Устройство для проветривания тоннелей Советский патент 1982 года по МПК E21F1/00 

Описание патента на изобретение SU949199A1

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕТРИВАНИЯ ТОННЕЛЕЙ

Похожие патенты SU949199A1

название год авторы номер документа
Устройство для проветривания тоннелей 1976
  • Цодиков Вениамин Яковлевич
  • Кернстен Игорь Оскарович
  • Кошелев Юрий Анатольевич
  • Васюков Петр Александрович
  • Простов Нариман Александрович
  • Ланчиков Константин Васильевич
  • Сергеева Татьяна Ильинична
  • Жуков Игорь Леонидович
  • Россовский Владилен Григорьевич
SU711300A1
ВЕНТИЛЯТОРНАЯ РЕЦИРКУЛЯЦИОННАЯ УСТАНОВКА 2009
  • Алыменко Даниил Николаевич
  • Алыменко Николай Иванович
RU2405112C1
Клапан приточной принудительной вентиляции с очисткой воздуха 2020
  • Литвинова Наталья Анатольевна
RU2744623C1
Устройство для проветривания тоннелей 1976
  • Цодиков Вениамин Яковлевич
  • Керстен Игорь Оскарович
  • Кошелев Юрий Анатольевич
  • Васюков Петр Александрович
  • Простов Нариман Александрович
  • Ланчиков Константин Васильевич
  • Сергеева Татьяна Ильинична
  • Жуков Игорь Леонидович
SU605983A1
ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ ШАХТНЫЙ КОМПЛЕКС 2005
  • Основин Евгений Владимирович
RU2291304C1
Способ регулирования теплового режима железнодорожных тоннелей 1989
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Беспалов Станислав Евгеньевич
  • Нам Лариса Адольфовна
  • Соколов Валерий Анатольевич
SU1716164A1
ШАХТНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА 2012
  • Ковалев Андрей Владиславович
  • Левин Лев Юрьевич
RU2509895C1
Способ реверсивной тоннельной вентиляции метрополитенов с частичной рециркуляций воздуха 1982
  • Цодиков Вениамин Яковлевич
  • Котов Владимир Васильевич
  • Маковский Илья Вениаминович
  • Абросов Алексей Андреевич
  • Васюков Петр Александрович
  • Сандуковский Эзар Владимирович
  • Россовский Владилен Григорьевич
  • Земцов Георгий Александрович
SU1090884A1
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ ГАЗОВОГО ПОТОКА (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2004
  • Павлушков Леонид Константинович
  • Тасиц Игорь Николаевич
  • Архипов Николай Александрович
RU2367815C2
ВЕНТИЛЯЦИОННАЯ УСТАНОВКА 1993
  • Россовский В.Г.
RU2123642C1

Реферат патента 1982 года Устройство для проветривания тоннелей

Формула изобретения SU 949 199 A1

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано .для управления вентиляцией и тепловым режимом подземных выработок и тоннелей. Известно устройство для снижения интенсивности воздухообмена путем создания воздушных завес, включающее вентиляторы, камеру вентиляторов, входные каналы и выходные каналы, продольная ось которых направлена под углом к оси тоннеля, обеспечивающим прерывание движущейся по тоннелю воздушной струи 1. Недостатком этого устройства является невозможность его применения для проветривания тоннелей, хотя оно включает те же конструктивнь1е элементы, что и вентиляционное устройство. Поэтому в вентиляционных системах оно должно применяться лишь совместно с вентиляционным устройством, что усложняет конструкцию и эксплуатацию вентиляционных систем. Известно устройство для проветривания тоннелей, включающее вентилятор, камеру вентилятора, входной и выходной каналы, оборудованные в местах сопряжения с тоннелем эжекторными насадками, выполненными в виде кольцевой щели, и поворотными заслонками 2. Однако это устройство не может быть эффективно использовано для одновременного управления вентиляцией и тепловым режимом тоннеля, в связи с чем оно должно применяться совместно с устройством для создания воздушной завесы, что неэкономично, так как требует дополнительного оборудования и повышенных эксплуатационных затрат. Целью изобретения является повышение экономичности и эффективности управления вентиляцией и тепловым режимом тоннелей путем осуществления одновременного их проветривания. Поставленная .цель достигается тем, что устройство снабжено диафрагмами, расположенными в основных входном и выходном каналах, и регуляторами расхода воздуха, соединенными с диафрагмами, при этом в месте Сопряжения основных входного и выходного каналов с тоннелем выполнены дополнительные входные и выходные каналы, причем регуляторы расхода воздуха установлены с возможностью подачи воздуха в основные и дополнительные каналы.

Кроме того, камера вентилятора снабжена калорифером.

На чертеже показано предлагаемое устройство в плане.

Устройство для проветривания размещено в двух эжекторных камерах 1, выполненных по оси тоннеля 2, и в камере вентилятора 3, расположенной параллельно тоннелю и соединенной с эжекторными камерами входным каналом 4 и выходным каналом 5. В каждой эжекторной камере 1 по периметру сечения путевого тоннеля выполнена эжекторная насадка 6 в виде сопла, образующая со стенками камеры кольцевую щель 7, полого сопряженную с тоннелем 2. В вентиляционной камере 3 установлены вентилятор 8 и калорифер 9. Входной 4 и выходной 5 каналы сопряжены с тоннеле.м 2 люками, оснащенными поворотными заслонками, соответственно 10 и 11. В месте сопряжения основных входного 4 и выходного каналов 5 с тоннелем 2 выполнены дополнительные входной 1 и выходной 13 каналы. В основных входном 4 и выходном 5 каналах расположены диафрагмы 14 и 15 и соединенные с ними регуляторы расхода воздуха 16 и 17 соответственно. Для повыщения интенсивности работы устройства поверхность тоннеля на длину зоны 18 смещения воздущных потоков выполнена гладкой.

Устройство работает следующим образом.

Для создания направленного потока воздуха в тоннеле входной канал 4 поворотной заслонкой 10 открывают, выходной канал 5 поворотной заслонкой 11 закрывают и включают вентилятор 8 (при необходимости подогрева воздуха включают также калорифер 9). Воздух засасывается вентилятором в открытый входной основной канал 4, проходит через вентиляционную камеру 3, поступает в основной выходной канал 5 и выбрасывается в тоннель через кольцевую щель 7 правой эжекторной камеры 1.

В последующем управление тепловым и вентиляционным режимом тоннеля осуществляют при помощи диафрагм 14 и 15с регуляторами 16 и 17. Диафрагму 14 и регулятор 16 в левой эжекторной камере устанавливают в положение, при котором кольцевая щель 7 со стороны входного канала 4 перекрыта, а дополнительный канал 12 полноетью открыт. Диафрагму 15 и регулятор 17 в правой эжекторной камере устанавливают в одно из трех положений: дополнительный выходной канал 13 полностью перекрыт, а кольцевая щель 7 открыта; дополнительный выходной канал 13 открыт, а кольцевая щель полностью перекрыта; дополнительный выходной канал 13 и кольцевая щель 7 открыты частично.

В первом случае воздух выходит из вентиляционного устройства в тоннель через кольцевую щель 7 правой эжекторной камеры, например в теплое время года, когда тоннелю не угрожает опасность обмерзания. Во втором случае весь воздух из вентиляционного устройства поступает в тоннель через дополнительный канал 13, образуя воздушную, а при включенном калорифере - воздущно-тепловую, завесу. Такой режим устанавливают, например, в наиболее холодное время года и при сильном ветровом напоре в период интервалов между проходящими через тоннель поездами. В третьем случае подаваемый в тоннель воздух разделяется на два потока: поток через кольцевую щель 7 создает вентиляционную струю, а поток через дополнительный канал - воздушную завесу. Соотнощение интенсивностей этих потоков регулируют поворотом диафрагмы 15 и регулятора 17. Такой режим целесообразно устанавливать на протяжении большей части холодного периода при отсутствии ветрового напора в сторону вентиляционного потока. Этот режим обеспечивет одновременное проветривание тоннеля и создание в нем воздущной завесы.

При реверсировании положение поворотных заслонок и диафрагм с регуляторами в левой и правой эжекторных камерах изменяют на противоположное.

Возможен вариант конструктивного выполнения устройства без реверсированкя воздущной струи, например при расположении устройства вблизи портала тоннеля. В этом случае сооружается только одна эжекторная камера, соединенная с вентиляционной камерой основным выходным каналом 5. При этом основной входной канал 4 оканчивается входным отверстием, сообщенным непосредственно с атмосферой и оснащенным поворотной заслонкой для регулирования количества засасываемого воздуха.

Устройство в этом варианте функционирует аналогично описанному.

Наличие дополнительных входного и выходного каналов и диафрагмы с регуляторами расхода воздуха делает устройство для проветривания тоннелей более универсальным и создаетВОЗМОЖНОСТЬ управления вентиляционным и тепловым режимом тоннелей и других подземных сооружений без применения специальных устройств, строительство и эксплуатация которых сопряжены с дополнительными затратами.

Формула изобретения

1. Устройство для проветривания тоннелей, включающее вентилятор, камеру вентилятора, основные входной и выходной каналы, оборудованные в местах сопряжения с тоннелем эжекторными насадками, вьшолненными в виде кольцевой щели, и поворотными заслонками, отличающееся тем, что, с целью повышения экономичности и эффективности управления вентиляцией и тепловым режимом тоннелей путем осуществления одновременного их проветривания, устройство снабжено диафрагмами, расположенными в основных входном и выходном каналах, и регуляторами расхода воздуха;Соединенными с диафрагмами, при этом в месте сопряжения основных входного и выходного каналов с тоннелем выполнены дополнительные входной и выходной каналы, причем регуляторы расхода воздуха установлены с возможностью подачи воздуха в основные и дополнительные каналь.2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что камера вентилятора снабжена калорифером.

Источники информации,

принятые во внимание при экспертизе

1.Поляков А. X. Проектирование вентиляции тоннелей. М., Госстройиздат, 1971, с. 98, 100.2.Авторское свидетельство. СССР

№ 605983, кл. Е 21 F 1/00,1976 (прототип).

/ ff

/ I

/ /

Г5 V7

SU 949 199 A1

Авторы

Веденин Александр Николаевич

Гендлер Семен Григорьевич

Славин Борис Ефимович

Даты

1982-08-07Публикация

1980-12-12Подача