чайти газообразного водорода.
Коэффициент ожижения при этом составляет около 50%.
Предлагаемый способ хранения жидкого водорода в передвижных и неподвижных объектах с тепловым двигателем обеспечивает по сравнейию с известными способами повышение экономичности за счет использования тепла отработавших газов или охлаждающей воды двигателя.
Например, при 2-3% потерь от испарения в резервуаре с 10000 кг жидкого водорода количество испарившегося водорода составляет 200300 кг/сут.
В известных способах 15-20% испарившегося водорода, т.е. до 60 кг/сут должно сжигаться для получения тепла.
Предлагаемый способ позволяет избежать этого.
Формула изобретения
1.Способ хранения жидкого водорода в передвижных и неподвижных объектах с тепловым двигателем,включающий сжатие испаряющегося водорода в термосорбционном компрессоре путем нагрева гидридов интерметаллических соединений или металлов, последующее охлаждение сжатого водорода и дросселирование, отличающийся тем, что, с целью
0 упрощения и удешевления способа хранения жидкрго водорода, нагрев гидрида осуществляют теплом, выделяющимся при работе двигателя.
2.Способ ПОП.1, отличаю щ и и с я тем, что нагрев гидрида ведут отработавшими газами или охлаждающей водой двигателя.
3.Способ ПОП.1, отличающийся тем, что в качестве гид0 РИДОВ используют соединения LaNic-H,, FeTiH,j.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Фастовский В.Г. и др. Криогенная техника. М., Энергия, 1971, с.161.
2.Proceeding of the Fourth International Cryogenic Engeneering
Conference Eindhoven, 24/26, may, .1972, p.122.
3.Патент СССР 389667, кл.F 25 В 15/02, 1969.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АНАЭРОБНАЯ ЭНЕРГОУСТАНОВКА С ДВИГАТЕЛЕМ СТИРЛИНГА И ВОДОРОДОСОДЕРЖАЩИМ ТОПЛИВОМ | 2000 |
|
RU2169319C1 |
СПОСОБ ГЕНЕРАЦИИ ЭНЕРГИИ В АНАЭРОБНОЙ СИСТЕМЕ | 2014 |
|
RU2561345C1 |
Энергетическая установка | 1988 |
|
SU1656599A1 |
АНАЭРОБНАЯ ЭНЕРГОУСТАНОВКА ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА | 2000 |
|
RU2171956C1 |
СИСТЕМА ТЕРМОСТАТИРОВАНИЯ КРИОГЕННЫХ КОМПОНЕНТОВ ТОПЛИВА АМПУЛИЗИРОВАННОЙ РАКЕТЫ ШАХТНОГО БАЗИРОВАНИЯ | 2022 |
|
RU2809671C2 |
АНАЭРОБНАЯ ЭНЕРГОХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 2000 |
|
RU2168680C1 |
СПОСОБ СЖИЖЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ГАЗИФИКАЦИИ ПРИРОДНОГО ГАЗА "МОСЭНЕРГО-ТУРБОКОН" | 2021 |
|
RU2770777C1 |
Энергетическая установка замкнутого цикла системы автономного энергообеспечения специальных объектов | 2024 |
|
RU2824694C1 |
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ОБЪЕКТОВ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ БЕЗ СВЯЗИ С АТМОСФЕРОЙ | 2000 |
|
RU2176054C1 |
ЭНЕРГОХОЛОДИЛЬНАЯ СИСТЕМА С ДИЗЕЛЬНОЙ ЭНЕРГОУСТАНОВКОЙ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ БЕЗ СВЯЗИ С АТМОСФЕРОЙ | 2002 |
|
RU2214567C1 |
Авторы
Даты
1982-07-30—Публикация
1980-08-01—Подача